Характерная черта мировой политической ситуации в данный момент – перманентная нестабильность. С момента, как в 2016 году Трамп победил на выборах президента в США, эксперты, практически не переставая, говорят об опасности популизма. Еще одним тревожным сигналом стал Brexit – референдум по выходу Великобритании из Еврозоны. Евроскептицизм, граничащий с почвенническим национализмом, – это большая угроза мировой стабильности, потому что падение британской экономики, одной из крупнейших в мире, непременно скажется на всех серьезных игроках. Трамп в этом году открыл торговую войну с Китаем, и мы чувствуем, как это повышает тревожность – все в один голос говорят о грядущем финансовом кризисе.

Это усугубляется общим кризисом национального государства: Испания уже трещала по швам из-за сепаратистов из Каталонии, желающих своего собственного суверенитета. Даже такие развитые страны, как, например, Канада или Бельгия, не могут быть уверены, что сохранятся в качестве единых государств. Многие государства СНГ прошли через войны и конфликты, потеряв значительную часть своих территорий. Отдельные государственные образования находятся под гнетом глобализации, и никто еще не знает, чем это на самом деле кончится. Трамп, заявляющий с трибуны ООН о том, что патриотизм победит глобализм, скорее всего, ошибается. Мы уже прошли точку невозврата – закрыться не получится, люди во всем мире благодаря интернету – величайшему изобретению – общаются друг с другом независимо от физических границ государств. Эту связь уже не разрушить.

Ближайшие 10-15 лет станут тяжелым испытанием для всех стран в мире. Экстремизм и терроризм, неконтролируемая миграция, крах мультикультурализма, рост национализма и ксенофобии, а также волны фейк-ньюс будут неизбежными чертами эпохи, когда все стремительно меняется. Возможно, нам нужно пережить смену поколений, чтобы мир стабилизировался. Когда те, кто вырос «в сети», станут главной экономической и политической силой, должно стать легче. Но нам предстоит сделать все, чтобы они были лучше нас и оказались готовы к другим глобальным сдвигам, которые, несомненно, еще выпадут на их долю.

Казахстанский путь 

За неполные 30 лет независимости в Казахстане произошли разительные перемены. Назарбаев за этот короткий исторический период создал новый Казахстан, реализовав одну из самых успешных рыночных реформ на постсоветском пространстве – переход от одной общественно-экономической формации к другой.

Мы жили в советской экономической системе с абсолютной собственностью государства на средства производства и всеобъемлющим централизованным планированием, в обход рынка и нормального ценообразования. И в ходе первой модернизации в 90-е годы прошлого столетия произошел переход к либеральной и рыночной экономике. В этих изменениях был существенный элемент вестернизации, то есть заимствование западного образа жизни в области экономики, политики, образования и культуры. Но благодаря жизненному, политическому и управленческому опыту Нурсултана Назарбаева нам удалось избежать слепой веры в экономику, в которой ресурсы целиком и полностью распределяются неконтролируемым рынком в условиях неограниченной конкуренции.

В отличие от других стран СНГ, включая Россию, мы имели более продуманную стратегию социально-экономических рыночных преобразований, что позволило избежать кризисов, гражданских конфликтов, политического противостояния. Постоянные призывы Елбасы к единству народа, его формула «Сначала – экономика, потом – политика» послужили основой негласного Общественного Договора, направленного на стабильность, предсказуемость, устойчивое развитие государства и общества. И если бытие действительно определяет сознание, то можно просто констатировать факт, что общественное сознание граждан нашей страны в настоящий момент в корне отличается от того, что было тридцать лет назад.

Главное богатство любой страны это не минералы и ресурсы, географическое положение и климат, а люди. Миллионы казахстанцев активно участвовали в реформах, круто изменив свою жизнь и жизнь своих семей, изменив свои представления, привычки, приобретя новые ценности. Нам есть чем гордиться, но это не значит, что мы должны останавливаться. Безусловно, при второй модернизации – за последние 15 лет – мы вырвались из числа бедных стран мира в разряд среднеразвитых: Казахстан вошел в число 50 конкурентоспособных стран мира. Мировое сообщество признало нас не просто состоявшимся, но очень авторитетным государством. То обстоятельство, что 135 стран мира избрали Казахстан непостоянным членом Совета Безопасности ООН – убедительное доказательство тому. Тем не менее, Нурсултан Назарбаев весной 2017 года поставил очередную задачу – «сделать шаг навстречу будущему, изменить общественное сознание, чтобы стать единой Нацией сильных и ответственных людей». Причем в третьей модернизации, ставящей целью вхождение Казахстана в число 30 развитых государств мира, стержнем выступает опережающее обновление общественного сознания.

