Здоровая полемика, возникшая между коллегами в минувшую среду, касалась вопросов коррупции. Станет ли меньше взяткополучателей, если повысить им зарплату и предоставить достойный соцпакет? Надо ли благодарить услугодателя (налоговика, учителя, врача… – список бесконечен) за оперативное и качественное предоставление той или иной услуги? В конце концов, кто больше виноват: тот, кто дает, или кто получает? Компетентно наш спор рассудили гости редакции – Уполномоченный по этике Министерства финансов РК Тулеген Ташмагамбетов и руководитель управления по работе с персоналом и ведомственного контроля Комитета внутреннего госаудита Марат Турсынов.

Итак, если вам интересны ответы на эти вопросы, то добро пожаловать в Гостиную ЛИТЕРа!

Воспитатель для госслужащих

Гостная (2).JPG
Толеген Ташмагамбетов

Если уж говорить упрощенно, то именно этим – воспитанием государственных служащих – занимается уполномоченный по этике. Должность, кстати, новая, всего два года назад внедрена во всех министерствах и областных акиматах, а также в городах республиканского значения. Задачи уполномоченного становятся более понятными, если предварительно ознакомиться с Этическим кодексом государственного служащего в РК.

Принятый в 2016 году документ четко поясняет: быть государственным служащим означает нести высокую ответственность, оправдывать доверие населения. Ну, а уполномоченный по этике отслеживает исполнение кодекса. Хотя из разговора с представителями Минфина очевидно, что задачи у них гораздо шире, а полномочий могло бы быть и больше.

Тулеген Ташмагамбетов:

– Уполномоченные по этике в качестве самостоятельной единицы были введены с 1 июня 2017 года. В центральных государственных органах и аппаратах акимов областей, а также городов Астана, Алматы и Шымкент.

Основная цель – внедрение норм этики, защита прав интересов госслужащих, разъяснение прав и обязанностей.

Мы осуществляем контроль за соблюдением ограничений, запретов в отношении госслужащего и самое главное – стремимся повысить доверие граждан к госорганам, формировать в коллективах благоприятный моральный климат и не допускать неэтичного поведения вне работы.

В общей сложности я имею стаж работы на госслужбе почти 25 лет, из них два года на новой должности. И через призму своего опыта вижу, что одним из главных вопросов внедрения и формирования у госслужащих нравственной культуры является искоренение коррупции.

Мы сегодня видим, да и практика показывает, что репрессивные меры дают незначительный эффект. Сначала надо поменять мировоззрение человека.

Поэтому мы над этим работаем, чтобы госслужащий приходил на работу не ради обогащения, а служить своему народу.

Сделал дело – гуляй… скромно

Чего уж скрывать, многие из нас видели распространяемые в соцсетях ролики о том, как проводят свободное от работы время (а иногда и несвободное) некоторые работники госструктур. И институт уполномоченного по этике возник именно тогда, когда такой откровенности стало неприлично много. Поэтому мы не могли не спросить у гостей, стали ли госслужащие меньше развлекаться в общественных местах. Однако в этом вопросе ни в коем случае не кроется злорадство. Скорее наоборот, мы прекрасно понимаем, что работник министерства – такой же человек, как другие. И ему не чужды потребности в отдыхе в кругу родных, друзей. Так как быть в таком случае? Казнить нельзя помиловать? Где поставит запятую уполномоченный?

Тулеген Ташмагамбетов:

– Действительно, раньше было много подобных нарушений. Более того, поведение госслужащих вне рабочего времени, размещение откровенных роликов в соцсетях стало дискредитировать государственную службу в целом. И наша задача состояла не в том, чтобы запретить отдых вне работы, а разъяснить, что быть госслужащим – это большая честь и ответственность. В то же время это постоянная работа над собой. Да, кто-то видит в этом ущемление гражданских прав, но, к счастью, со стороны госслужащих быстро пришло понимание того, что статус обязывает…

За последние годы осознание своей ответственности перед обществом сильно возросло. Намного сократились случаи неэтичного поведения.

Если же говорить о других проблемах, которые поднимались работниками госструктур в первый год моей работы, то в основном это были служебные взаимоотношения руководства и подчиненных. Жаловались на работу без отпусков, на работу в выходные дни. Большинство из этих вопросов мы сняли. Сейчас после 18.30 задерживаются только по срочной необходимости.

