Ремонт премьере не помеха

Успех нынешнего сезона обеспечили интересные новые постановки. Творческому процессу не помешал даже капитальный ремонт в здании театра. Из-за этого спектакли проходят на разных столичных площадках.

Премьерные спектакли для творческого коллектива – дело чести. Свою честь в 118-м сезоне артисты русского академического защитили с блеском, порадовав зрителей двумя премьерами. Первая – знаменитая аллегорическая сказка А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Ее зрители увидели зимой. Вторая премьерная постановка – поэтическая композиция «Крылатая исповедь вольных сердец». Спектакль поставлен в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру» и посвящена к 125-летию Сакена Сейфуллина, Беимбета Майлина, Ильяса Жансугурова.

Авторы идеи и режиссеры-постановщики поэтической композиции заслуженный артист РК Бекпулат Парманов и деятель культуры РК Людмила Крючкова. Музыкально-поэтическую композицию они выстроили как многожанровый драматический спектакль. Это постановка о силе духа и поэзии, о жажде жизни. Говорится в ней, конечно же, о любви, которая разворачивается на фоне трагических событий в повести Беимбета Майлина «Памятник Шуги». Непросто переложить на язык театра повесть Майлина, стихи Сейфуллина и Жансугурова. Да еще сыграть их на сцене.

В спектакле сцена Дворца мира и согласия предстала в виде вытянутого металлического сооружения, которое «уходит» вдаль. Оттуда на зрителя направлен яркий свет прожектора, который ассоциируется… с человеческим оком. По задумке художника-постановщика, деятеля культуры РК Каната Максутова, такое решение пространства у зрителя, несомненно, должно вызвать запоминающиеся ассоциации. Даже танец актрис в длинных черных платьях на этом пространстве вызывает ассоциации… то ли с читальным залом библиотеки, то ли с поездом с вагонами-теплушками, то ли с железнодорожным пролетом.

В музыкально-поэтической композиции интересны все приемы, использованные постановщиками, что вполне логично. Ведь театр – вид искусства, в котором есть только мгновение и живая энергия актеров. Они обрушивают на зрителя всю поэтическую мощь стихов Сакена Сейфуллина «В ком энергия бьется», «Кокшетау – отдых души», «Вороной скакун» и отрывков из поэм Ильяса Жансугурова «Степь», «Кюйши» и «Кулагер». Художественный образ спектакля, с одной стороны, цельный, с другой – складывающийся из множества образов. Может быть, именно этим новая постановка будет интересна зрителям.

…В этом сезоне театр отметил еще юбилей двух замечательных актрис Натальи Косенко и Наталии Матвеевой трогательным вечером – «Два образа, Две жизни, Две судьбы».

Гастроли расширяют границы

Как говорят в театре, капитальный ремонт здания послужил стимулом для расширения не только горизонтов гастрольной деятельности, но и для участия в трех интересных проектах международного уровня.

В первую очередь надо назвать участие горьковцев в конференции «Русский театр за рубежом как институт русской культуры», прошедшей в Санкт-Петербурге (РФ). Следующим знаковым событием является I Фестиваль Международного союза театральных фестивалей «Театр. Территория единения» во Владимире (РФ), где представлены одни из лучших сценических работ театра. Речь идет о спектакле А. Яблонского «Язычники» режиссера Йонаса Вайткуса и моноспектакле С. Матвеева «Наедине с Пушкиным» режиссера Бекпулата Парманова.

И, кстати, задачей данного Союзного фестиваля является презентация театров-учредителей национальных фестивалей. Участниками первого такого фестиваля стали спектакли-победители театров Армении, Беларуси, Германии, Казахстана, Кыргызстана, Молдавии и России.

А вот на VII Международном театральном фестивале «SAMGAU», прошедшем чуть больше недели назад в Нур-Султане, зрители увидели спектакль режиссера Йонаса Вайткуса по пьесе М. Горького «Отец», ставший самым ярким событием прошлого года. Театр стремится оставаться интересным своему казахстанскому зрителю. Под этим девизом проходят гастроли по стране. В этом сезоне театр выезжал в Кокшетау и Павлодар, где театралы увидели лучшие репертуарные спектакли горьковцев.