Для чего нужно проходить скрининг казахстанцам. Советы онкологов

Мира Мустафина

ЛИТЕР: – Ранняя диагностика – одно из базовых направлений в борьбе с раком. Онкодиагнозы стали встречаться все чаще, и, увы, недуг молодеет...

Мухтар Тулеутаев: – Согласен. По данным Международного агентства исследований онкозаболеваний и ВОЗ ежегодно увеличивается количество людей, которым диагностирован рак. Это мировая тенденция. И в Казахстане, к сожалению, смертность от рака примерно на одном уровне с мировыми данными. К сожалению, рак молодеет, злокачественные заболевания могут диагностироваться даже у новорожденных. К счастью, среди детей меньше заболевших онкологией, чем среди взрослых. Чаще всего онкозаболевания встречаются в возрастном диапазоне от 49 до 75 лет. Среди женщин на 1-ом месте рак молочной железы, и в целом этот вид онкозаболевания лидирует. У мужчин – рак легкого. В общей структуре смертности на 1-ом месте также первенствует рак легкого.

Литер: – Это связано с курением?

Мухтар Тулеутаев: – Курение – очень большой фактор риска, и уже научно доказано, что оно играет сущест венную роль в развитии рака легкого. Но сегодня известно, что курящие рискуют заработать также рак полости рта, языка, губы, глотки, слюнных желез, пищевода, желудка. В дыме сигарет и табака, кроме никотина, есть смолы, насыщенные канцерогенными веществами. ЛИТЕР: – Какие еще факторы риска мы можем назвать? В интернете пишут, что если есть близкие родственники, заболевшие раком, то надо быть начеку, особенно по женской линии.

Динара Кенбаева: – Онкогинекология вроде бы узкая сфера, но в тоже время и широкая. 1-ое место здесь на протяжении многих лет занимают опухоли шейки матки, на 2-ом месте – яичников, а на 3-ем – рак тела матки и рак влагалища и вульвы. Рак шейки матки – это не генетическая предрасположенность. Здесь влияют заболевания, передающиеся половым путем. Наличие инфекций может вызывать воспаление слизистой шейки матки и различные патологические изменения. Сначала появляется эрозия, потом – дисплазии различного характера и т. д. Сейчас существует скрининг, когда у женщин берут мазок и отправляют на онкоцитологию. Каждая женщина, живущая половой жизнью, следуя правилам ухода за собой и своим телом, должна сдавать онкоцитологию раз в год. А если женщина не живет половой жизнью, то там могут возникать другие риски: миома матки, кисты яичников и другие патологии. В общем, есть риски и у тех, и у других. Надо помнить, что наличие инфекции влияет не только на шейку матки, но также на новообразования яичников. Лечить необходимо все воспалительные процессы. Различные кисты в яичниках женщины зачастую не замечают и не лечатся. В этом же ряду стоят гормональные изменения. Поэтому женщинам, у которых есть нарушения менструального цикла, необходимо быть внимательными.

ЛИТЕР: – Получается, неразборчивость в половых связях вполне может привести к онкозаболеваниям?

Мухтар Тулеутаев: – Хочешь долго жить и быть здоровым – соблюдай правила: держи не только тело в чистоте, но будь чистым в своих помыслах.

ЛИТЕР: – Как часто надо проходить скрининги?

Мухтар Тулеутаев: – Скрининг рака шейки матки женщинам надо проходить с 30 лет, если женщина живет половой жизнью. Рак молочной железы – с 40 до 70 лет. Колоректальный рак – с 50 до 70 лет. В нашей стране на сегодня три вида скрининга: на рак молочной железы, рак шейки матки и колоректальный рак. Надо проходить обязательно. Все бесплатно, все за счет государства. Если раньше была градация каждые два года, то сейчас – без проблем. Допустим, если женщина не прошла в 30 лет, то она может пройти и в 31. Во всем мире скрининги проходят по-разному, к примеру, в Японии некоторые скрининги проходят два раза в год. Заболеваемость онкологией, скажем, в Европе и Америке, ЮгоВосточной Азии и Японии выше, чем у нас. Но и продолжительность жизни там выше. Потому что у них ставится рак на ранних стадиях, и в этом случае лечение эффективней, пациент дольше живет. У нас, к сожалению, в среднем чуть больше 60% выявляется на 1-2 стадиях. За последний год диагностируется 1 стадия до 30%, соответственно, эти люди могут выздороветь на 100%.

Поэтому скрининги предназначены, чтобы выявлять заболевания на ранних стадиях, когда человек еще не чувствует, что болен. На этой стадии можно своевременно «поймать» заболевание и провести лечение. Поэтому в масштабах республики много проводится просветительской работы с населением. В столице каждую неделю по субботам мы проводим Дни открытых дверей, и такие же акции проходят в районных поликлиниках. Мы принимаем бесплатно всех желающих, консультируем по разным направлениям. Насколько активно население? Приходят, примерно, человек 100. На скрининги ходят «со скрипом»: коллеги из поликлиник бегают за каждым и приглашают на прохождение скринингов, хотя это благо, которое государство предоставляет нашим гражданам бесплатно. Все исходные материалы – за счет госбюджета. Человек должен проявлять солидарную ответственность за свое здоровье, должен делать шаг вперед и проходить все эти исследования, а не ходить по знахарям и различным консультантам, ведь так зачастую упускается время. Через наш Центр в год проходит более 10 тысяч пациентов. Проводится более 4 000 операций. Около 6 000 пациентов принимают химиотерапию и другие виды лечения. Около 1 000 – лучевую терапию. Лечение комплексное. Сегодня у нас делаются онкологические операции и в областных онкодиспансерах. Применяем современные методы лечения. Лекарственная и лучевая терапии – на современном мировом уровне. Это огромный шаг в лечении онкозаболеваний.

На территории бывшего СССР ни одно государство не обеспечивает лекарствами онкобольных так, как в Казахстане. В Европе, кроме Франции, так называемые таргетные препараты не выдаются бесплатно. В других странах их стоимость покрывается государством всего лишь на 20%, а остальная сумма идет из кармана пациента. У нас препараты бесплатные. Они стоят как минимум от 1 000 долларов до 1, 5 миллиона тенге за одну ампулу или упаковку, поэтому сейчас огромные средства вкладываются в здоровье наших граждан. При этом, хотя у нас нет дефицита кадров, нагрузка на докторов – колоссальная. Нет единицы измерения этой нагрузки. Само заболевание непростое. Доктор все пропускает через свое сердце, переживая за каждого больного. Нет такого врача, который бы не переживал за пациента: доктора ведь тоже люди. Любое осложнение или не ожидаемый эффект лечения тоже отражаются на психологическом статусе доктора.

Поделиться