Столица Казахстана стремительными темпами приближается к мировым аналогам. Высочайший полет архитектурных фантазий, развитая инфраструктура, внедрение новейших технологий сделали Нур-Султан мобильным, комфортным и красивейшим городом.

И за всем этим стоит неустанный труд сотен и тысяч людей, которые одномоментно приехали из разных уголков страны и даже мира, чтобы быть сопричастными к строительству нового города. О том, как все начиналось, мы беседовали с ведущими архитекторами Казахстана – Аманжолом Чиканаевым, Владимиром Лаптевым и Сериком Рустамбековым. Итак, добро пожаловать в Гостиную ЛИТЕРа!

Автор этих строк начинал свою журналистскую карьеру в Астане практически параллельно с развитием молодой столицы, поэтому хорошо помнит времена, когда этих уважаемых людей было не застать для интервью: совещание у Президента, совещание в Генплане, встречи с инвесторами, выезд на объекты… Жизнь бурлила, била ключом, казалось, даже часов в сутках стало больше. Главным украшением города являлись строительные краны, а ставшие привычными звуки стройки не мешали даже убаюкивать младенцев.

«Город-стройка», «стройка века» называли столицу и ехали, ехали, ехали сюда со всех концов. Одни так здесь и остались, отыскав в новом городе свою судьбу, другие, построив не одно здание, возвращались на родину. Такие это были годы – насыщенные, полные идей, планов, проектов. Столица объединила всю страну, стала воплощением монументальной идеи, дала надежду на развитие всей страны. Главным девизом тех лет было: «Расцвет Астаны – расцвет Казахстана». Регионы работали на большую стройку – песок, цемент, кирпичи производили на отечественных предприятиях. А у истоков этих проектов стояли величайшие умы – архитекторы, работу которых лично контролировал и корректировал Елбасы Нурсултан Назарбаев.

Аманжол ЧИКАНАЕВ:

– У Елбасы есть удивительная способность: вникать в тонкости той работы, которая, казалось бы, вовсе далека от его прямых обязанностей. Будь то проектирование, стройка или что еще – Нурсултан Абишевич очень внимательно слушал собеседника и задавал вопросы, которые помогали усовершенствовать работу.

Он вносил дополнения и изменения, которые, как показывало время, действительно попадали «в точку». Я не перестаю удивляться дальновидности и огромному пытливому уму Елбасы. Кстати, заслуги других он тоже умеет ценить по достоинству.

Помню, когда японский архитектор Курокава предложил свой проект Генерального плана Астаны, я высказал свое несогласие с некоторыми моментами. И, спустя годы, Нурсултан Абишевич сказал мне: «Сенің айтқаның дұрыс болды. Ты был прав».

Изначально конкурс на разработку эскиза идеи по развитию столицы был организован среди казахстанских архитекторов.

Из 17 творческих коллективов победила группа специалистов из Алматы и Целинограда. Однако требовались и проекты, учитывающие последние стандарты XXI века.

Нурсултан Назарбаев решил объявить международный конкурс. Победил, как известно, японский архитектор Кисё Курокава. В его проекте была заложена очень сильная концептуальная идея. Ее суть заключалась в том, что в XXI веке города нужно строить в соответствии с новой философской доктриной. Город должен быть симбиотичным, метаболичным.


Как видите, он применял термины, заимствованные из биологии. Одним словом, город надо рассматривать с точки зрения тех глобальных процессов, которые происходят на планете.

Курокава предложил в своих проектах идею сохранения природы, а именно метаболичного градостроительства. При этом метаболизм он понимал не как обмен веществ, а как возможность непрерывного роста и развития, так как город не может застыть в одном положении. То есть он не должен замыкаться в какие-то красивые геометрические фигуры.

Но к концу XX века все начали понимать, что и этой теории для сохранения природы не хватает. Процессы деградации природной среды набрали такие обороты, что стало нужным говорить о новой идеологии. Тогда появилась теория симбиотичной архитектуры Симбиоз – это сожительство разных видов организма.

А симбиоз в понятии Курокавы – это симбиоз урбанизированной и природной среды. И если не учитывать возможности взаимовлияния этих двух организмов, то может произойти катастрофа.

Так вот недостаток работы отечественных архитекторов заключался в том, что они подошли к Генплану чисто эстетически, композиционно.

Они взяли русло реки, как композиционную ось. Вокруг нее справа и слева окружили комплексами красивых многоэтажных домов. Перекинули всякие мостики.

Курокава и говорит: «Что вы делаете? Вы вот эту маленькую речушку, которая является жизненной артерией огромного региона, хотите загадить? Город ваш уничтожит её в течение 2-3 лет!» И Елбасы на это обратил внимание. По сути, Курокава предлагал новую философию. Поэтому именно он получил право разрабатывать Генеральный план столицы.

Город развивался стремительными темпами, и уже в 1999 году ЮНЕСКО обратило на нас внимание и присудило столице звание «Города мира»!

Следует сказать, что все это произошло благодаря тому, что наш Елбасы собрал в кулак все строительные мощности республики, которые простаивали тогда в областях. Из-за нехватки средств строили только то, что нужно было для существования столицы – это офисные здания и сооружения, объекты сервиса, жилье для передислоцированных госслужащих.