В выходные дни тоже выходят при наличии соответствующего приказа, подписанного ответсекретарем министерства. Да, надо учитывать специфику нашего министерства, ведь реализация всех государственных задач упирается в финансирование. А этим занимаются наши работники. В частности, бюджетный блок – 6 департаментов – особенно заняты. Но сейчас и они задерживаются на работе только по приказу, а это значит, что сотрудники могут взять дополнительный выходной, либо внеурочное время им будет оплачено по закону.

Если понаблюдать за работой госслужащих других стран и сравнить с нашей, то у нас запретов и ограничений сейчас очень много. Когда мы были с рабочей поездкой в Южной Корее и рассказывали об этом, коллеги сильно удивлялись этому. Но я уверен, что сейчас, в условиях нашей молодой экономики, эта мера необходима. Придет время, когда работник госаппарата будет настолько ответственен, что необходимость в контроле за этикой отпадет.

В рамках своей работы мы проводим анонимное анкетирование сотрудников раз в полгода. Я захожу в каждый кабинет, раздаю анкеты, провожу беседы. Мне важно знать, какие настроения у наших сотрудников. Я собираю их предложения по улучшению работы министерства. Это важно, чтобы оптимизировать работу ведомства, следует прислушиваться к главным исполнителям.

«Сито» кадровой службы

Гостная (1).JPG
Марат Турсынов

Но если, утрируя, взрослых дяденек и тетенек приходится воспитывать, то не проще ли загодя принимать на работу людей с устойчивыми этическими принципами?

Марат Турсынов:

– При приеме на работу с каждым потенциальным сотрудником проводится собеседование. При этом, отвечая на вопросы, человек психологически передает свое настроение и потенциал. И опытный рекрутер сразу определит, чего ожидать от того или иного кандидата. Например, у человека закладывается свое мнение относительно всех вещей, которые происходят вокруг него. И нам важно услышать его мнение. К примеру, задается вопрос: как бы вы искоренили коррупцию в РК? Здесь немаловажно, ответит ли он по шаблону или предложит свое видение. Касательно личностных качеств человека – внедрены тесты оценки. С этого года уже определен пороговый уровень, и есть случаи, когда люди не проходили его.

Другими словами, человек может быть высококомпетентным специалистом, но если у него хромает нравственная сторона, мы не можем его рассматривать как кандидата.

Тулеген Ташмагамбетов:

– В спис­ке 5 институциональных реформ, первая – модернизация госаппарата, и только потом уже идет обеспечение верховенства закона. И вот когда я интересовался историей юго-восточных стран, выяснил, что они тоже прошли через этот путь. Если сейчас ментально не изменить госслужащих, то не будет верховенства закона, значит не будет и экономического роста страны.

Поэтому на первое место выходит человек, его моральные качества.

На борьбу с коррупцией, первый класс! Вы слыхали? Это вас…

Тулеген Жумабекович предлагает в рамках борьбы с коррупцией воспитывать не только представителей госслужбы, но и общество в целом. Причем, начиная с младых ногтей. В детских садах и первых классах дети уже должны знать, что коррупция – это зло.

Повод для столь радикального отношения к коррупции основательный: за 2018 год индекс коррупции остался на том же уровне, что и в предыдущий год. Изменений значительных нет. Значит, работы еще непочатый край.

Тулеген Ташмагамбетов:

– Встречаюсь с руководителями департаментов, езжу по регионам. Большой упор делаем на профилактику коррупции.

Телефон уполномоченного по этике есть на каждом таможенном посту, в налоговых органах. Любой предприниматель, столкнувшийся с неправомерными действиями, может позвонить мне. И звонят, бывает даже среди ночи. На встречах с населением я также довожу до их сведения, что бороться с коррупцией надо всем вместе, сообща. Не давать взяток, не создавать условий для их получения. Кстати, введение цифровизации на всех уровнях госуслуг значительно снизило наличие человеческого фактора и тем самым сократило возможность дачи-получения взяток.

Я уверен, борьбу с коррупцией следует начинать с детского сада. Бытовая коррупция зарождается во взаимоотношениях потребителя и госслужащего. Воспитывать надо все общество, не только госслужащих.

Вместе с тем, надо создавать условия, чтобы сотрудник того или иного госоргана не зависел от материального поощрения со стороны. В том числе повышать заработную плату и обеспечивать соцпакет. Верю и надеюсь, что и к этому мы скоро придем. Государственный служащий – это лицо государства. Это люди, которые всегда на передовой. Думаю, вы согласитесь, что умалять заслуги госслужащих в нашей стране нельзя. Именно они взяли на себя колоссальную нагрузку в годы независимости, и от них зависит будущее страны.

Также смотрите запись прямого эфира беседы.