Пришла и обаяла. Заразила оптимизмом и жизнелюбием. Вдохнула в нашу рутинную редакционную жизнь столько положительной энергетики и позитива, что и в последующие после встречи дни мы не перестаем говорить о ней.

Саида Калыкова – единственная в Казахстане пианистка с высшей ученой степенью «академик музыки».

За время учебы в итальянской консерватории девушка получала заманчивые предложения, которые могли благоприятно повлиять на ее дальнейшую карьеру. Но Саида – патриотка Казахстана. Отказавшись от предлагаемого гражданства, возможности выбрать консерваторию и получать зарплату в десятках тысяч долларов, она вернулась на родину. И порадовала нас своим визитом. Итак, добро пожаловать в Гостиную ЛИТЕРА!

Жить музыкой! Видеть сердцем!

Светлой, лучезарной, жизнерадостной Саиде в свои 34 года пришлось пережить столько, что не каждому взрослому дано выстоять перед такими испытаниями. В 8 лет у девочки обнаружили опухоль мозга. Помочь ребенку взялись московские профессора. В институте им. Бурденко Саиду прооперировали. «Операция прошла успешно», констатировали хирурги. Но после наркоза девочка открыла глаза и увидела… темноту.

Сайда калыкова (1).JPG
Саида в гостях редакции Литер
Саида Калыкова:

– Стояла у доски и потеряла сознание. Сначала все думали, что это переутомление. Потому что с 7 утра я занималась в музыкальной школе, потом ходила на танцы и вязание, а после обеда – в школу. Но обследование показало страшную картину. Зрение начало резко падать. Перед операцией оставалось уже 5 процентов. Но проснувшись после операции, я не сразу поняла, что произошло: все было черным, темным. Даже по ночам я не видела такую темноту. Стало страшно. Врачи и сами не подозревали, они сказали, что операция прошла успешно…

Музыкальную школу пришлось бросить. Заниматься с девочкой согласился частный преподаватель. После нескольких месяцев занятий, она сказала маме с папой: «у девочки талант, ей нужно обучаться музыке в музыкальной школе. Я, конечно, могу с ней заниматься и дальше, но не смогу выдать соответствующий аттестат».

И пришлось искать возможности для поступления в музшколу. В 12 лет меня приняли сразу в третий класс музыкальной школы № 3 города Уральска. Методика, созданная специально для меня педагогом Строковой Натальей Владимировной, позволила мне работать по этому же методу и в дальнейшем с другими преподавателями.

А в 13 лет, спустя год, я уже дала свой первый сольный концерт. Это было событие в музыкальной жизни Уральска, потому что впервые ребенок в таком возрасте давал концерт со сложной программой. Это был концерт в двух отделениях – произведения Шумена и других авторов. С точки зрения музыковедов, это был очень зрелый концерт.

Язык до Флоренции доведет

После окончания школы Саида поступает в Уральский музыкальный колледж. В колледже она выделяется от сверстников способностью запоминать сложнейшие ноты и произведения. С отличием окончив музыкальный колледж в Уральске, Саида с мамой приезжают в столицу. В Национальный университет искусств Саида поступила, набрав 112 баллов из возможных 120, удивив при этом членов приемной комиссии. Девочку с нарушением зрения приняли тепло, пошли ей навстречу. Хотя до этого таких случаев в практике университета не было.

Саида Калыкова:


– В университете я стала изучать итальянский язык. Это очень красивый, музыкальный язык, и я с большим удовольствием осваивала его. Как-то моя преподавательница, итальянка, специально устроила нам тест. Проверив уровень моей подготовки, она решила посодействовать моей поездке в Италию. Я об этом ничего не знала.

И вот как-то Бианка просит меня съездить в посольство и привезти ей какие-то документы. Я удивилась: странно, что она выбрала именно меня для исполнения ее просьбы. Но поехала. Приехав в посольство, сказала, что надо забрать документы для преподавателя. А мне говорят: вам надо пройти собеседование. Я, не переставая удивляться, согласилась.

И вот мне задают вопросы на итальянском языке: почему ты хочешь ехать в Италию? Я честно призналась, что не хочу. И тут-то выяснилось, что вся эта кампания по отправке меня в Италию – инициатива преподавателя. На вопрос комиссии, была ли я в Италии, и что мне там понравилось, я честно призналась, что там я сильно уставала.