Первый Президент поручил акиму города раздать первые этажи всех зданий предпринимателям. Таким образом, за пару лет частники открыли в них салоны, кафе, рестораны, магазины, медцентры – в общем все, в чем нуждалась столица. Город преобразился.

Это привлекло внимание мировой общественности и, самое главное, инвесторов. Иностранцы почувствовали, что здесь можно заработать!

Нурсултан Назарбаев предложил создать вокруг столицы лесопарк, чтобы люди имели возможность отдыхать возле города. Леса будут защищать нас от летних суховеев, зимних буранов, создавать внутри города микроклимат.

Сегодня лесами засажено 45 тысяч гектаров. И это в нашей сухой степи! Вырастить столько леса очень сложная задача. Вот так в лесостепной зоне появилась флора и фауна, которая не характерна для степи. В этом и заключается симбиоз.

В XXI веке мы первые заговорили о том, что недостаточно просто сохранять природу – строительство самих городов должно сопровождаться дополнительными затратами на возрождение природы. Город должен помогать природе возродиться. В этом заключается новизна нашего откорректированного проекта.

Серик РУСТАМБЕКОВ

Внес огромный вклад в создание архитектурного образа Астаны: Новая площадь, набережная реки Есиль – аквапарк, ЖК «Самал», ресторан «Европа-Палас» и другие.

Серик Рустамбеков также является автором проектов центральных рынков, универсальных магазинов, мечетей в Алматы, Семипалатинске, Павлодаре, Астане, Кокшетау, Красноводске и Абакане. По его эскизам возведен Мемориальный комплекс жертвам политических репрессий «АЛЖИР» в Акмолинской области.

– Особую роль в моей жизни сыграл перенос столицы в Акмолу. Тогда я загорелся этой идеей, и в 1995-ом году мы с коллегами презентовали Нурсултану Назарбаеву первый эскиз Генерального плана Астаны.

В то время никто не верил в идею переноса столицы в условиях развала экономики республики. Многие думали, что, даже если это произойдет, то не при нашей жизни. Но наш Первый Президент – упорный и целеустремленный человек, и он начал осуществлять свою идею.

В ту пору организовали конкурс, и в результате из 17-ти работ выбрали нашу. Победив в этом конкурсе, мы образовали юридическое лицо, специальным Постановлением Правительства был организован авторский коллектив, другим Постановлением Правительства функции проектировщика Генплана Астаны были закреплены за фирмой «Ақ Орда», которую мы создали на основе авторского коллектива.

Так эта фирма стала генеральным проектировщиком Генплана Астаны и выполнила важную задачу, разработав первый этап Генерального плана развития города.

В дальнейшем был проведен международный конкурс. Первым на этот конкурс откликнулся Кисё Курокава и выиграл его. Средства на разработку Генплана выделил японский фонд по международному сотрудничеству. По правилам фонда в конкурсе на реализацию гранта должна была быть и местная фирма, и Кисё Курокава предложил мне сотрудничать. Мы составили консорциум «Орта» из 3 фирм. Он победил в конкурсе, и наш проект впоследствии стал основой для развития города.

Владимир ЛАПТЕВ

Занимал должность главного архитектора Астаны с 2000 по 2005 годы. Является автором нескольких известных проектов, таких, как здания министерства финансов и городского акимата, Дворца спорта «Казахстан», ЖК «Северная корона», ЖК «Арман», конькобежного стадиона в Астане и строящегося в столице Музея истории Казахстана.

Здание Минфина, по задумке автора, должно было символизировать развевающийся флаг, однако за изогнутую форму в народе здание прозвали «Доллар».

– Помню, в 1992 году, ко мне приехал журналист из Алматы, чтобы взять интервью и спросил: «А как вы смотрите на то, что столицей Казахстана станет Целиноград?». Этот вопрос мне показался насмешкой.

Что?! Целиноград – столица? Да ведь есть Алма-Ата – лучший город, лучшая столица. Ни одна провинция рядом не стояла…

Но оказалось, что вопрос был пророческим. Уже спустя два года мы, архитекторы, засучили рукава и приготовились к большой работе. Это действительно была для нас большая радость, ведь годы были такие, что строительства не было, новых зданий не строилось, архитекторы скучали без работы. А тут – целый город возводить!

Сейчас, спустя годы, уже понятно, что процесс роста столицы уже не остановить. Нельзя считать, что город идет собственным путем. Это путь, которым развиваются все крупные города. Парижу 500 лет, Нур-Султану – 21.

Я уверен, настанет такой момент, когда архитекторы мира будут говорить: «А не построить ли нам такое же здание, как в столице Казахстана?» Когда говорят о том, что Генплан Астаны, разработанный по концепции Курокавы, подвергался корректировке, никто не упрекает в этом самого архитектора.

На момент утверждения Генплана никакие эксперты не могли предвидеть такого стремительного развития казахстанской экономики и, как следствие, бурного роста столицы, сопровождавшегося ростом численности населения сверх всяких прогнозов, а также появлением в городе огромного количества автомобилей. В любом случае, идеи Курокавы, помимо реализованных проектов, несомненно окажут влияние на дальнейшее развитие казахстанского зодчества.

Тем более, что Казахстан, как наиболее динамично развивающееся государство в Центральной Азии, продолжает привлекать лучших архитекторов мира, среди которых есть ученики и последователи Курокавы.