Позволь себе мечтать – мечты сбываются

Тема: Женский бизнес в Казахстане. Проект Umay Boost, главная цель которого – поддержка женщин-предпринимательниц.

Позволь себе мечтать – мечты сбываются

Тема: Женский бизнес в Казахстане. Проект Umay Boost, главная цель которого – поддержка женщин-предпринимательниц.

Умные, успешные, уверенные в своих силах – к этим определениям казахской женщины-предпринимательницы следует добавить еще и такие, как мама, жена, сноха. Именно так позиционируют себя наши гостьи – состоявшиеся бизнесвумен, которые ни на минуту не забывают обо всех своих ипостасях.

Мерей Мустафина, Ляйля Узакова, Мадина Бисенова, Назгуль Турсуналина и Махаббат Садвакасова рассказали в Гостиной о проекте Umay Boost, главная цель которого – поддержка женщин-предпринимательниц. Из них Мерей и Махаббат – организаторы проекта, Ляйля – тренер, Мадина и Назгуль – участницы.

Гастиная (2).jpg
Мерей Мустафина

БИЗНЕС ПО РОДАМ НЕ СКЛОНЯЕТСЯ

Есть устоявшиеся стереотипы, что женский бизнес, это салоны красоты, кафе и рестораны, образовательные курсы. То есть, априори мы в своем мышлении уже поделили бизнес на «женский» и «мужской», и когда женщина возглавляет мужской коллектив по производству каких-нибудь болтов и гаек, на нее смотрят с недоверием.

Однако 21 век уже давно развенчал все мифы, и успешный бизнес ведут не только мужчины с твердым характером и железной волей. Хрупкая, нежная женщина, которая к тому же многодетная мама, жена и сноха, легко может управлять прибыльной компанией. «Образцы» таких бизнес-вумен были в минувшую среду в нашей редакции. А объединил их всех проект Umay Boost, в рамках которого прошли обучающие тренинги.

Мерей Мустафина:

– С 2016 года в Казахстане проводится Глобальный день женского предпринимательства, который отмечается в более чем 100 странах мира. В прошлом году мы решили привнести некоторую культурную принадлежность, чтобы показать, что Казахстан имеет свои особенности. Поэтому возникло такое название. Умай – это отсылка к тюркской богине. Образ современной казахской женщины, которая независима, свободна, имеет много возможностей, и она реализуется в данном обществе.

U may в переводе с английского – позволь себе. Позволь себе мечтать, позволь себе делать то, что ты хочешь. Эта игра слов точно определяет цель проекта. 

Нашу идею по открытию программы поддержала компания Chevron. И вот в результате такого сотрудничества родился устойчивый формат бизнес-образования Umay Boost. Это интенсивная краткосрочная форма обучения.

Садвкассова.png
Махаббат Садвакасова

Махаббат Садвакасова:

– Зимой мы анонсировали набор на открытую программу, и из 50 поступивших заявок компетентное жюри отобрало 16 предпринимательниц. Мы собрали женщин с действующим на протяжении 3-5 лет бизнесом, когда они более-менее уверенно стоят на ногах и уже хотят выйти на новый уровень.

С начала апреля провели обучение на тему стратегического планирования, бизнес-моделирования, финансового анализа, маркетинга, и продаж, управления кадрами и использования IT-решений. Обучение шло в выходные дни в виде тренингов на развитие профессиональных навыков и коуч-сессий, направленных на проработку «мягких» навыков. Девушки работали в группах и парах. И вот буквально неделю назад состоялась защита проектов, где участницы представили стратегический план на ближайший год.

А ЧТО У ВАС?

Гастиная (4).jpg
Мадина Бисенова
Мадина Бисенова:

– У каждого предпринимателя наступает период, когда ты растешь, видишь цель и достигаешь уровня, но возникает вопрос: а что дальше? Мы хотим ловить тренды, идти в ногу со временем.

Поэтому наступает этап, когда нужны новые знания и дальнейший рывок. Без внутренних личностных изменений этого не может быть. И в такой вот переходный для себя момент я попала в проект. Он стал для меня возможностью перейти на новую ступень качественного личностного роста. Теперь у меня есть четкий план развития.

Назгуль Турсуналина:

– Мой бизнес связан с IT-технологиями. Мы всегда стремимся находить новые решения в бизнесе, и для нас важно умение коллаборироваться со смежными видами деятельности. Мы находим общие точки роста. У меня был основной запрос при приходе в программу – управление персоналом, конкретно техническими специалистами.

За 5 лет со дня основания компании встал вопрос – либо растить своих специалистов, на что уйдет немало времени, либо покупать высококвалифицированных. Но они дорого стоят. В программе я встретила тренеров, которые дали мне новый взгляд на эффективное управление персоналом.

