«География – линия культурной перспективы» - уникальная выставка, которая открылась по инициативе Республиканского общественного объединения QazaqGeography в Национальном музее.

Творить, чтобы жить

Хедлайнерами выставки являются работы четырех братьев Анкауовых - основателей галереи «ArlanDesign». Эмоции и боль управляют жизнью Сарсена, Даурена, Арлана и Баглана Анкауовых.

Они с детства больны миопатией Дюшена Эрба-Рота (это редкое заболевание, вызывающее поражение опорно-двигательного аппарата). Благодаря изобретенной ими авторской техники аппликации из овечьей шерсти (братья получили патент на изобретение новой технологии, которая не имеет аналогов в мире) они смогли рассказать о непоколебимом желании жить, любить и творить.

- Бабушки и со стороны мамы, и со стороны папы, были мастерами–рукодельницами. Стараемся, работаем. Уникальные бы я так работы не назвал бы. – скромно говорит Баглан Анкауов.



  Куратор выставки «География – линия культурной перспективы» художник, член Союза художников РК, преподаватель Каз НУИ Армат Бектас, с его оценкой творчества не согласен:

- Братья Анкауовы у нас очень скромные, стесняются демонстрировать свои работы, хотя среди них - много сказочных и добрых картин.


Уникальнейшие работ, как и их авторская техника. Как исследователь творчества братьев, могу сказать, что это интересно, перспективно. Потому что они в прикладное искусство внесли изобразительный контекст. Очень
сложная техника. Ведь прикладное искусство больше декоративное по своей сути. А их достоинство в том, что декоративное перевели на язык живописи через свою новую технологию. Они красят овечью шерсть, а потом в виде аппликаций клеят ее на холст. Эту технологию они запатентовали. Сейчас пока эту технологию никто не использует. Они первые! По крайней мере, в Казахстане точно.

Участники открытия выставки «География – линия культурной перспективы», среди которых был и премьер-министр Аскар Мамин, согласны с куратором выставки. И, кстати, посещение Аскаром Маминым выставки не выглядело для галочки. Премьер-министра привлекло творчество талантливых братьев: он внимательно слушал экскурсию, которую по выставке провел ее куратор.

Большая часть произведений Анкауовых представлены публике впервые из фондов галереи «Arlan Design». Серия работ Анкауовых, сделанные в авторской технике аппликации из овечьей шерсти – не может не восхищать посетителей. Все работы братьев объединяет одно: любовь к жизни. Они передали это через яркие и сочные цвета. Нет ни одного  предмета в произведениях, от которого бы исходили боль, тоска и одиночество. И, кстати, в таком мироощущении и мироввосприятии огромную роль сыграли их родители, которые всеми силами, никогда не жалуясь на жизнь, поднимали мальчиков, воспитывали и все заработанные деньги вкладывали в развитие и образование детей. Для главы многодетной семьи было важным привить сыновьям любовь к труду и научить их что-то делать своими руками, чтобы они смогли заработать хлеб и никогда ничего не просить. Когда отец увидел в сыновьях творческое начало, он, оказывается, сказал, что именно творчество их спасет и придаст смысл жизни. Об этом рассказала газете «ЛИТЕР» представитель QazaqGeography Жана Рустем:

  - Ровно год назад в октябре 2018 года мы принимали участие в выставке в рамках международного приграничного форума Казахстан-Россия в Петропавловске. Рядом с нашим стендом выставлялись мастера прикладного искусства, среди них был и Сарсен Анкауов, который представлял галерею «Arlan Design» братьев Анкауовых. Я обратила внимание на то, что у Сарсена проблемы с ногами, но больше всего меня поразила необычная техника, в которой были выполнены картины. Было ощущение 3D эффекта. Приглядевшись, поняла, что работы выполнены из войлока. Сарсен рассказал, что техника аппликации из овечьей шерсти уникальна и запатентована ими. Он также рассказал, что их четыре брата, живут они в Костанайской области, и все четверо больны генетическим заболеванием, поражающим опорно-двигательный аппарат. На сегодняшний день двое из них инвалиды третьей группы, двое – инвалиды второй группы. У них папа умер, мама-пенсионерка. При этом она ткёт ковры. Кстати, на этой выставке представлены и её работы. Родители в своё время вкладывали в своих детей всё, что могли, всячески развивали их. Уникальная несгибаемость этой многодетной семьи меня потрясла. Так началось наше знакомство. Мы приобрели несколько работ братьев Анкауовых для оформления нашего офиса. Затем предложили провести выставку их работ в столице на нашей площадке, в офисе QazaqGeography. Потом уже было принято решение организовать выставку прикладного искусства на главной площадке страны - Национальном музее РК. Вместе с работами братьев Анкауовых в экспозиции представлены войлочные и гобеленные работы региональных мастеров Казахстана, а также педагогов и студентов Казахского национального университета искусств».

Многое в жизни братьев изменилось после знакомства с QazaqGeography.

Благодаря колоссальным усилиям этой общественной организации, которая обратилась к известному меценату Нурлану Смагулову, - семья Анкауовых переехала в Костанай. Меценат купил им квартиры. До этого семья ютилась в небольшом доме в далеком поселке в Костанайской области. К тому же, благодаря акимату Костанайской области, у братьев Анкауовых теперь есть ещё и собственная мастерская в Костанае.

Увидеть настоящее


Куратор выставки Армат Бектас дополнил:
- В выставке представлены 50 работ студентов КазНУИ кафедры прикладного искусства. Есть и гобелен, живопись, войлок, керамика, скульптура и ювелирка тоже представлена. Практически это работы наших учеников и преподавателя Ботагоз Толеш. Рад, что мы участвуем в этом проекте. Все благодаря QazaqGeography и Национальному музею. Так хочется, чтобы это была не разовая акция. Поддерживать надо прикладное искусство, которое является может фундаментом национальной идеологии.

Прикладное искусство – это культурная память народа. Народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем. Среди популярных промыслов в Казахстане особо необходимо выделить изделия из войлока, в котором отражены исторические пласты, а также материально-духовная культура предков. Когда я спрашиваю у бизнесменов: чем занимался Третьяков? Никто не знает. Но он остался в истории как меценат. Кто не знает Третьяковскую галерею? Остался в памяти через культуру и искусство.

Российское искусство держится на трех китах: Третьяков, Мамонтов, Щукин. Три бизнесмена. Три личности. Три мецената. Они сохранили историю культуру России. Нашим бизнесменам надо бы обратить внимание на это.
Бизнес это временно, а культура, искусство это вечность. Когда они вкладываются в это, начинает меняться сознание. Думаю, что одна из задач QazaqGeography – формировать школу меценатства, а также формировать национальную идеологию. Каждое общественное объединение, кампания, каждый бизнесмен должен это принять на вооружение: поддерживать национальная культура.

Выставочный проект стал возможным благодаря инициативе QazaqGeography, который осуществился благодаря поддержке Национального музея.


Источник: ЛИТЕР