НЕ ЧАСТЫЙ ГОСТЬ

В этот день, кроме генеральной репетиции долгожданного спектакля, прошла пресс-конференция для журналистов, на которой стало известно, что «Дон Карлос» – не частый гость на отечественной сцене: в Казахстане ее ставят во второй раз. На оперную афишу на казахской земле она вернулась после 40-летней паузы – в первый раз она шла на сцене ГАТОБ им. Абая, и вот теперь увидела свет на столичной сцене в рамках специального проекта «Современная казах станская культура» программы «Рухани жаңғыру».

Дирижер-постановщик – прославленный и востребованный в мире маэстро Алан Бурибаев, режиссер-постановщик спектакля – знаменитый итальянский режиссер Давиде Ливермор. Авторами костюмов стали известные театральные художники Софья Тасмагамбетова и Павел Драгунов. Сценография Кристианы Пикко. Премьера прошла вчера при содействии Министерства культуры и спорта РК. И, кстати, в репертуаре театра «Астана Опера» это третья опера Дж. Верди – афишу уже украшают такие замечательные творения великого итальянского композитора, как «Травиата» и «Аида».

СЛОЖНАЯ, НО ДОСТУПНАЯ

«Дон Карлос» – монументальная, сложная в исполнении, но доступная в восприятии, опера. Первая сложность этой вердиевской партитуры в вокальном раскладе, который требует высококлассных солистов от баса до сопрано. В этом плане «Астана Опера» повезло: здесь сильные солисты – ведущие сопрано, теноры, баритоны и басы. Все они с особым энтузиазмом репетировали и ждали премьеры. В этой опере почти нет «проходных» персонажей, все шесть основных партий играют ведущую роль в развитии сюжета и музыкальном материале.

Музыка Верди – яркая и насыщенная историческими образами. Как говорят музыковеды, опера «Дон Карлос» выделяется из всего контекста творчест ва Дж. Верди, но остается одним из самых великих творений, выходивших из-под его пера. Она знаменует поворот в художественном творчестве композитора. Музыку этого полотна характеризует гениальная простота и звучность с богатыми мелодическими оборотами. В настоящее время французская и итальянская версии оперы не сходят со сцен ведущих театров мира. На сцене «Астана Опера» была представлена итальянская версия.

Вторая сложность заключается в постановочной многомерности оперы: в ней и историческая хроника с событиями бунта Фландрии против Филиппа II; и запутанная любовная интрига Карлоса и его мачехи Елизаветы Валуа; и тема католической Инквизиции, мрачно вторгающейся в жизнь мадридского двора; и мистика, развязывающая страшный узел конфликта отца и сына появлением призрака их предка короля Карла V... Несмотря на все перечисленное, спектакль получился зрелищным. Зал сидел, не шелохнувшись, до конца спектакля.

Итальянский режиссер-постановщик Давиде Ливермор (в начале октября получил самую престижную награду оперного мира, называемую «Оперным Оскаром» – Opera Star-2019, лучший режиссер), признался, что на нем лежала большая ответственность – представить оперу «Дон Карлос» в Казахстане после такого многолетнего перерыва.

Нужно отметить, что с труппой «Астана Опера» маэстро работает не впервые: он осуществил для столичного театра грандиозные премьеры опер «Турандот» Дж. Пуччини и «Евгений Онегин» П.И. Чайковского.

– Эта опера, помимо политических распрей, говорит об одиночестве каждого героя. С одной стороны, человек может быть богат, наделен большой властью, но с другой стороны – он оказывается несчастным и одиноким, – заметил Давиде Ливермор

ЭНЕРГИЯ, ГОТОВАЯ ВЗОРВАТЬСЯ В ЛЮБОЙ МИГ

Заглавную партию Дона Карлоса исполняет Медет Чотабаев. Ему удалось показать внутренний накал своего героя. Каждая реплика, каждая реакция, нота были готовы взорваться от эмоций. Тема его рефлексии – глубокое одиночество. В партии Филиппа в разные премьерные дни заявлены Евгений Чайников и Барсег Туманян; Родриго – Сундет Байгожин, Талгат Мусабаев; Инквизитор – Болат Есимханов, Михаил Гужов (Геликон-Опера); Елизаветта – Жаннат Бактай, Майра Мухамедкызы; Эболи – Салтанат Муратбекова, Татьяна Вицинская; Монах – Жанат Шыбыкбаев, Шынгыс Расылхан.

Согласитесь, что это весьма убедительный список лучших солистов. Солистам удалось изобразить своих героев, без исключения, цельными натурами.

Заслуженный деятель РК Жаннат Бактай считает партию Елизаветы очень интересной:

– Это новый для меня лирико-драматический репертуар, в отличие от привычных лирико-колоратурных партий. Елизавета по тесситуре ниже, чем Эболи, поэтому в вокальном отношении, конечно, будет трудно. С артистами занималась коуч Алла Симонишвили (Италия) и до встречи с режиссером определенная работа уже была проделана. В опере большая и нагрузка ложится не только на артистов, но и на слушателей, которые должны быть подготовленными, прочитать либретто, проникнуться атмосферой того времени. Моя героиня очень мне импонирует, потому что она – любящая женщина, но, к сожалению, ее мечты не исполняются. Партнеры у меня опытные, мы много работали вместе, прошли большой творческий путь.

Сильнейшая сцена спектакля – диалог Филиппа с Великим Инквизитором, где оба, как скалы, стоят на своих позициях. Об этом, видимо, хотела сказать в «Доне Карлосе» постановочная команда. И смысл этот пробился через весь спектакль, в том числе через оркестр, который под управлением дирижера-постановщика Алана Бурибаева звучал неузнаваемо – мощно, с яркими медными, лаконичными струнными, с эффектной, что и у Филиппа II в спектакле, энергией, готовой взорваться в любой миг. Словно, метафора времени и вечности.

ДЛЯ ПЛАТЬЯ КОРОЛЕВЫ – 400 МЕТРОВ ТЕСЬМЫ

Как показала генеральная репетиция, подлинная история между персонажами сложилась. В спектакле – красивые массовки, ритуальные выходы короля, хоровые мизансцены, отсылающие зрителя к опыту великих живописцев, эффектный видео-арт, мгновенно воссоздающий и романтическую атмосферу, и огненный образ креста, сквозь яркое пламя которого виднелись лица.

– Это итальянская четырёхтактная версия. Монументальность оперы заключается не только в объеме, но и в том, что мы покажем разные декорации: церковь, обитель, королевский зал, кабинет короля, роскошные сады в картине с участием королевы. В этом спектакле, как ни в одном другом, мы задействовали все возможности машинерии, лифты сцены, позволяющие создать неожиданное появление короля. Кроме того, впервые применим сценическую технологию с пятью моторизированными дорогами, которые передвигают декорации. Также используем фронтальную и арьерпроекции, многотонную конструкцию, разделенную на три части. Некоторые элементы декораций – клетки, камеры, темницы – будут находиться на разных высотах, в других же декорациях мы увидим люки и открывающиеся окна. «Уверен, что на протяжении всего спектакля слушатели будут получать эмоциональный заряд», – сказал заместитель директора по художественно-производственным вопросам и эксплуатации здания Виктор Караре.


В театре сшили четыре сотни роскошных костюмов из парчи, бархата, атласа для солистов и хора. И, надо заметить, что здесь все было на своем месте: и гофрированные жесткие воротники-жернова, и сверкающая тесьма на исторических платьях... Сколько рулонов ткани было затрачено на их изготовление, сложно даже представить. Известно, что на одно платье королевы ушло порядка 400 метров тесьмы. Ткани должны были отражать историческую эпоху, но найти такие несовременные материи крайне сложно – сегодня их просто не используют. Художники по костюмам Софья Тасмагамбетова и Павел Драгунов – большие мастера своего дела, они смогли воплотить в жизнь самые невероятные идеи режиссера-постановщика.

– Поняв эпоху, окунувшись в историю костюма того времени, я изменила и мое отношение к спектаклю. Костюмы испанской знати очень стильные – это касается материалов, фасонов, кроя и даже отделочных работ. Я удивляюсь фантазии людей того времени, которые придумывали такие наряды. Сам сюжет предполагает мрачную атмосферу, и костюмы, соответственно, выполнены в темных тонах. Но за счет отделки они смотрятся выигрышно: тесьма, парча, камни, броши и жемчуга придают им особый шик.

В «Астана Опера» все спектакли – грандиозные, и нам всегда приятно и интересно работать в тесном тандеме с труппой театра, – призналась художник по костюмам Софья Тасмагамбетова.