Выставка продлится с 12 сентября по 12 октября 2019 года в рамках проекта международной выставки» «Шествие Золотого Человека по музеям мира».

В торжественном мероприятии приняли участие директор Национального музея РК Арыстанбек Мухамедиулы, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Турецкой Республике Абзал Сапарбекулы, генеральный директор музеев и памятников культуры Гокхан Язги, генеральный секретарь ТЮРКСОЙ Дюсен Касеинов.

Цель выставки - ознакомление зарубежного зрителя с богатым историко-культурным наследием Казахстана. На выставке был представлен «Золотой человек», который является символом Республики Казахстан.

Выступая на церемонии открытия, директор Национального музея РК Арыстанбек Мухамедиулы отметил: «Казахстан интересует мировое сообщество своей кочевой цивилизацией и историей. В настоящее время в стране проводится большая работа в сфере культуры и искусства в рамках программ Первого Президента РК Н.А. Назарбаева «Рухани жаңғыру», «Семь граней Великой степи». Один из них - международный проект «Шествие Золотого Человека по музеям мира». В рамках этого проекта, реализуемого Национальным музеем РК при поддержке Министерства культуры и спорта РК, Золотой человек, ставший символом независимости Казахстана, был представлен на выставках около двадцати стран Европы, Азии и других стран. Целью сегодняшней выставки, проводимой в городе Анкара, Турецкой Республики, является ознакомление с историческим культурным наследием Казахстана, которая сложилась на территории Великой степи Евразии от эпохи раннего железного века до современност», - сказал он. Также А. Мухамедиулы поблагодарил Министерство культуры Турции, Посольство Республики Казахстан в Турецкой Республике, Международную организацию ТЮРКСОЙ, оказавшим  помощь в организации выставки.

В конце 1960-х и начале 1970-х годов в окрестностях Алматы у кургана Иссык, изучаемого известным археологом Кемалом Акышевым, произошла археологическая сенсация, в которой обнаружены останки сакского царя – «Золотого человека», ставшего символом Казахстана. Неоценимую находку названную как  «Казахский Тутанхамоны» признанно считают  « Новостью века». Крылатые золотые украшения в короне древнего степного правителя стали частью герба Республики Казахстан, а скульптура Золотого человека установлена на площади Независимости в городе Алматы.

Национальный музей Республики Казахстан объявил международный проект «Шествие Золотого Человека по музеям мира». В рамках масштабного мероприятия с большим успехом прошли выставки в музеях Беларуси, России, Азербайджана, Китая, Польши и Южной Кореи, Узбекистана.

На выставке в музее Анатолийских цивилизаций выставлены уникальные головные уборы конусной формы, украшенные золотыми накладными и золотыми пластинами в виде стрел, снега, Архара, лошадей и птицы, и древний железный век (V-IV вв. до н. э.), погребенные вместе с этим юным белокостным Колосовым врагом (по мнению археологов около 17-18 лет). коллекцию археологических находок.

Саки (в переводе с персидского – «гигантские мужчины») - древние предки казахов. В произведениях греческих авторов их художественно охарактеризовали как азиатские скифы (слово saka происходит от слова «олень»), в других древних источниках - «летучие кони». В числе трех больших групп этих племен были сакско-тиграхауты («шошечные борцы»), находящиеся в зоне захоронения Иссык-кургана, где захоронен «Золотой человек». Среди курганов было найдено более четырех тысяч золотых изделий, содержащих детали, украшающие одежду, а также украшения и предметы быта. В результате исследования исследователями топографии предметов из могильника удалось создать новую форму сакского воина, представляемого на выставку.

Среди находок, найденных в Иссыкском кургане, одна из древнейших письменных памятников имеет особое место в экспозиции серебряной чаши с надписью руна.

Преобладание зооморфных образов, считающихся важной особенностью древнего степного искусства, также обозначается критериями мифологического мышления. Драматизм этого сюжета объясняется как борьба добра и зла, начало света и темноты, создание новой жизни, символ вечного движения и вечной борьбы противоречий. В качестве наглядной модели такого противоречия можно увидеть экспонат из  золота, представленного на выставке, в виде двойного Барса, который точно повторяет друг друга с наклейкой V-IV веков, выполненной в технике формования и тиснения.

По мере установления христианства и мусульманства «зверский стиль» постепенно исчезает первоначальный смысл, выходящий из язычества и понимания. Однако декоративные изображения животных, потерявших первоначальное волшебное значение, использовались в ювелирных изделиях, миниатюрах, деревянных, каменных и костных колоритах, средневековых искусствах, таких как архитектура, в виде стилизованного орнамента и формы элементов зера. Эти процессы наглядно проявляются в ювелирных изделиях, обнаруженных в Сайрамском могильнике, датируемом XV веком, характерным для экспозиции. На выставке также были представлены уникальные археологические находки из сакских курганов Таксай (Западно-Казахстанская область), Талды-2 (Карагандинская область) и Берель (Восточно-Казахстанская область).

На выставке было представлено 207 предметов из фондов Национального музея Республики Казахстан. Шедевры древнего и средневекового искусства Казахстана, экспонаты представленные на выставке, - это небольшая часть произведений прежних безымянных мастеров, отражающих своеобразное наследие степной культуры Евразии.

Источник: Национальный музей РК