Премьера вызвала восторг. Причем, как у поклонников, так и у известных балетных критиков. – А когда находишься под впечатлением, анализировать трудно, – призналась известный российский музыкальный критик, доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории им. П. Чайковского Елена Долинская. По счастливому стечению обстоятельств Елена Борисовна оказалась в дни премьеры в Нур-Султане.

ВСЕ ТЕЧЕТ – ВСЕ МЕНЯЕТСЯ, НО ЭТОТ БАЛЕТ – НАВСЕГДА...

«Астана Опера» показала в очередной раз, что хореографическая красота этого балета – на все времена. Другие вкусы, мода, люди, но успех «Жизели» остается неизменным. Кроме того, критики и ценители искусства выразили огромную благодарность Государственному театру оперы и балета «Астана Опера» за эту премьеру. В руководстве театра считают, что главный театр страны – это живой театр. То есть он не просто создатель и хранитель традиций (что архиважно), но и активный участник современной культурной жизни в столице (что важно не менее). Тому доказательство – премьера балета «Жизель», которую театр посвятил проходящему в эти дни III EURASIAN DANCE FESTIVAL.

Можно смело сказать – премьера стала украшением фестиваля и одним из значимых его событий. – Балетмейстер-постановщик, народная артистка России, художественный руководитель балетной труппы «Астана Опера» Алтынай Асылмуратова действительно высокого класса профессионал. Она сохранила романтическую структуру и атмосферу «Жизели»! Казахская Жизель европейского качества. Когда я шла на премьеру, сомневалась, не ожидала увидеть превосходно поставленную «Жизель». Донести до публики все нюансы первоисточника –это сейчас можно сравнить с подвигом, – отметила доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории им.  П.  Чайковского Елена Долинская.

Напомним, премьера балета состоялась 28 июня 1841 года в парижской Гранд-опера. Постановка, воплощенная в жизнь Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа, вписала их имена в мировую историю балета. Основная его тема и идея – это любовь, обладающая огромной силой, способная спасти даже от смерти.

КРАСОТА – СИЛА

В спектакле заняты три абсолютно разных состава артистов: Жизель – заслуженные деятели РК Казахстана Айгерим Бекетаева и этуаль Венгерского государственного оперного театра Алия Таныкпаева, а также Анастасия Заклинская. Альберт – заслуженный деятель Казахстана Бахтияр Адамжан, Еркин Рахматуллаев, Олжас Тарланов. Мирта – Асель Шайкенова, Елена Семенова и Еркежан Жунусова.

Артисты (в этом спектакле-балете нет просто танцовщиков, все – драматические актеры) движутся так, что смогли донести до сердец зрителей, то, что затронуло самые тонкие струны души, вызвав слезы. Они передали живые характеры, за которыми интересно следить.

Слаженно звучал оркестр под управлением Армана Уразгалиева. Балетом дирижировать очень сложно, но маэстро вдохновил музыкантов, и вместе они создали ритмичный, живой первый акт и таинственно-мистический второй.

В первый день премьеры партию Жизели представила Айгерим Бекетаева, которая смогла идеально передать романтический образ главной героини. Особенно выразительны были ее длинные, красивые, «поющие» руки.

Во второй премьерный день этот образ воплотила известная и талантливая танцовщица, этуаль Венгерского государственного оперного театра Алия Таныкпаева. Балерина призналась, что это была ее давняя мечта – работать с Алтынай Асылмуратовой, для нее она – легенда и авторитет в мире балета. К тому же партия Жизели является одной из ее самых любимых. Сцена сумасшествия, исполненная Алией Таныкпаевой, вызвала бурные эмоции у публики. Пластика тела, актерское мастерство, большой талант, особая магнетическая внутренняя сила артистки позволили создать собственную, чрезвычайно интересную, завораживающую интерпретацию Жизели.

Словом, Алтынай Асылмуратова дала возможность каждой балерине проявить себя, постановщик не загоняла их лишь в рамки хореографии, а, напротив, делала акценты на артистизм, предлагая им самостоятельно пройти жизненный путь своей героини и прочувствовать вместе с ней предательство любимого.

Третьей исполнительнице партии Жизели – Анастасии Заклинской – только предстоит показать себя в этой непростой роли. Дебют в «Жизели» подобен лакмусовой бумажке – так говорят специалисты, – и определяет способность артисток выражать себя на сцене. Выступление Анастасии Заклинской и ее партнера Олжаса Тарланова состоится 19 июня.

ДЕВУШКИ-ПРИЗРАКИ. БРАВО!

Прийти и посмотреть этот спектакль можно и из-за массовых сцен. Как отметила российский критик, они безупречны. Синхронность девушек – подруг Жизели – завораживает. С кордебалетом репетировала педагог-репетитор ГТОБ «Астана Опера» Елена Шерстнева.

Стоит обратить внимание на сценографию. Она оказалось весьма аскетичной, но в этом и были свои прелесть и шарм. Ведь речь идет об оформлении старинного балета: лунно-голубой цвет заливал сцену второго акта, а тени девушек-призраков создавали особую атмосферу, от которой становилось немного жутковато. Выдающийся сценограф современности 88-летний Эцио Фриджерио решил спектакль в живописном стиле, и это сделало постановку уникальной. Он не смог приехать на премьеру, но его трогательное письмо, адресованное постановочной команде и артистам, зачитали журналистам на пресс-конференции.

Похвалы заслуживают костюмы. Их автор – обладательница премии «Оскар» Франка Скуарчапино. Художник по костюмам смогла талантливо использовать палитру цветов. Великолепные костюмы получились настолько разнообразными, что каждый из них можно было бы представить на подиуме.