Учитывая глобальные сдвиги, описанные мной ранее, и опасности, которые таятся за ними, нам крайне важно не оставлять идеи, высказанные Нурсултаном Назарбаевым в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», как раз в тот момент, когда стало понятно, что мир вступил в совершенно новое время.

Что значит «опережающая модернизация общественного сознания» по отношению к дальнейшим реформам? Думается, что это не просто изменение ряда привычек и стереотипов. Речь идет о масштабном включении казахстанского культурного капитала в экономическое развитие и социальный прогресс. Сохранение и дальнейшее развитие национальной культуры, возвращение и обретение своего национального кода имеет большое значение. Назарбаев подчеркивает, что третья модернизация не должна, как прежде, «высокомерно смотреть на исторический опыт и традиции». Все институты должны строиться на нашей исторической памяти. К сожалению или к счастью, институты, то есть устоявшиеся и формализованные конструктивные способы взаимодействия в обществе, невозможно импортировать как технику или автомобили. Институты должны взращиваться на том базисе истории, который у нас есть.

Культурный капитал нашего народа не за последние 25 лет сформировался, это заняло века. Этот культурный капитал, национальный код помог выжить и сохраниться народу в суровое и жестокое время сталинского лихолетья, когда казахи понесли неисчислимые потери, а нашими соседями и друзьями стали другие народы, которые теперь тоже составляют гражданскую основу независимого Казахстана.

По переписи царской России 1896 года казахов было почти пять миллионов человек. По переписи СССР 1959 года казахов осталось 2 миллиона 800 тысяч. Пожалуй, не многие нации понесли такой страшный урон в уничтожении генофонда в процентном соотношении. Сейчас же, в ХХI веке, когда началась глобальная технологическая трансформация, когда национальные государства ослабли и уступают свои полномочия и функции наднациональным образованиям или даже большим городам, когда не экономический рост, а распределение явилось крупнейшей проблемой нового тысячелетия, становится очевидным, что перед Казахстаном стоят новые угрозы и вызовы, которые мы должны преодолеть, опираясь на то, как мы пришли к своему нынешнему состоянию. Общество непрерывно меняется, но и этими изменениями можно и нужно управлять.

Общественное сознание – это интеллектуальная жизнь общества в совокупности чувств, настроений, взглядов, теорий, отражающих общественное бытие и влияющих на него. И если мы собираемся модернизировать, существенно обновить это самое общественное сознание, своеобразное программное обеспечение общества, то нужно подходить системно. Нам нужно не просто обратиться к нашему историческому опыту, но с помощью государственной программы охватить воспитание детей, образование и реформу образования, религию, средства массовой информации, деловую культуру и политическое лидерство, приверженное демократической и капиталистической модели.

Время летит стремительно, и в программе модернизации социума важно переходить к конкретным шагам. В рыночных преобразованиях, ставших основой предыдущих двух этапов модернизации, мы долгое время делали ставку на частную собственность, иностранные инвестиции, изучение западного опыта, привлечение новейших технологий, менеджмент. В статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Первый Президент Назарбаев, по существу, предложил подключить мощный фактор – культуру. Конечно, учет культурного капитала в реформах мгновенно не скажется, но включение культуры в набор действующих факторов, формирующих устойчивое развитие, придаст ускорение темпу вхождения Казахстана в «заветную тридцатку».

За четверть века Назарбаев своими идеями и программными установками неоднократно воздействовал не только на поведение и ментальность, видоизменяя национальный характер самой энергичной и пассионарной части казахстанского народа. На нынешнем этапе, чтобы преодолеть планетарные социальные кризисы, наша страна должна стать открытой к восприятию идеологических, политических, технологических и институциональных уроков, приобретенных развитыми государствами, и, кстати, кое-что, и весьма существенное, сделано в этом направлении.

