Они обучаются на разных специалистов, но нигде их не берут на работу по их будущей специальности, хотя бы в подмастерья за низкую плату.

Все будущие мастера СТО, воспитатели, переводчики, повара или парикмахеры работают летом продавцами или официантами. – 70% казахстанских работодателей не удовлетворены навыками выпускников наших колледжей, – заявил на днях Президент страны Касым-Жомарт Токаев.

Почему так происходит? Почему казахстанские работодатели недовольны знаниями и навыками молодых специалистов со средне-специальным образованием, и что нужно сделать, чтобы они были востребованы?

Казахстанские предприниматели относятся к системе технического и профессионального образования, на мой взгляд, потребительски. Хотя во всем мире в средних и крупных предприятиях существуют специальные подразделения, работа которых заключается в привлечении кадров и развитии собственного персонала.

В западном мире привлечение персонала такими подразделениями основывается не только на даче объявлений о вакансиях и регулярном просмотре объявлений о поиске работы претендентами. В первую очередь, подразделения HR (трудовые ресурсы) организуют совместную работу с организациями технического и профессионального образования.

Показательным примером такой работы является «дуальное образование» представителей рабочих специальностей в Германии.

В начале 60-х годов прошлого столетия немцами был принят закон о профессиональном образовании, целью которого была защита рынка труда от дешевой неквалифицированной рабочей силы, хлынувшей в основном из Турции, предусматривающее обязательное наличие квалификационного сертификата при приеме на работу.

При этом исключение по данному требованию предоставлялось только учащимся организаций технического и профессионального образования. Указанные сертификаты о квалификации выдавались специализированными структурами предпринимательских объединений. В Германии предприятия крайне заинтересованы в том, чтобы выпускники профшкол удовлетворяли по своей подготовке и навыкам и поэтому активно вкладываются финансово в производственную практику своих будущих работников. Частные инвестиции в профессионально-техническое образование сопоставимы с расходами государства. Простой пример, все автоконцерны Германии поставляют все свои новинки в партнерские профессиональные школы. И таких примеров масса!

Конечно, в нашей стране есть примеры успешного внедрения дуального образования – это сотрудничество корпорации «Казахмыс» с колледжами Жезказгана, Сатпаева и Балхаша, а также компании «Имстальком» с колледжами Караганды.


Возможно, есть и другие примеры, но о них ничего не слышно, несмотря на то, что дуальное образование внедрялось административным методом в структурах фонда «Самрук-Казына» после известного поручения Первого Президента РК Нурсултана Назарбаева, озвученного на заседании Ассамблеи народа Казахстана в 2012 году.

Недавно прошла новость, что Министерство образования и науки планирует передать колледжи предпринимателям и структурам Национальной палаты «Атамекен» в доверительное управление для большей интеграции бизнеса и организаций образования в деле подготовки кадров. Но насколько данная мера будет эффективна – большой вопрос!

Организациям образования нужен не менеджмент бизнесменов, а реальная помощь в процессе организации производственной практики учащимся:

• предоставление производственных помещений для проведения производственной практики учащимся;

• направления собственных опытных работников мастерами производства в организации образования;

• предоставление в организации образования оборудования (пусть даже списанного), используемого на предприятиях и расходных материалов, либо симуляторов оборудования, благо индустрия по их производству развита;

• активное участие в составлении учебных планов и программ;

• создание системы присвоения квалификации специальностей.

Все это нужно не организациям образования, а самим предпринимателям, чтобы удовлетворенность в подготовленных системой технического и профессионального образования кадрах была максимальной! На сегодня предприятия неохотно идут на организацию практики.

Сейчас, правда, наставники получают деньги, но это мизер по сравнению с их заработной платой. Чтобы заинтересовать студентов, стимулировать их (а это 60% всего учебного времени, где студенты получают основные практические навыки, находятся на рабочем месте) за работу нужно платить студентам, а то получается бесплатная рабочая сила.

Хотя студенты – старшекурсники и выполняют работу целого специалиста. И это тоже будет стимулом для качественного освоения навыков на предприятиях.

И каждому предпринимателю нужно задать себе вопрос, перефразировав одно изречение американского президента – не спрашивай, какие кадры мне подготовит система образования Казахстана, скажи, что ты сделаешь, чтобы специалисты, выпускаемые системой образования Казахстана, были высокой квалификации!