Теперь пришла очередь удивляться работникам посольства. Они не ожидали, что девушка, которой выпадает такой шанс, учиться в лучшем музыкальном вузе Италии, совершенно не проявляет интереса к поездке.
У меня на самом деле не было чувства, что я хочу там жить. Но собеседование я прошла успешно, и мне выделили грант на полгода. Но я и тут сделала свой выбор – поездка планировалась в январе, а у меня в мае были госэкзамены. Поэтому поехать не смогла. Когда в посольстве Италии меня спросили, когда же я хочу поехать, я ответила, если поеду, то сразу в консерваторию. Коллеги мне порекомендовали консерваторию имени Керубини во Флоренции. Я решила, что поеду на два месяца на стажировку. Был шанс перевестись туда на оставшийся срок обучения и получить диплом там. Но я посчитала, что по отношению к моим преподавателям в университете это будет нечестно. И выбрала недолгую стажировку.

Приключения казахов в Италии

Итак, на втором курсе университета она едет на мастер-класс в итальянский город Киоджи. Это городок на севере Италии неподалеку от Венеции. По программе школы Саида участвует в конкурсе в Сан-Бартоломео. И там занимает второе место. После конкурса профессор Кельнской консерватории приглашает ее к участию в закрытом конкурсе. Это был конкурс пианистов-композиторов, где исполняются произведения собственного сочинения.

Саида Калыкова:

– Параллельно с музыкой я не оставляла и занятия итальянским языком. И через два месяца вернулась в Астану с двумя сертификатами – университета лингвистики и музыки.

Через месяц пришло приглашение – именной грант от Министерства образования Италии, в котором были такие слова: «такие студенты нам нужны».

Без вступительных экзаменов по приглашению самого ректора я поступила в консерваторию им. Л. Керубини во Флоренции, в магистратуру старейшего музыкального вуза.

Два года мы с мамой прожили в Италии. Меня определили на высшую ступень обучения (а их в консерватории шесть): «пианист-солист». Потому что основной профессор кафедры сказал: к нам приехала готовая артистка.

Оканчивая консерваторию, я защитила две научные работы на итальянском языке по Бетховену и Дебюсси и с особым отличием «Laude» окончила магистратуру, получив степень Академика музыки.

Мои госэкзамены были отдельной историей. Обычно поддержать своих приходят родители, братья и сестры выпускников. В общей сложности, это не больше 5-6 человек. Когда я зашла на экзамен, моя группа поддержки состояла из…80 человек. Все они были с цветами.

И когда я сыграла программу, все стали аплодировать, подносить мне цветы. Преподаватели улыбались: получился не экзамен, а концерт.

Кроме того, впервые в истории консерватории выпускница магистратуры в качестве итогового экзамена отыграла два больших концерта – сольную программу в полном объеме, как и все магистранты, а также концерт с оркестром.

Дым Отечества и сладок, и приятен

После окончания консерватории академику музыки Саиде Калыковой стали поступать предложения остаться в Италии. Предлагали гражданство, условия для проживания.

К слову, академик музыки – это высшая ученая степень, на март 2015 года в мире было всего 50 академиков, признанных министерствами образования пяти стран – Италии, Испании, Великобритании, Франции и США. В том числе лишь один академик музыки – казахстанка Саида. Остальные по техническим, экономическим, юридическим специальностям.

Концерт. Саида Калыкова (7).JPG
Саида на сольном концерте в Большом зале Казахской государственной филармонии им. Жамбыла/ © фото Советбека Магзумова

Саида Калыкова:

– Я слышала об академиках в Англии – там их три человека, они пользуются полным гособеспечением. Этим странам важно, чтобы академики работали именно у них в стране.

Я по приезде из Италии себя не позиционировала академиком, у нас такого понятия нет, поэтому не хотелось, чтобы думали, что я самозванка. Мои иностранные друзья все-таки уговорили, что свой статус надо указывать на афишах.

Сейчас я работаю в столичной филармонии. Я счастлива, что занимаюсь любимым делом. Музыка – это же волшебный дар. Каждый раз ее чувствуешь по-новому.