Ключ успеха – в образовании

Надо сказать, что через этап культурной модернизации прошли многие народы, и нам с ними предстоит конкурировать на равных, чтобы войти в «тридцатку». Не грешно признать, что Казахстан – страна догоняющего развития, и мы должны работать втрое интенсивнее, чтобы оказаться на одной ступени с развитыми государствами, составляющими основной костяк мировой экономики. Но на что опирались эти нации?

Прежде всего, нам надо в корне изменить воспитание детей. У нас на данном этапе господствует традиционная модель воспитания, так как единственная подготовка, которую получают молодые родители – это их жизненный опыт, воспоминания о том, как воспитывали их самих.

На Западе сейчас популярен исследовательский проект «Культура имеет значение». Так вот, Джером Каган (один из участников проекта) говорит о том, что могут сделать родители для укрепления ценностей, ведущих к демократии, социальной справедливости, благосостоянию, строящемуся на конкурентоспособной экономике: «Для продвижения демократической этики требуется, чтобы семья поощряла в детях ощущение себя как личности, обладающей контролем над обстоятельствами своей жизни, а для этого нужно дать почувствовать сыновьям и дочерям, что у них есть возможность оказывать влияние на семью. Попросту говоря, чтобы укрепить в ребенке чувство контроля над обстоятельствами, нужно с ним советоваться, спрашивать его мнение, а при возможности и учитывать его предпочтения. Психологи называют родителей, действующих подобным образом, авторитетно-демократическими». Такой метод воспитания вкупе с трудовой (протестантской) этикой характерен для большей части Северной Америки и части Европы. Если мы говорим о культурной открытости, то надо изучать и заимствовать такой опыт.

С учетом статьи Назарбаева, надо пересмотреть, пусть в очередной раз, школьную программу. Общая линия – обеспечение всем детям высокого уровня обучения с элементами эвристического мышления. Преобразование школ в открытые сообщества и более тесные взаимоотношения между школами и местными сообществами. Нужны новые учебные программы или факультативные курсы, нацеленные на воспитание конкурентоспособности, инициативности, формирования лидерских качеств, ориентация на личный опыт на микроуровне – чтобы дети познали на практике, что значит хорошо учиться и самостоятельно принимать решения.

Конечно, многие родители уделяли и уделяют пристальное внимание воспитанию и обучению своих детей в связи с новыми реалиями. Но речь идет о целой нации. Надо культивировать конкуренцию как таковую в семье и в школе. Не стесняясь говорить, что необходимость конкурировать ради достижения богатства и первенства благоприятствует развитию индивида и социума в целом. Конкуренция – центральный элемент в успехе предпринимателя, политика, интеллектуала, профессионала. Скажу больше: в ближайшие десятилетия конкуренция должна доминировать над солидарностью, лояльностью и сотрудничеством. Конечно, сотрудничество останется, но нельзя порицать конкуренцию и превозносить сотрудничество. На ментальном уровне люди постепенно поймут, что конкуренция и есть форма сотрудничества, при которой оба конкурента выигрывают от необходимости выложиться до седьмого пота, как в спорте.

Английский язык не нуждается в пропаганде. Уже все знают и понимают, что без английского языка ни о какой конкуренции речи быть не может. Английский язык – это мощный ресурс развития экономики и культуры. Владение английским приобрело в наши дни исключительно громадную ценность. Отрадно, что казахстанская молодежь рассматривает владение английским как важнейшее мерило успеха. Экономические успехи Ирландии, Сингапура, а последние годы – и Индии стали возможны благодаря массовому владению английским языком. В масштабном притоке капитала в Ирландию в последние десятилетия доминировали американские инвестиции, займы и кредиты. И это объясняется только тем, что для ирландцев английский стал родным языком. За короткое время Индия фактически стала лидером в аутсорсинге. Почему? Да потому что многие индийцы свободно владеют английским, который, к тому же, зафиксирован в Конституции Индии как второй государственный язык наряду с хинди. В Канаде, в провинции Квебек, стремясь защитить французский язык, лидеры квебекских сепаратистов учинили кампанию по борьбе с английским. Кампания провалилась, поскольку для подавляющего большинства квебекцев английский – ценный экономический ресурс, необходимый для того, чтобы вести бизнес, торговать и принимать многочисленных туристов из соседних Соединенных Штатов Америки, не говоря уже обо всей остальной англоязычной Канаде.

