Саида Калыкова – пианистка, композитор, чье имя стало широко известно не только в мире академических музыкантов. Лауреат международных конкурсов, лауреат премии «Жан шуак», победитель проекта «100 новых лиц Казахстана», академик музыки вдохновляет своих поклонников ярким талантом, невероятной стойкостью и нескончаемым жизнелюбием. Тому свидетельство – недавнее выступление солистки Государственной академической филармонии акимата Нур-Султана Саиды Калыковой в Алматы. Концерт-вдохновение необычного музыканта. Двадцать пять лет назад после перенесенной операции она потеряла зрение.

В Большом зале Казахской государственной филармонии им. Жамбыла в сопровождении Государственного академического симфонического оркестра РК (ГАСО) под управлением Каната Омарова состоялся ее концерт.

Выступление на сцене старейшей в стране филармонии Саида Калыкова посвятила 20-летию своей творчес­кой деятельности. Слушатели высоко оценили блестящую технику исполнения и одаренность пианистки. Ей аплодировали стоя, и публика долго не расходилась. Все оставались под впечатлением.

Пропустить столь уникальное событие невозможно. Это возможность не просто услышать оригинально составленную программу, но и искренне восхититься игрой незрячей пианистки. Концерты из цикла, посвященного 20-летию творческой деятельности Саиды Калыковой, объединяют хорошо известные сочинения и даже репертуарные раритеты, к примеру, на алматинском вечере «Ырыс күнім» выделялся концерт для фортепиано с оркестром № 2 ирландского композитора Джона Филда.

А также в этот вечер прозвучали и собственные сочинения пианистки Саиды Калыковой. К примеру, трогательное сочинение «Утро на озере». Ее музыкальные произведения весьма разнообразны, интересны и легко воспринимаются слушателями. Они отражают чувства и мысли талантливого молодого композитора. Ее музыка выражает то, что нельзя сказать словами, но можно почувствовать и понять, слушая очаровательные, тонкие и проникновенные сочинения Саиды.

Сегодня она является пока единственным в Казахстане академиком музыки. Это звание пианистка получила, учась в Италии. Оно присуждается магистрам, окончившим европейский музыкальный вуз. А начинала свое музыкальное образование в Казахстане. Саида – выпускница Уральского музыкального колледжа им. Курмангазы и Казахского национального университета искусств.

Надо признать, что Саида Калыкова – редкий образец музыканта, доказывающий, что и без внешнего эффекта, громкого пафоса и шума, а скромно, даже чуть застенчиво можно добиться настоящего профессионального успеха и заслужить любовь, признание публики во всем мире. Играть на фортепиано Саида начала в 6 лет, когда она пошла в первый класс. Не предупредив родителей, самостоятельно записалась к музыкальному педагогу. Быстро освоив нотную грамоту, она начала учиться игре на фортепиано. Но потом на ее долю выпали тяжелые испытания. В 1994 году после перенесенной операции, круг­лая отличница в общеобразовательной и музыкальной школах, девочка со стопроцентным зрением и абсолютным слухом перестала видеть.

Несмотря на диагнозы врачей, Саида продолжала заниматься музыкой и обучалась в общеобразовательной школе. В 12 лет она дает свой первый музыкальный концерт. В 15 лет делает свои первые наб­роски музыкальных произведений. Любопытный факт из творческой биографии Саиды Калыковой: на втором курсе Казахского национального университета искусств она едет на мастер-класс в город Киоджи (Италия).

По программе школы она участвует в конкурсе в Сан-Бартоломео и занимает второе место. После конкурса профессор Кельнской консерватории приглашает ее к участию в закрытом конкурсе. Это был конкурс пианистов-композиторов, где исполняются произведения собственного сочинения. На сегодняшний день у Саиды – более 20 собственных произведений.

Пианистка выступает в самых престижных залах страны, ее приглашают на концерты в Россию, Италию, гастрольный график расписан на год вперед. Так, в ноябре, Саида Турарбековна планирует выступление в столице в стенах родной филармонии. На ее счету более 60 концертов, в том числе и благотворительные. Ее исполнительские козыри – отличная пианистическая техника с тончайшей нюансировкой, и, конечно, пленительная интеллигентность, редчайшая интеллектуальность и стойкий характер.