Музыка их связала

В гостях гостиной Литер Kazakh Quartet - государственный струнный квартет им. Г. Жубановой.

Музыка их связала

В гостях гостиной Литер Kazakh Quartet - государственный струнный квартет им. Г. Жубановой.

Kazakh quartet
© Фото kazakhquartet.kz
IMG_20190424_120922.jpg
Хозяйка гостиной

В эту среду в стенах редакции впервые звучала музыка. Живая, настоящая, та, что завораживает, доходит до самого сердца, волнует воображение и переполняет чувствами. Знаменитый «Адай» Курмангазы свежим бризом пронесся над редакционными компьютерами, телефонами, ежедневниками и, кажется, навечно поселился в душе каждого, кому посчастливилось находиться в это время на рабочем месте. Одним словом, гостиная ЛИТЕРА встречала музыкантов, участников Государственного струнного квартета.

Итак, добро пожаловать в гостиную с Миргуль Джилкишиновой!

Знакомьтесь:

  • Айдар Токталиев – первая скрипка
  • Алексей Лебедев – вторая скрипка
  • Бекзат Сайлаубайулы – альт
  • Художественный руководитель Ернар Мынтаев – виолончель

Они пришли в гостиную не с пустыми руками – каждый бережно нес свой инструмент. Также заботливо и с особой любовью хранили их и за несколько сотен лет до рождения наших музыкантов. Да-да, к примеру, виолончель, на которой играет художественный руководитель квартета, «родилась» аж в 18 веке. Ернар даже покупает ей отдельный билет на самолет, чтобы инструмент не был подпорчен в багаже. А на вопрос о том, правда ли, что виолончель ревнива по отношению к своему музыканту и долго не дает ему создать семью, загадочно улыбается...

Яркие, коммуникабельные, талантливые – участники квартета органично дополняют друг друга, несмотря на разницу в возрасте и внешнюю непохожесть. Два казаха, кыргыз и мариец говорят в унисон на языке музыки. Но так было не всегда. За более чем 30-летнюю историю своего существования квартет неоднократно переживал периоды реанимации.

Все началось с пророчества

Ернар, художественный руководитель коллектива, – в квартете со дня основания. Это ему, одному из четверых учеников музыкальной школы имени Ахмета Жубанова, высокую оценку и путевку в жизнь дала дочь легендарного музыканта и выдающаяся личность Газиза Ахметовна Жубанова.

IMG_9567.JPG
Художественный руководитель
Ернар Мынтаев:

– Наш первый состав собрала Дина Михайловна Чуренова. Это был наш учитель по скрипке. Мы учились в музыкальной школе, и она предложила нам сыграть квартет. Сначала было просто интересно, но потом, когда она поставила послушать Бетховена в исполнении легендарного квартета Бородина у нас случился культурный шок: КАК можно ТАК играть? Квартет может так звучать?!

Практически с того времени этот «вирус» попал в наши жилы и мы уже сами хотели заниматься музыкой по-настоящему, играть квартет. Это был 1988 год.

Так началась история струнного квартета в стенах республиканской казахской специализированной музыкальной школы-интерната для одаренных детей имени А.К. Жубанова.


Читайте также

Начались репетиции, конкурсы, успехи. Отчетные концерты воспитанников школы старались не пропускать. И вот после одного из концертов она обратилась к Мухтару Жамашевичу Утеуову, директору филармонии: «Мухтаржан, пожалуйста, сохрани этот состав. Возьми их под свое крыло, если получится. Вот увидишь, они будут прославлять наше искусство по всему миру».

Мухтар Жамашевич сдержал свое слово и сильно помогал ребятам, именно он сумел добиться присвоения квартету статуса «государственный».

– Это было очень важно для нас. Был 1995 год. Мы стали выезжать на гастроли, и с организацией поездок нам тоже помогал Мухтар Жамашевич. А то, что великая Газиза Жубанова предрекла нам такую судьбу, помогает нам по сей день, – говорит Ернар.

Не случайно сейчас коллектив носит имя этой великой женщины.


Триумфальное шествие

Знаковым для коллектива оказался конкурс струнных квартетов имени Шостаковича в Москве, где их заметил титан квартетного искусства Валентин Александрович Берлинский. Посольство Казахстана обратилось к нему с просьбой дать ребятам мастер-класс. Послушав игру казахстанцев, Берлинский высоко оценил их талант:

«Ребята, я вижу, что ваши глаза горят. Вы не просто любители квартетной музыки, а фанатики. С этого дня в любой момент можете мне звонить – если я в Москве, то безвозмездно буду проводить с вами уроки».

До конца своей жизни взял он шефство над «своими казахами», как сам выражался. Имея в союзниках такого мастера, квартет начал свое триумфальное шествие по миру.

Обучение у участника квартета «Хаген», который сегодня считается одним из топ-квартетов мира, Райнера Шмидта, досталось квартету не просто так.

Райнер предложил им пройти отборочный конкурс: «Приезжайте, участвуйте в конкурсе, если заслужите, я вас возьму, если будут музыканты лучше вас, не обижайтесь». На что квартет ответил:

«Дайте нам шанс и мы получим это место».

Набираясь опыта у лучших квартетных школ мира, государственный струнный квартет обретает свой уникальный звук, который поражает сердца истинных любителей качественной квартетной музыки.


Здесь каждый – главный

Четверо в коллективе – это, по сути, не много. Но если учесть, что каждый из четверых представляет собой величину, ИМЯ, то остается удивляться, как им удается мирно сосуществовать, не сталки­ваясь «звездными» лбами?