Почему скандинавские страны прочно укрепились на мировом рынке идей и товаров? Потому что большинство жителей этих стран бегло говорят по-английски. Да, собственно, вся европейская политическая и деловая элита говорит на английском. Несколько лет назад правительство в Чили анонсировало программу превращения Чили в двуязычную страну. Министр образования Серхио Битара аргументировал так: «У нас одна из наиболее развитых систем международных торговых отношений в мире, но этого недостаточно. Мы знаем, что более, чем когда-либо, зависим от международной экономики, а если вы не можете говорить по-английски, то не можете продавать и зарабатывать на жизнь». В Грузии для всех членов правительства и чиновников среднего уровня (директоров департаментов в министерствах) обязательно знание английского языка.

В 2013 году вышла в свет книга Лоуренса Харрисона «Евреи, конфуцианцы и протестанты. Культурный капитал и конец мультикультурализма». В этой книге подробно анализируются три крупные культуры с наибольшим уровнем культурного капитала – еврейская, конфуцианская и протестантская, а также ряд сравнительно менее крупных и влиятельных этнорелигиозных групп, которые, тем не менее, вносят существенный вклад в человеческий прогресс. Неплохо было бы в рамках того же проекта перевести и издать большим тиражом книгу Стивена Пиза «Золотой век еврейских достижений», в которой автор пишет: «Суть дела заключается в том, что культура имеет значение, и что не все культуры равны друг другу, как бы нам ни хотелось, чтобы было наоборот.

Лучшее понимание культурных ценностей, побуждающих к позитивному поведению, выдающимся достижениям и несомненному вкладу, приносящему выгоду всем нам, будет означать, что успехи евреев не обязательно останутся уникальными. Нам не нужно иметь еврейские гены и обращаться в иудаизм, чтобы по достоинству оценить результаты, достигнутые евреями, и учиться у них». Тщательное изучение их исторического, интеллектуального и предпринимательского опыта. Интересно, что пакистанский исследователь Фаррух Салим написал нашумевшую книгу «Почему евреи так сильны?» и пришел к выводу: образование. В течение тысячелетий евреи первостепенное внимание уделяли воспитанию и обязательному образованию своих детей. Автор приводит такие данные: за последние 105 лет 14 миллионов евреев заработали 180 Нобелевских премий, в то время как 1,4 млрд мусульман – всего лишь 3 (не считая Нобелевских премий мира).

Интеллектуальные достижения евреев обогатили все человечество. Их открытиями пользуются миллиарды людей: игла для вакцинации, вакцина от полиомиелита, лекарство против лейкемии, вакцина против гепатита, вакцины против инфекционных заболеваний; эндокринология, когнитивная терапия, эмбриология, аппарат гемодиализа; ядерный реактор, оптоволоконный кабель, светофоры, нержавеющая сталь, звуковое кино, граммофон, видеомагнитофон и много других открытий в физике, химии, естественных науках. И какой главный вывод? Тщательно и скрупулезно изучать другие культуры, учиться у других народов, впитывать все самое ценное, тем более, что дальнейшее развитие человечества может идти только через взаимовлияние и взаимопроникновение культур. Стержень – воспитание и образование подрастающего поколения. Назарбаев неоднократно говорил о необходимости культа знаний и о том, что в системе приоритетов молодежи образование должно стоять первым номером.

Интересен опыт Грузии в модернизации общественного сознания. Они не ставили такую задачу на программном уровне, но у них получилось сломать старые, отжившие стереотипы, тормозящие развитие страны. Всего 15 лет назад Грузия была совершенно другой страной, в которой царили разруха, гражданские и политические конфликты, массовая безработица, тотальная коррупция и уличная преступность. Так называемые «воры в законе» господствовали во многих сферах, включая политику. В начале нулевых провели социологический опрос в нескольких тбилисских школах, и выяснилось, что каждый второй выпускник мечтал стать «вором» в законе», а каждая третья выпускница – женой «вора в законе». Сейчас ситуация диаметрально противоположная. Для грузинской молодежи характерны стремление получить элитное образование, знать английский и европейские языки.

