Пожалуй, ни одна казахстанская кинокартина за последние несколько лет не была такой ожидаемой. Со времен «Кочевника» ни один отечественный фильм не претендовал на такой серьезный мировой размах – и по бюджету, и по уровню постановки. И, хотя впечатления о картине разнятся, одно можно сказать точно – бюджетный рекорд последних лет «Томирис», безусловно, побила – более 7 миллионов долларов.

Историческая драма посвящена событиям VI века до нашей эры и рассказывает историю жизни великой царицы степи – легендарной Томирис. Маленькой девочке суждено стать искусным воином, пережить потерю близких людей, отомстить предателям и объединить сакские племена под своей властью. Вся жизнь Томирис – одна большая борьба за жизнь, свободу, статус, любовь и справедливость.

За основу взята история легендарной скифской царицы Томирис в изложении Геродота. Что, к слову сказать, уже вызвало определенные разногласия: ведь с трактовками этого древнегреческого историка согласны далеко не все его современные коллеги. Тем не менее его версия о жизни этой царицы на сегодня является наиболее канонической, поэтому ее и решено было воплотить на казахстанских киноэкранах. К слову, на сегодня «Томирис» на этих самых экранах «заряжена» максимально плотно – по всей стране в день идут 700 показов. Для отечественного кино это – рекорд. Конечно, играет роль и государственная поддержка – без нее такие прокатные мощности подключить далеко не всем удается.


Первое новшество, которое поразило всех, – это древнетюркский язык, на котором говорят персонажи фильма. Это было, пожалуй, самой сложной задачей для постановщиков фильма – заставить говорить членов съемочной группы на этом языке, как на родном. Получилось это благодаря широкому штату консультантов и советников фильма. А их были десятки – и по языку, и по быту, и по архитектуре, и по прикладному искусству. К слову, среди них и такие величины, как академик Карл Байпаков и архитектор Алмас Ордабаев. Поэтому к чисто внешнему оформлению фильма вопросов было меньше всего, чего не скажешь о сюжете.

Здесь мнения посмотревших фильм разнятся куда сильнее. Многие отметили, что в середине фильма сюжет начинает «провисать» и «пробуксовывать»: заявленный в первых сценах как экшн, фильм, с довольно быстро текущим сюжетом, вдруг начинает провисать и переходит к созерцанию царского двора и к какой-то статичности и медлительности повествования. И хотя к концу все более-менее выправляется, многие высказали точку зрения, что первую часть можно было бы гораздо смелее «порезать» по сюжету.

Что однозначно является открытием этого проекта – это исполнительница главной роли в фильме, актриса Альмира Турсын. Ради дебютантки Сатаев отказал «музам» своих предыдущих картин – Карлыгаш Мухамеджановой, Асель Сагатовой, Аружан Джазильбековой, которые также пробовались на эту роль. И здесь Сатаеву, похоже, улыбнулась режиссерская удача. Открыть новую звезду отечественного киноэкрана ему, безусловно, удалось.

Постигнет ли финансовый успех Сатаева – вопрос открытый. 7 миллионов долларов – бюджет «неотбиваемый» в условиях исключительно внутреннего проката. Конечно, создатели рассчитывают выйти и на мировые рынки. Однако в этом вопросе все не так очевидно. Это удавалось единицам среди отечественных кинопроизводителей, и далеко не всегда в этом им сопутствовал успех. Остается пока только лишь пожелать удачи команде Акана Сатаева.