Как говорил мой педагог во время подготовки к госэкзаменам, я с тобой, как на пороховой бочке: ты каждый день играешь по-разному. Но так я чувствую. Так люблю. Так живу.

IMG_2836.JPG
Мама Саиды - Любовь Жаимовна Кинжигареева

На концерте в Уральске, где я выступала с отчетным концертом, присутствовал профессор из Нью-Йорка, который признался после концерта:

- Когда объявили, что после Алябьева будешь исполнять свои произведения, сомневался, думал что градус накала, энергетики снизится. Потому что как можно конкурировать с такими авторами? Но я почувствовал такой прилив сил, такую энергию, и я чувствовал, с каким интересом слушают зрители.

Он дал такую высокую оценку моему творчеству на встрече со студентами. И мне это приятно.

Однако долго находиться в состоянии эйфории я не могу. Мне каждый раз хочется покорять новые вершины – хоть в музыке, хоть в другой деятельности. Изучение языков, посещение различных тренингов, где можно научиться новому – это мой идеальный режим. Сейчас я владею казахским, русским, итальянским и английским языками. Могу поддержать разговор на французском и испанском. Но ведь и это не предел?

И я бесконечно благодарна своей маме, которая всегда рядом и поддерживает все мои желания, порой до безумия сложные.

Как говорил один из моих менторов, начать что-то новое, это как попросить свою семью выехать из обжитого дома и построить новый фундамент. Также и я, периодически обновляю фундамент, и мои родные с этим соглашаются.

Потому что иначе я не могу. Мне нужно движение, жизнь, выход из зоны комфорта. Для музыканта – это изучение нового произведения. Когда мы уже прожили произведение, сроднились с ним, мы чувствуем свободу. А новое произведение – это как первый раз сесть за руль. Это напряжение, страх, неуверенность. И это дает дополнительный стимул двигаться, не тормозить.

На концертах я стараюсь знакомить слушателей с редкими произведениями. Так, например, два с половиной года искала ноты для исполнения фортепианных концертов ирландского композитора Джона Филда. Мне хочется познакомить зрителя с незаслуженно забытыми музыкантами. Но и всегда с удовольствием играю любимых авторов – Шопена, Баха, Дебюси, Кумисбекова и Мендыгалиева.

Твори добро

Я не случайно вынесла эти слова в подзаголовок. Саида часто дает благотворительные концерты, чтобы музыка была доступна для всех.

Читайте также

Но очень хотелось бы, чтобы в отношении этого уникального музыканта, яркой и солнечной девушки, также творили добро меценаты. С 15 лет Саида создает свои музыкальные произведения. У нее есть сборник фортепианных пьес для детей. Московские друзья предлагали сделать совместный концерт с детскими пьесами в детском исполнении в первом отделении, а во втором отделении, чтобы Саида исполняла сама свои произведения. Но все это пока невозможно по ряду причин. В том числе – материальных.

Да и создавать свои творения девушка стала реже.

Вдохновение настигает в разные периоды времени, а инструмента под рукой нет. В однокомнатной квартире, где Саида живет вместе с мамой, поставить большой профессиональный рояль негде. А ездить каждый раз в филармонию незрячему человеку нелегко.

В Италии Саиде предлагали приобрести качественный дорогой инструмент с огромной скидкой, да и транспортировку итальянские друзья обещали взять на себя. Но пришлось отказаться – нет места для его хранения.

В 2018 году Саиде Калыковой была присуждена государственная стипендия Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы в области культуры. Саида также вошла в 100 новых лиц Казахстана. Истинная патриотка своей родины, девушка гордится этими достижениями.

А мы гордимся тем, что в нашу эпоху есть такие уникальные личности, и благодарим судьбу, что свела нас с одной из них.

P.S. Свое повествование я начинала словами о том, что Саида в своей жизни пережила многое – ей были одинаково отмерены как горькая чаша, так и сладкий вкус победы. Здоровье и зрение – величайшее богатство, которое мы не сможем вернуть этой милой девушке, но поддержать ее веру в добро, свет, милосердие – в наших силах. Пусть черная полоса, настигшая тебя в детстве, теперь навсегда будет только светлой, Саида!

Также вы можете посмотреть запись прямого эфира Гостиной с Саидой Калыковой на нашей странице в Facebook.