Ответственность партнеров в ГЧП

Статья из газеты "Литер Неделя" № 57

Проекты государственно-частного партнерства (ГЧП) в Казахстане начали реализовываться с 2006 года. В течение 10 лет программа показала свою эффективность как один из способов решения различных проблем.

Болат Палымбетов - колумнист Литер

Например, проблема нехватки государственных детсадов. Благодаря этой программе проблема очередников в детсады решена на 80%. Это один из самых успешных примеров ГЧП.

Но жизнь не стоит на месте. Любая программа всегда требует определенных корректировок. На заседании Совета по защите прав предпринимателей НПП РК «Атамекен» 29 марта 2019 года, который прошел под председательством Каирбека Сулейменова, состоялся откровенный разговор о проблемах в этой области, где предприниматели поднимали вопрос о непрозрачности и о недофинансировании.

В своих обращениях предприниматели указывают на отсутствие полной и доступной информации по проектам ГЧП. Говорили они и об имеющих место ограничениях их участия в партнерстве, а также о непрозрачности действий комиссий по ГЧП.

Ведь это государственно-частное партнерство! Вдумайтесь в само определение! По словам самих предпринимателей, у нас не всегда партнерство чувствуется. И задаются вопросом: «Почему в комиссиях, где принимаются решения по проектам ГЧП, сидят одни чиновники?»

Раз мы говорим о партнерстве, то нужно сделать это так, чтобы в этих комиссиях 50% были чиновники, а 50% – депутаты маслихатов, предприниматели и общественные деятели. Ведь ответственность и риски должны распределяться между бизнесом и государством одинаково. Значит, и права должны быть одинаковыми. Тогда и недоверие бизнеса само собой отпадет. Работа комиссии должна быть прозрачной.

Что касается финансирования, то получается интересная ситуация. Предприниматель вложил свои средства либо взял кредит, начал работать. А в последний момент ему отказывают в финансировании. То есть получается, что некоторые акиматы стремятся за количеством проектов ГЧП, но в то же время не соизмереяются со своим местным бюджетом.

Нужно с самого начала закладывать в бюджет и сделать его приоритетным. А в случае неоплаты четко должна быть определена ответственность госчиновника. И, вообще, нельзя акиматам начинать новое ГЧП, пока не рассчитаются с предыдущими долгами перед предпринимателями.

Конечно, большое видится на расстоянии, и 4 года для Закона о ГЧП – срок небольшой, но меняться и перенастраивать механизм партнерства с учетом нынешних реалий необходимо. А для этого, как резонно заметили представители бизнес-сообщества в ходе Совета, нужно расширять признаки ГЧП, в том числе увеличивать базу договоров, сокращать лишнюю бюрократию и ГЧП сделать более прозрачным.