Ляйля Узакова:

– Я была тренером на проекте Umay Boost и обучала внедрению в бизнес IT. Рекомендую малому бизнесу доступные бюджетные сервисы, которые помогут перейти в более комплексные системы. Пытаюсь построить мостик между бизнесом и IT. Проект Umay Boost, на мой взгляд, лучшее, что есть на рынке.

Во-первых, это небольшая группа, где есть возможность проработать практические навыки. Во-вторых, все участницы сейчас дружат и помогают друг другу посмотреть поиному на бизнес.

Мерей Мустафина:


– В этом и была наша задача. Замотивировать девушек не только на субъективный рост, но и поделиться опытом и обогатить своими знаниями другого человека. Начали делать бизнес-разборы и по нескольким форматам разбирать бизнес каждого участника. Когда возникает некая зашоренность, ты можешь упустить элементарные вещи. Но приходит кто-то другой и смотрит на твой бизнес свежим взглядом и подсказывает: а почему бы тебе так не попробовать? И тем самым вносят свой вклад в развитие бизнеса друг друга.

Махаббат Садвакасова:

– На наш взгляд, подобных программ не хватает в регионах. Кстати, после обучения участницы сформировали микросообщество и поддерживают друг друга вне программы. Цель проекта — развивать этот горизонтальный формат партнерства. И здесь есть результат, о котором говорят участницы.


Мерей Мустафина:

– Мы не подразделяем бизнес, мы не обосабливаемся чисто женским сообществом. Дело в том, что, так или иначе, у мужчин и женщин разный подход к бизнесу. Не следует забывать, что мы живем в восточной стране. У женщин всегда есть дополнительная ответственность в виде семьи, воспитания детей, приготовления обедов. И в этой рутине женщине надо немного дать поверить в свои силы.

Есть еще одно наблюдение – когда у женщины есть надежный финансовый тыл, тогда она приходит в бизнес, чтобы решить некую социальную проблему. Например, ты не нашла идеальный детский сад для своих детей, значит создаешь его сама. И таких примеров множество. Мы в нашем проекте хотим показать, что женщине нужно немного помочь. Так получилось, что мужчины тоже заинтересовались программой. И в следующий раз мы, наверное, сделаем смешанный поток.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ НУЖНА КАК ВОЗДУХ

Одна из главных тем проекта была посвящена цифровизации бизнеса. Эксперт программы Ляйля Узакова была названа участницами лучшим тренером. Причина такой признательности очевидна: Ляйля обучала девушек автоматизации бизнес-процессов, причем доступным и бюджетным способом.

Гастиная (11).jpg
Ляйля Узакова

Ляйля Узакова:

– Наши участницы понимают, что роль IT в бизнесе уже ничуть не преувеличена. Это веяние времени и шанс улучшить свою работу, сделать ее еще более эффективной и продуктивной. Главным образом, это высвобождает ресурсы. Особенно, если автоматизировать процесс. Кроме того, помогает анализировать.

Ты можешь выстроить в компьютере анализ своей работы и видишь плюсы и минусы. Моя миссия состоит в том, чтобы объяснить – ребята, это доступно. Я заинтересована, чтобы наш казахстанский бизнес сотрудничал друг с другом. Поэтому стараюсь по возможности использовать отечественные ПО.

Мадина Бисенова:

– Нам цифровизация нужна однозначно. Это хорошо ложится на структуру нашей работы. Работая с потребителями, мы часто не имеем обратной связи, не понимаем, какая у нас клиентская база. Не знаем как оповестить о новых услугах. Цифровизация, в том числе CRM-системы, позволяют решить все эти задачи. Сейчас мы работаем над тем, чтобы все эти идеи упаковать в франшизу и распространить по регионам.

Гастиная (7).jpg
Назгуль Турсуналина

Назгуль Турсуналина:

– Пять лет назад я возглавила проект, который занимается разработкой спутникового сопровождения транспортных средств. Рынок очень конкурентный, помимо отечественных, присутствуют белорусские и российские компании. Поэтому стоять на одном месте нам абсолютно непозволительно. И новые технологии, как известно, не стоят на месте. В силу специфики нашей работы мы обязаны держать руку на пульсе.

P.S. Впрочем, ни одна из участниц проекта не намерена оставаться в стороне от веяний рынка. Они стремятся к знаниям, с рвением постигают новые навыки, распространяют свой опыт. При этом не забывают о том, что любое дело должно нести благо обществу. Совершенствуются, развивая окружающий их мир. И абсолютно не приемлют позиции иждивенчества.

Иначе как объяснить тот факт, что в развитии бизнеса они не понадеялись на помощь государства и не просили ни у кого помощи. Сначала в своем мышлении, затем в своей семье и глобальней – в обществе – эти девушки четко осознали, что несут выбранную ношу, не перекладывая ее на чужие плечи. И если таких бизнесвумен, или бизнесменов в стране будет все больше, то не благо ли это нам всем?