Как передает корреспондент Liter.kz, тема выставки совсем не летняя, не развлекательная. Экспозиция посвящена памяти жертвам политических репрессий.

ВЫСТАВКА MUST SEE В СТОЛИЦЕ

В проекте, инициированном и организованном творческой площадкой Artcom при поддержке акимата Нур-Султана, в рамках Astana Art Show – 32 работы как известных мастеров кисти, чьи имена уже входят в учебники по искусству, – из Казахстана, Узбекистана, России, США, Великобритании, Кыргызстана и Венгрии, так молодых художников, которые только-только начинают свой путь. Многие из них являются участниками открытого образовательного проекта Art Collider.

Куратор, основатель творческой площадки Artcom и открытого образовательного проекта Art Collider Айгерим Капар вместе с художниками попыталась создать пространство, где современное искусство встречается с историей, с той, что еще пишется на наших глазах, и той, которая жива в памяти. История ХХ века, поколения наших бабушек и дедушек, мам и пап, переодетых в шинели и кирзовые сапоги в 1920-1950-е годы и пострадавших во время коллективизации и раскулачивания, голодомора, депортации народов и режима лагерей ГУЛАГа. Это о них известный искусствовед, критик, писательница Ольга Ройтенберг написала в книге «Неужели ктото вспомнил, что мы были…»

– Для меня было важно, как выстроят диалог художники с разным опытом и как переосмыслят прошлое и саму память о прошлом. Мы проводили исследования в нашей неформальной школе Art Collider, лекции и организовывали выезды в АЛЖИР, – говорит Айгерим Капар.

Попасть на выставку можно каждый день, причем, совершенно бесплатно. К тому же, Айгерим Капар проводит по выставке бесплатные кураторские экскурсии. Организаторы проекта могут гордиться тем, что работы художников переплетаются и имеют продолжение в виде публичных лекций, дискуссий, ворк-шопов. Они проходят сов местно с учеными, их цель переосмысление исторического прошлого и памяти, в поиске языка описания нашей постколониальной ситуации. Кроме того, в рамках выставки проходит ауыл-пикник, предложенный участницей проекта Аружан Жумабек, и в нем может принять участие любой желающий. На ауыл-пикник собираются самые обычные жители и гости столицы и устраивают громкие читки книг, которые изданы научно-исследовательским центром «КарЛАГ: память во имя будущего» и Академией «Болашақ» (Караганда). Вчера в рамках проекта состоялась лекция доктора юридических наук, профессора, члена-корреспондента Национальной академии наук РК Нурлана Дулатбекова.

ИСТОРИЯ, ИСКУССТВО, МУЗЫКА…

Сколько еще переплетений, казалось бы, на такую пронзительную и трагическую тему? И как не согласиться с организаторами проекта и с их утверждением, что история политических репрессий 20-50-х годов XX  века на территории Казахстана – это призма непроговоренной травмы. Данный проект, без сомнений, стал еще одним местом для локализации блуждающей травматической памяти, где новые ощущения подпитываются новыми теориями о постколониальном и деколониальном ответе, который предполагает, что каждое поколение может выработать свое собственное понимание прошлого и видение будущего.

Лекция «Репрессированная казахская музыка» журналиста, писательницы, исследователя Зиры Наурызбаевой не смогла даже вместить всех желающих послушать о многовековой казахской музыкальной традиции и, конечно, на судьбах музыкантов тоже не могли не сказаться репрессии. Потомственная кобызши Акнар Шарипбаева подарила собравшимся волшебные звуки удивительного музыкального инструмента.

ДОМ С ВЫШИВКОЙ

Организаторами не случайно было выбрано место проведения выставки, экспозиция начинается в доме купца Василия Кубрина, который находится в исторической части столицы. Стены знаменитого купеческого дома помнят не только счастливые семейные будни, но и кровавые расстрелы НКВД. Об этом читателям ЛИТЕРа рассказывает куратор выставки Айгерим Капар.

– Наша выставка начинается с видеоработы «Стены говорят». Проектируем вырезанный силуэтдома Василия Кубрина, еще фотографии, архивные документы. Они рассказывают, что происходило в этом доме. Дом был построен в 1912 году Василием Кубриным для своей жены. Она была актрисой одного из театров Санкт-Петербурга. Если верить легенде, приняв его предложение руки и сердца, она поставила ультиматум, что поедет за ним в Акмолинск, если он построит дом в петербургском стиле. Купец построил дом. Они здесь счастливо жили некоторое время. Через дорогу, где сейчас находится супермаркет, были торговые ряды купеческой семьи. Кубрины были крупными купцами в регионе. У них был бизнес в Щучинске, Атбасаре. После установления советской власти Кубрины освободили дом. Куда пропала купеческая семья неизвестно, кто-то говорит, что его потомки остались здесь, а кто-то говорит, что никого не осталось. Потом в этом доме был Центральный опорный пункт милиции, здесь было отделение НКВД, историкокрае ведческий музей и, кстати, многие из жителей помнят, что здесь был музей. А в годы независимости здесь находилось посольство Украины и здание было закрыто для посещения обычным людям. Сегодня наша выставка как бы активизирует заново старое новое культурное пространство в городе. Сейчас это здание перешло на баланс архива города Нур-Султан, в ближайшем будущем здесь снова откроется историко-краеведческий музей. Видеоработа без звука, авторы ее назвали «Стены говорят». Рядом с этой работой находится вышитое панно с названием нашей выставки, это айдентити нашей выставки. В нашей экспозиции много работ художников с вышивкой. Визуальный стиль выставки создала команда дизайнеров Otan Design.

– Айгерим, почему выбрана вышивка?

– Вышивание – одно из основных занятий женщин, которые находились в лагерях ГУЛАГа. Вышивка сделана красными нитями по белой ткани, нити связывают прошлое и настоящее, возможно, даже и будущее. Женщины, занимаясь вышивкой в лагерях, зачастую вспоминали о доме, семье, детях.

– В ходе кураторской экскурсии вы сказали, что проект «Estelikter. Ótkenmen syrlasu» («Воспоминания. Диалоги памяти») – это не рассказ и не повествование о том времени. Тогда в чем миссия проекта?

– Мы не занимаемся пересказом. Мы анализируем эти события и влияние на современность. Ведь не все, живя даже в столице, знают, что совсем рядом есть музей АЛЖИР. Большинство людей там не было. Когда мы занимались подготовкой выставки в доме Кубрина, мимо проходил пожилой мужчина с тросточкой, долга стоял и читал наш баннер, оказывается, он живет здесь недалеко. Он нам рассказал, что когда был совсем маленьким, видел такую картину. Он хорошо запомнил, как вокруг дома однажды бегала жутко растрепанная женщина, она безумно кричала, в подвале дома расстреляли ее сына.

На выставке в числе многих представлена работа архитектора Сакена Нарынова, он проектировал музей АЛЖИР. 31 мая – День памяти жертв политических репрессий – там происходит митинг, читают молитвы. Сюда много людей приезжает со всего мира. Мы добавили к архитектурному плану музея еще свои собственные фотографии и снимки наших участников выставки, когда мы туда ездили, – все это расположили на старых чемоданах… Мы этим жестом хотели показать: как это когда-то было идеей, потом архитектурным планом, теперь стало действительным объектом и как сейчас люди обживают, наполняют. Такая метафора…»