Сегодня общий политический концепт избранного Главы государства становится все более осязаемым и детальным. Общая стратегическая линия была очерчена в предвыборной программе, в том числе принципы преемственности, справедливости и прогресса. Однако многие инициативы и направления будущей работы явно требовали конкретизации и наполнения. Касым-Жомарт Токаев сделал это неспроста, уже в этом отчетливо проявлялось стремление к построению открытого общества, способного самостоятельно формировать повестку и влиять на принятие решений.

Послание стало, с одной стороны, логическим продолжением Предвыборной программы и инаугурационной речи, а с другой, – ответом на запросы общества. В документ вошли именно те проблемные моменты и вопросы, которые в последнее время широко обсуждались в СМИ и социальных сетях. Таким образом население самостоятельно наполнило содержанием многие ранее высказанные Президентом инициативы.

Послание стало, с одной стороны, логическим продолжением Предвыборной программы и инаугурационной речи, а с другой, – ответом на запросы общества. В документ вошли именно те проблемные моменты и вопросы, которые в последнее время широко обсуждались в СМИ и социальных сетях. Таким образом население самостоятельно наполнило содержанием многие ранее высказанные Президентом инициативы.


Власть обязана слушать и слышать общество, знать о насущных проблемах людей и эффективно их решать. Послание стало ярким примером реализации такой концепции.

Этим и объясняется позитивное отношение большинства населения к Посланию в целом.

В тексте заложены месседжи, которые население ждало от государства. И по некоторым направлениям ждало довольно давно. Позитивная реакция последовала даже от тех граждан, которые вообще никогда не отличались комплиментарностью по отношению к власти. Значит, действительно, что называется, «попали в точку».

Глава государства не стал ограничиваться сугубо экономическими вопросами, представив комплексное видение развития страны по всем направлениям. Более того, Касым-Жомарт Токаев заявил, что прогресс страны невозможен без политических реформ. Скорее всего, более конкретная программа действий в этом направлении будет выработана по итогам деятельности Национального совета общественного доверия.

Важно отметить, что Посланием Президент еще раз подтвердил закрепившийся за ним образ. Некоторые вопросы звучали довольно жестко по отношению к госорганам, но в то же время по-деловому и без «разноса». Формулировки очень выдержанные и содержательные. Существует целый ряд проблем, которые вызвали серьезный резонанс в обществе, но их решение требует дальнейшего обсуждения (напр., 5% пенсионные отчисления работодателем). Здесь Президент не пошел на популистский шаг (хотя мы наблюдаем серьезный рост популистских настроений в обществе и готовность населения следовать таким путем), но продемонстрировал готовность обсуждать и договариваться по ключевым моментам, волнующим население.


Важен был и момент обнародования документа. Делать это на открытии парламентской сессии должно стать хорошей традицией. Так, основные положения документа с первого дня работы депутатского корпуса лягут в основу законотворческой деятельности, а также не нарушат бюджетный процесс.

С уверенностью можно сказать, что Послание не только наполняет содержанием заявленные ранее реформы, но и демонстрирует решимость Главы государства их реализовать. Сегодня это задача номер один.

Мы уже видим, как некоторые ответственные органы фактически пытаются «заболтать» отдельные поручения. Для их эффективной и оперативной реализации должна заработать вся архитектура гражданского общества. Политические партии, общественные объединения, гражданские активисты и рядовые казахстанцы не должны позволить сделать это и открыто говорить о всех недоработках в реализации Послания.


Таким образом, старт политического сезона дан именно через Послание Президента. Теперь принимаемые Правительством решения, все последующие кадровые изменения и оценка деятельности тех или иных государственных органов должны полностью коррелироваться с текстом документа.