Отношение казахов к шежіре является сакральным. Меня как родолога не может не радовать тот факт, что сегодня многие современные казахи пытаются восстановить свои корни и очень серьезно изучают свою родословную. Напомню, что согласно древним традициям, род у казахов передается через мужскую линию. Иногда в эти записи включают и наиболее выдающихся женщин. Кроме имен, эти записи содержат биографии, историю и географию наиболее значимых событий и семейных легенд.

У казахов существует принцип жеті ата («семь дедов») – система составления родословных, которая подразумевала обязательность знания имен своих предков по мужской линии до седьмого колена. Родственники вплоть до седьмого колена считались близкими и несли коллективную ответственность друг за друга, а браки между ними запрещались во избежание кровосмешения. Безусловно, шежіре и жеті ата – это факторы сохранения генетической чистоты и здоровья нации.

Наши мудрые предки, наблюдая за собой, природой, животными, ввели неписаное правило – пока не пройдет семь поколений по прямой мужской линии, потомкам нельзя создавать друг с другом семью. Потому что это чревато генетическими, физиологическими и психологическими отклонениями.

У многих народов, особенно тюркских, тоже существует это правило с небольшими поправками. К примеру, у саха – это знание девяти поколений, у кыргызов – семи.

Чеченский народ с приходом ислама (учитывая некоторые нюансы) ввел свои правила – по мужской ветви – только через девять поколений, по женской – через пять.

Посмотрите, что происходит сейчас в монарших и королевских семьях Европы – молодые отпрыски создают отнюдь нединастийные браки. Они создают семьи с простолюдинами, что раньше было немыслимо. В Таджикистане сложилась вообще критическая ситуация – 55-60% детей-инвалидов родились в результате браков между близкими родственниками. Об этом вынужден был сказать даже президент республики Эмомали Рахмон, выступая на встрече с работниками сферы здравоохранения 1 сентября 2018 года.

Следует отметить, что в январе 2016 года в Таджикистане законодательно были запрещены браки между близкими родственниками – двоюродными и троюродными братьями и сестрами. Родственные браки становятся проблемой и в Узбекистане. Там тоже медики бьют тревогу. В Семейный кодекс предлагают внести поправки, запрещающие заключение брака между между двоюродными родственниками. У нас такие браки, конечно, тоже встречаются, но это большая редкость. Заветы предков всетаки чтим, соблюдаем.

Проблема в Казахстане возникла в связи с другими обстоятельствами – в разведенных семьях и в семьях, где супруг проявлял неверность и родил ребенка, как у нас говорят «на стороне»... Когда родители разводятся, дети обычно остаются с мамой. Редко каким семьям удается сохранить нормальные отношения с бывшим мужем, отцом детей и отцовским родом. Обычно это конфронтация, «война» на много лет, отца знать не хотят, не то, что видеть... Знаю по своей практике немало и молодых людей, и людей в возрасте, которые никогда не видели отца. А во многих случаях отец-то женился, родил еще детей...

А если мужчина утаивает, что есть дети вне брака? И тогда приходится задавать вопрос, ради которого наши предки и передали знание «Жеті ата» – «а вы даете гарантию, что ваши потомки не встретятся и не поженятся?» Этот вопрос даже ярых скептиков и противников сразу приводит в чувство. Тем более, в моей практике уже были такие случаи. Трагические. Для молодых, которые не знали, что они дети одного отца или являлись близкими родственниками по отцовской ветви...

Конечно, нужно время, чтобы отпустить обиды, принять саму мысль, что с отцом и отцовским родом лучше поддерживать отношения, иногда даже найти отца. На каждом семинаре, клубной встрече, очень часто на консультациях, мы, родологи-тектанушы, разъясняем эти прописные истины. И вносим тем самым свою лепту в генетическое здоровье нации. Радуемся, когда восстанавливаются родственные отношения, дети находят отцов, отцы детей.

И общаются друг с другом, не обвиняя и не осуждая никого.

Тегіңді біл, балам...

Тегіңді біл, қазағым...