В школе я разбирала за 15 секунд автомат Калашникова, а собирала за секунд 40, кажется. Не помню какой там был норматив, но укладывалась с запасом, так как военрук очень гордился моими показателями и ставил отличные отметки. Но ни разу полученные на уроке НВП навыки не пригодились мне в жизни.

Прошло не одно десятилетие, с тех пор я ни разу не видела этот знаменитый автомат в глаза. Так и не поняла, для чего нас надо было учить разбирать и собирать его?

На днях министр образования заявил о введении нового предмета в школе для десятиклассников – «Основы предпринимательства и бизнеса». Кто будет его преподавать, по какой методике и сколько раз в неделю, оставим для другой колонки, а сейчас скажу: такой предмет давно нужно было вводить.

Мы отстаем от веяния времени. А надо именно в школе идти на два шага вперед, опережая время. Как-то на одном из первых, после своего назначения, заседаний правительства министр образования и науки Аслан Саринжипов сказал, что система должна учить обучающихся тем специальностям, которые еще не существуют, но появятся в будущем. По реакции присутствующих было видно, что заявление нового министра вызвало недоумение.

Сегодня считаю, что в его словах было рациональное зерно. На мой взгляд, вводя новые предметы, нужно смотреть и старые: может есть необходимость упразднения некоторых предметов в школе?

Многие навыки, которые были необходимы в прошлом, становятся анахронизмом. Полтора – два века назад каждый мальчик должен был учиться уметь держаться не только в седле, но и охотиться, стрелять из лука, разделывать тушу животного, принимать даже роды при окоте, не говоря о том, чтобы колоть дрова и обращаться с огнем. Это было необходимо для выживания.

Сегодня, если семья не ведет натуральное хозяйство, то все эти навыки не востребованы. Центральные и автономные системы отопления, разнообразная бытовая техника, развитие торговой сферы, современный транспорт изменили спектр необходимых для человека навыков. Так и в школе. Насколько сегодня будущим инженерам нужно корпеть над чертежами на уроке черчения, если программа AutoCAD построит хоть 2d, хоть 3d модель на основании введенных данных?

В период «холодной войны» начальная военная подготовка в среднем образовании имела какую-то целесообразность. Но сегодня, когда многие западные страны отказались от призывной системы формирования армии в пользу контрактной или на пороге принятия такого решения, не совсем понятен смысл изучения видов оружия и военных дисциплин в школах. Надо признать, что и в вузах военные кафедры, имеющиеся только в странах бывшего Советского Союза, стали возможностью избежать призыва в армию тем, кто связывает свое будущее с правоохранительной системой, но не хочет служить в армии.

Лично мне смешно, когда пишут и говорят, что на уроках НВП воспитывают патриотизм, разве можно воспитать патриота за один урок в неделю, рассказывая как собрать автомат, обучая метать гранату и стрелять?

Многие страны СНГ убрали из школьной программы НВП. Почему у нас никак не хотят? Складывается впечатление, что уполномоченный орган в области образования, чтобы не думать о необходимости увольнения нескольких тысяч учителей НВП, которые в основе своей пенсионеры оборонного ведомства, идет по пути наименьшего сопротивления – оставляет все как есть.

Уроки НВП – это не только, на мой взгляд, ненужные расходы госбюджета, но и граждан: некоторые школы не ограничиваются военной рубашкой, но и обязывают родителей приобретать камуфляжную форму. До сих пор в школах выделяется отдельный кабинет для НВП, специальное оборудование, тематические плакаты, противогазы, муляжи оружия и гранат. В последнее время министерство образования, реформируя школу, вводит новые предметы или начинает обучение иностранным языкам и информатике с первого класса. Так может лучше будет освободить время и файлы памяти школьников для новых предметов за счет упразднения ненужных уроков?

Последние события в нашей стране показали, что молодое поколение не умеет оказывать помощь при ЧС, не может опознать инсульт и не то что помочь утопающему и сделать искусственное дыхание, но и сами не умеют плавать! Ибо бассейны все платные, не каждая семья может позволить. Статистика утонувших этим летом детей и молодых людей шокирует. Арысские события показали, насколько наши люди невежественны в вопросах самозащиты. Все это говорит о том, что важнее безопасности и спасения жизни нет ничего. Поэтому нужно обучать детей не собирать и разбирать автомат, а оказывать помощь и самому грамотно спасать себя и ближних при чрезвычайных природных или иных техногенных ситуациях.