Этот гастрольный тур прошел под знаком 85-летия старейшего оперного театра.

Тонкий расчет

Столичным театралам на сцене «Астана Опера» представлены масштабные постановки, требующие огромных творческих ресурсов, в основном – репертуарные спектакли, а не лайт-версии, как это иногда бывает на выездных гастролях. Гастрольную афишу украшали новые постановки последних сезонов, – это одноактные оперы «Сельская честь» П. Масканьи и «Паяцы» Р. Леонкавалло, опера Дж. Россини «Золушка» и балет Л. Минкуса «Дон Кихот».

Именно из-за этой аутентичности не все столичные сцены подходили для гастрольного тура ГАТОБ им. Абая. Поскольку театр вез с собой декорации, а это целых восемь больших фур, то сцены, на которых их устанавливали, должны были соответствовать стандартам оперных и балетных постановок. Вот поэтому гастроли прошли на сцене «Астана Опера», которая гостеприимно распахнула двери для алматинских коллег.

А кульминацией гастролей стал бенефис заслуженного деятеля РК Сауле Рахмедовой.

Зрители увидели приму ГАТОБ им. Абая в культовой постановке Бориса Эйфмана «Анна Каренина» на музыку Петра Чайковского. Спектакль благодаря размеру и оснащению сцены «Астана Опера» стал настоящим подарком для ценителей изящного искусства.

Елены Петровой3.jpg
© Фото Елена Петрова

Он был поставлен на сцене ГАТОБ им. Абая в 2011 году, ровно шесть лет назад, после своей первой премьеры в Санкт-Петербурге. И, к слову, в Алматы балет поставлен самим автором, известным балетмейстером-постановщиком Борисом Эйфманом. А художником-постановщиком алматинской «Анны Карениной» является народный художник России, лауреат Государственной премии РФ и Казахстана Вячеслав Окунев.

Музыкальный материал для балета собран из фрагментов различных произведений великого русского композитора Петра Чайковского. Борис Эйфман включил отрывки из шестой и второй симфоний, увертюр-фантазий «Гамлет», «Ромео и Джульетта», симфонических фантазий «Франческа да Римини», «Буря». Партию Анны Карениной исполнила талантливая балерина Сауле Рахмедова.

Особой радостью было – видеть переполненный зал. Публика с большим интересом не только посмотрела спектакль, но даже нашлись те, кто пошел за кулисы, чтобы сделать фотографии на память с артистами балета.

Зрители, не стесняясь, выражали свои эмоции и благодарили солистов – Сауле Рахмедову (Анна Каренина), Азамата Аскарова (Вронский), Даурена Жениса (Каренин) и Малику Ельчибаеву (Кити) – за совершенно новые ощущения и драматическую глубину. Многие могут возразить, можно ли от балета требовать тонкого психологизма человеческих отношений, чем так силен роман Льва Толстого. Но в этой талантливой балетной постановке можно. Потому что на сцене зритель увидел грандиозно придуманное и выстроенное действо.

Яркий спектакль, который включает в себя хореографически сложные поддержки, многообразие форм и позиций, необычную геометрию кордебалета, а главное – постановка смотрится очень цельно.

Знай свою честь

Зрители благодарили руководство ГАТОБ и за этот вечер, и вообще. В насыщенной, разнообразной и интересной гастрольной программе чувствуется грамотная политика руководства театра, считающая, что старейший оперный театр страны – это живой театр. Он не просто хранитель славных традиций, созданных за 85-летнюю историю театра, но и активный участник современной театральной жизни. Возможно поэтому в ГАТОБ им. Абая для постановки приглашаются выдающиеся современные театральные режиссеры.

Елена Петрова2.jpg
Сауле Рахмедова, партия в балете "Анна Каренина"/
© фото Елена Петрова

К примеру, над одноактными операми «Сельская честь» и «Паяцы» работала интернациональная творческая команда во главе с режиссером-постановщиком Лоренцо Мариани: сценограф, художник по костюмам Вильям Орланди, художник по свету Роберто Вентури и хореограф Лучиано Каннито, а музыкальным руководителем выступил заслуженный деятель РК Аскар Бурибаев.

Премьера состоялась в декабре прошлого года. ГАТОБ им. Абая уже дважды показывал одноактные оперы на родной сцене – каждый раз с огромным успехом. Очередное, уже гастрольное исполнение, дало столичной публике возможность сосредоточиться на голосах певцов блестящей алматинской вокальной школы.

Одним из ярких казахстанских оперных звезд является заслуженный деятель РК Гульзат Даурбаева, исполнившая партию Сантуццы в «Сельской чести». За очень прорисованный психологический рисунок партии можно поклониться вокальной школе, огромному опыту и самоотверженности примы театра. В ее образе сочетается все: вокальная и актерская уверенность.

Отметить стоит Нуржана Бажекенова (Туридду) в этом же спектакле. А в «Паяцы» – солиста Балуана Беркенова.

В нынешние постановки одноактных опер сразу же вошли музыкальные «визитные карточки» ГАТОБ им. Абая. В них есть все: оркестровая мощь и проникновенный вокал, а настроение – от жестокого отчаяния до комедийного. Музыка в операх «Сельская честь» П. Масканьи и «Паяцы» Р. Леонкавалло вне времени и пространства, архаичная и модная одновременно.


Ценители оперного искусства еще помнят постановку, которая в 70-е годы прошлого века в ГАТОБ им. Абая уже шла одноактная опера Р. Леонкавалло «Паяцы» с легендарными исполнителями: Роза Джаманова (Недда), Василий Яковенко (Канио), Артур Амонов (Тонио), Курманбек Мурзабеков (Сильвио). Тогда дирижером-постановщиком выступил народный артист Казахстана Базаргали Жаманбаев; а режиссер-постановщик – Борис Рябикин. В эти же годы в Казахской консерватории имени Курмангазы в оперной студии была осуществлена постановка оперы П. Масканьи «Сельская честь». В главной партии Туррида - известный эстрадный певец, народный артист РК Лаки Кесоглу.

Без сомнения, ГАТОБ им. Абая – духовный символ казахской культуры, его история неразрывно связана с зарождением, развитием и расцветом национального оперного и балетного искусства.

Свыше 300 произведений было поставлено на сцене театра, это и первые казахские оперы, и балеты, шедевры русской, западноевропейской оперной классики. Славная история театра заложила мощный фундамент высокой культуры и мастерства, благодаря которому национальное оперное и балетное искусство снискало мировую известность.

И, кстати, масштабные гастроли старейшего оперного театра страны состоялись впервые в Нур-Султане. Чтобы показать ГАТОБ им. Абая во всем блеске, в столицу приехала огромная команда – почти 250 человек, из них около 100 – музыканты симфонического оркестра под управлением маэстро Ерболата Ахмедьярова.

Такие гастроли стали возможны только при поддержке Министерства культуры и спорта РК в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру».