Аншлаг на концерте в столице известной казахстанской пианистки, народной артистки Казахстана Жании Аубакировой и заслуженного артиста России, педагога, маэстро Анатолия Левина, дирижировавшего в этот вечер симфоническим оркестром Государственного театра оперы и балета «Астана Опера», – тому подтверждение. Выдающегося дирижера и талантливую пианистку связывает тесная дружба, возможно, поэтому концерт прошел на одном дыхании.

Еще несколько дней назад Жания Аубакирова играла на сцене старейшего оперного театра страны – ГАТОБ им. Абая и презентовала свою книгу «Вариации на темы…».

И вот… она, неутомимая и преданная музыке, на сцене «Астана Опера», где представила совместно с маэстро Анатолием Левиным и оркестром театра потрясающую прог­рамму, вся драматургия которой – это великая музыка двух композиторов – Концерт для фортепиано с оркестром № 2 Тлеса Кажгалиева и Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Фредерика Шопена. В насыщенную концертную программу, состоящую из двух отделений, также вошли увертюры к операм «Идоменей» Вольфганга Амадея Моцарта и «Семирамида» Дж. Россини.

Сочинения Тлеса Кажгалиева и Фредерика Шопена запомнились слушателям масштабностью трактовки и охватом всех эмоциональных полюсов. В игре Жании Аубакировой ощущалось все: от глубокой философии, лирических ассоциаций до вихря эмоций, которые накатывают и поглощают полностью. Казалось, пианистка в поисках разных звуковых возможностей рояля, нанизывая звук за звуком, дарит слушателям впечатление причастности к рождению шедевров.

В этот концертный вечер, прошедший в Большом зале Государственного театра оперы и балета «Астана Опера», слушателей поразили звукоизобразительные приемы представленного сочинения казахстанского композитора.

– Достоинства фортепианной фактуры Кажгалиева позволяют не просто слышать музыку, но буквально видеть ее. Возможно, в этом композитор продолжает высокие древние традиции инструментального исполнительства казахов – непревзойденных солистов-импровизаторов, обращавших внимание не только на внутреннее содержание, но и на внешнюю форму выражения, когда музыка становится неким синкретическим действом, – отмечает Жания Аубакирова.

Жания Яхияевна с успехом исполняла Концерт для фортепиано с оркестром № 2 Тлеса Кажгалиева не только на казахстанской сцене, но и за рубежом.

Реакция Тлеса Кажгалиева на события была очень яркой. По количеству запоминающихся тем и мотивов, возможно, он даже самый яркий из отечественных композиторов.

Его сочинения вызывают горячий восторг и овации искушенной публики. Выдающееся произведение отечественной классики – Концерт для фортепиано с оркестром № 2 – передает национальный колорит, величие духа казахского народа и гордость за Великую степь. Перед глазами родные просторы, чувствуешь запах полыни и аромат кобыльего молока.

Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Фредерика Шопена – одно из самых выдающихся сочинений фортепианной музыки периода романтизма. Виртуозное композиторское мастерство проявилось здесь не только в написании фортепианной партии, но и в глубоком знании симфонического оркестра. Столичные любители классической музыки с огромным энтузиазмом приняли сочинение Шопена, в котором во главу угла поставлена искренность и эмоциональность. Они высоко оценили блестящую технику исполнения Жании Аубакировой. Ее проникновенная игра погрузила публику в мир романтических грез. Пианистке аплодировали стоя и вызывали на бис. В столичном театре фортепианные концерты пользуются у публики спросом, она с интересом ждет здесь встреч с известными пианистами.

За пульт симфонического оркестра «Астана Опера» в этот вечер впервые встал маэстро Анатолий Левин. Известный дирижер сотрудничает со многими известными оркестрами и выдающимися музыкантами, такими как Валерий Афанасьев, Наталья Гутман, Элисо Вирсаладзе, Николай Петров, Александр Рудин и многими другими. И, конечно, у маэстро насыщенный гастрольный график, он регулярно дает концерты в странах Европы, Южной Америки и в Японии.

– Музыка – универсальный язык общения и не требует перевода. Она отражает чувства и мысли, присущие каждому человеку любой национальности, поэтому то, что нельзя выразить словами, можно почувствовать и понять, слушая такие произведения выдающихся композиторов, – считает Анатолий Левин.