В стране полностью ликвидирована преступность. Весь криминал либо посадили в тюрьмы, либо выгнали из страны. Если кто-то публично признается, что он «вор в законе», то сразу получает пять лет лишения свободы. В стране провели быстрые и эффективные реформы, привлекли иностранные инвестиции, отреставрировали древнюю столицу Мцхету, построили великолепную набережную в Батуми, автобан. Создали систему двух- и трехзвездочных отелей, отличную сферу обслуживания. В Грузию хлынул поток туристов со всего мира (7 миллионов туристов в год; в прошлом году было 9 милионов). Произошли заметные изменения на ментальном уровне, в поведении, привычках и традициях. Исчезли коррупция, мздоимство, взяточничество, кумовство. Реформы госаппарата, МВД, судов, налогообложения общеизвестны.

А проводить реформы было непросто, так как Грузия была классическим традиционным обществом со всеми его достоинствами и недостатками. Вот что говорил бывший чиновник грузинского правительства Ираклий Чкония в рамках исследовательского проекта «Культура имеет значение»: «Эти (культурные) модели, часто противопоставляемые западному христианству, в особенности протестантизму, включают подчинение авторитету, противодействие инакомыслию, инициативе, нововведениям и социальным изменениям, смиренный коллективизм вместо индивидуализма; акцент на этнической сплоченности, а не на наднациональных связях, изоляционизм, партикуляризм, духовный детерминизм и фатализм. Кроме того, в этот культурный паттерн входит неприятие православием инославного христианского Запада и мусульманского мира – политических соперников православия в прошлом и настоящем».

То есть мы видим, как сложно менять общество. Исторический опыт может не только подталкивать к развитию, но и тянуть вниз – лишь бы сохранить некую мнимую «идентичность», которая на самом деле всегда подвижна, а любой «золотой век» – это всего лишь искажения памяти. Но, откровенно говоря, любую модернизацию лучше проводить на некотором историческом и эпохальном «разломе», когда общество уже начало меняться, но не решило, в какую конкретно сторону оно готово пойти.

Подходящий момент

Сразу было понятно, что статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», написанная в 2017 году, дала нам видение на десятилетия. Прошло всего два года, и мы не можем ждать глобальных результатов прямо сейчас.

Однако, на мой взгляд, необходимо прямо сейчас начинать активно действовать. Кроме того, что человечество в целом вступает на новый этап развития, объективно связанный с технологическими революциями, сотрясающими нас чуть ли не каждый день, Казахстан как отдельная и суверенная единица тоже переживает некоторый кризис со знаком «плюс». В обществе началось брожение, оно готово меняться.

Я не скажу ничего уникального, если подмечу, что старт этой готовности к переменам дал сам Нурсултан Назарбаев: 19 марта Елбасы покинул пост Главы государства, передав его Касым-Жомарту Токаеву, и это вызвало практически мгновенные перемены в общественном сознании. Такое эпохальное событие, случившееся в выверенные сроки, не могло не потрясти казахстанцев.

Конечно, на каждого оно подействовало по-разному – кто-то, как «проснувшаяся» молодежь, интерпретировал уход Назарбаева по-своему. Но здесь важнее сам факт того, что «ветер перемен» затронул сознание людей. Стало очевидно, что меняется и общественный договор – и власть это тоже предвидела. Когда Касым-Жомарт Токаев говорит, что без поступательной и выверенной политической модернизации невозможно добиться экономического роста, а сама формула власти начала меняться на «Сначала – политика, потом – экономика», это как раз символизирует наступление новых времен.

Мудрый политический шаг Назарбаева, практически не знающий примеров в мировой истории, и конституционная передача власти – лучшее время, чтобы вступить в активную фазу модернизации общественного сознания. Именно сейчас нам нужно проводить прорывные реформы в образовании и строить свои новые институты, опирающиеся на историю Казахстана, на историю нашего многонационального народа.

Безусловно, это не даст мгновенного эффекта, и нам предстоит сплоченно работать над счастливым будущим Казахстана долгое время. Однако судьба нам подарила лучший момент для этого – сейчас, когда меняются целые исторические формации и глобально, и конкретно в нашей стране, – когда у нас есть целый корпус трудов Нурсултана Назарбаева с его видением развития страны, включая идеи Общества всеобщего труда и 5 институциональных реформ, и мы можем радикально и эволюционно обновить свой менталитет без отрицания прошлого и с четким пониманием будущего!

Источник: ЛИТЕР