Споры о роли личности в истории можно отнести к разряду неразрешимых. Одни считают, что от нее зависит многое, другие, напротив, советуют не переоценивать влияние отдельного, пусть даже самого одаренного и влия­тельного индивида на ход историчес­ких процессов. Где истина?

Парадоксально, но, наверное, обе стороны правы, безусловно. Правы применительно к различным сис­темам общественного устройства. Личность играет роль в социумах, в которых индивиды предпочитают доверить судьбу лидеру в обмен на защиту и социальные блага. Там же, где каждый привык принимать на себя ответственность за свое будущее, фигура лидера резко утрачивает значение. По контурам это напоминает общества социалистического и капиталистического типов, в первом – доминирует государство, во втором – индивид.

Но не только индивид. Объединяясь в общество, самодостаточные индивиды – собственники – формируют пресловутый средний класс. В котором они не только полноправно управляют собственными судьбами, но и создают рабочие места, формируют основы устойчивой экономики и государства.

Именно средний класс создает то самое здоровое и активное общество, способное генерировать ценности, задавать государству повестку, формулируя четкие социальные запросы на текущий момент времени.

Кто в этой формуле важнее – личность или все-таки общество?

Можем ли мы сегодня утвердительно ответить о наличии в стране сформировавшегося среднего класса? Того самого, который бы определял погоду в стране, формировал львиную долю доходной части бюджета, генерировал ценности общества. Вопрос, пожалуй, риторический…

Наверное, именно с этим и связано чрезмерное внимание к персонам потенциальных кандидатов. Не к их предвыборным платформам и политическим доктринам, а к личностям. Заведомо полагая, что все будет зависеть от конкретного человека, который займет президентское кресло. И не допуская, что его действия будут ограничены или, напротив, подкреплены мандатом общества и теми запросами, которые оно будет ему транслировать.

Увы, пока внятным является лишь запрос на социальные программы – выделение денег, меры поддержки и льготы. То есть запрос не на удочку, а на рыбу.

И власть с удовольствием этот запрос исполняет. Поскольку научить людей ловить рыбу намного сложнее, чем раздать готовую. И уж тем более, сложнее создать условия для формирования среднего класса.

И здесь дело не только в институциональных условиях для среднего класса. В той или иной степени они в нашей стране присутствуют. Насколько они совершенны, тоже зависит от потенциального среднего класса, который у нас слабо оценивает свои возможности влиять на состояние правового климата, на решения властей, на состояние общества и даже экономики.

За сутки на восстановление Собора во Франции собран миллиард евро. Пожертвования делали как олигархи, так и рядовые граждане, и мелкие предприниматели. Готовы ли у нас собирать на ремонт таких святынь, как Мавзолей Кожа Ахмета Яссауи наравне и богатые, и бедные? Готовы ли отрывать от сердца ради того, чтобы передать потомкам? Или же будем ждать выделения средств от государства?

Говоря много о поддержке внут­реннего туризма, мы предпочитаем отдыхать за рубежом. Равно как и сами владельцы отечественных пансионатов не сильно стремятся улучшать сервис, вырабатывать более гибкие программы, считая, что не стоит тратить лишние деньги там, где и так можно зарабатывать. Фактически, полное отсутствие встречных движений, как результат –отсутствие развития отрасли, а глобально – всей экономики и отток капитала за рубеж.

Наверное, главной повесткой следующего президента должна стать одна цель – формирование устойчивого среднего класса. Который будет иметь собственную философию, поведенческие модели, культуру досуга, отдыха и бизнеса, в котором будут заложены глубокие традиции и ценности, который на следующих выборах будет изучать не фамилии кандидатов, а их платформы, подчеркивая карандашом пункты, с которыми согласен и делая на полях замечания в отношении того, что следовало бы улучшить. И этот кандидат почувствует каждую помарку на полях и ответит ей, потому что важна будет не личность, а общество.