Ернар, как художественный руководитель коллектива, на этот вопрос дает простое объяснение. В квартете каждый – главный. Если первая скрипка – это лицо квартета, то вторая скрипка не менее важна, это – сердце. Альт и виолончель – не менее важные органы этого организма. И только вкупе они дают мощную энергетику, ожидаемый результат.

Ребята признаются, что каждый из них мог бы делать индивидуальную сольную карьеру, но любовь к квартету сильнее и выше собственных амбиций. «Квартетный жанр в классической музыке считается элитарным, сложным жанром. И здесь важны не только способности, но и человеческие качества, это как семья», – поясняет Ернар.

Каждый из участников прошел свой путь к квартету. Первую скрипку искали почти год.

Айдар Токталиев:

IMG_9618.JPG
Первая скрипка квартета

– Я вырос в музыкальной семье. Папа играет на фаготе, мама – на фортепиано. И мое будущее было предрешено. Сразу отмечу, что ни разу об этом не пожалел.

Мама хотела, чтобы я играл именно на скрипке. Так и случилось.

Уже будучи учащимся музыкальной школы имени Куляш Байсеитовой, а учился я у легендарного педагога Нины Михайловны Патрушевой, которая воспитала многих известных скрипачей, таких как Айман Мусаходжаева, Марат Бисенгалиев, Гаухар Мырзабекова, получил приглашение в квартет. И она дала свое благословение.

Так я вошел в состав квартета. Вот уже почти 15 лет мы вместе. Мы ставим перед собой высокие цели. Совершенству нет предела, и кайф – в том, что мы делаем это и стремимся стать еще лучше.

Алексей Лебедев:

IMG_9552.JPG
Вторая скрипка квартета

– А в моей жизни музыка появилась случайно. Родом я из рабочей семьи, из республики Марий Эл. В Йошкар-Оле есть Национальная президентская школа, преподаватели которой ездили по деревням, проводили прослушивания по всей республике. И вот меня пригласили на дальнейшие прослушивания.

Мама была против, потому что при поступлении в школу мне предстояло жить в интернате. Но отец и сестра поддержали.

Помню, меня спросили: на чем хочешь играть? Я ответил: на скрипке. С тех пор так и играю.

В Казани продолжил обучение в специализированной школе. Далее – в консерватории. На 4 курсе решил принять участие в конкурсном отборе для участия в квартете и у меня получилось. Преподаватели поддержали, все способствовало моему приезду в Казахстан. Сейчас уже пустил здесь корни, женат на казашке, воспитываем двух детей.

Бекзат Сайлаубайулы:

IMG_9555.JPG
Альт в квартете
– Любовь к музыке мне прививала мама. Она не была профессиональным музыкантом, но играла на домбре, кобызе. И мечтала видеть нас с братом в музыке. Как-то она повезла нас на прослушивание в музыкальную школу. Брат сдавал экзамен, а я бегал рядом и повторял все.

Педагоги обратили на меня внимание и так я остался учиться музыке.

Ернар Мынтаев:

– В нашей семье тоже музыкантов нет, но все любили петь. Мама работала в музыкальной школе имени Жубанова и хотела записать меня на домбру. Но ее подруга, ныне – покойная Зайра Алиакпаровна Садвокасова, посмотрела на мои руки, проверила данные и убедила маму отдать меня на виолончель. Мама была против, настаи­вала на домбре.

На что Зайра нашла решение: «освоив струнный инструмент, он сможет играть и на домбре. Виолончелистов в стране мало, даже не думайте отказываться».

И так я попал к замечательному педагогу Жукееву. Были, конечно, за годы учебы и ремень, и слезы, и побеги с уроков. Но однажды педагог повел меня на концерт, где я услышал виолончель. Это было так красиво, такая бархатная, божественная музыка лилась словно не из инструмента, а из груди. И я спрашиваю: агай, а я смогу также? Он говорит, конечно, только надо заниматься, ходить на занятия. И после этого меня уже не надо было заставлять.

Сыграть, как единое целое

Ребята часто выезжают за границу, там их называют Kazakh Quartet и всегда ждут и встречают очень тепло. Три месяца назад они выступали в Катаре, был полный зал, и вот после концерта один из слушателей зашел в гримерку и, с широко распахнутыми от удивления глазами, спросил:

«Ребята, вы звучали как один 16-струнный инструмент. Как вы это делаете???» Это очень важная оценка.

– Когда нам удается в музыке слиться в единый организм, и зритель это слышит, это колоссальное ощущение, – рассказывает Ернар. – Изредка бывают и такие ощущения, когда начинаешь первый аккорд, и словно улетаешь куда-то ввысь. Произведение длится минут 20, а ты приходишь в себя, когда тянешь последний аккорд и не помнишь, как пролетело это время. Только по бурной восторженной реакции зала понимаешь, что это было что-то невероятное.

География гастрольной деятельности Струнного квартета необычайно широка: коллектив успешно выступает во многих городах Казахстана, а также блистательно исполняет музыку в лучших концертных залах России, Франции, Англии, Австрии, Испании, Италии, Египта, Турции, Германии, Японии, Княжества Лихтенштейн и др.

IMGQ-24.jpg
Kazakh quartet на гастролях. © Фото kazakhquartet.kz

А еще в истории квартета был счастливый случай в Швейцарии, где они обучались по программе "Болашак" в течение двух лет и стажировались у одного из лучших профессоров квартетной музыки Райана Шмидта в академии музыки.

– Кроме нас были еще квартеты, состоявшие из японцев, англичан, швейцарцев, испанцев. И вот на отчетном концерте, мы его закрывали, сыграли квартет Мендельсона. Публики было немного, зал был неполный. Казалось бы, обычный рядовой концерт. Но после его окончания к нам подходит швейцарец, буквально с безумными глазами, спрашивает, ребята, откуда вы такие взялись? Я эту музыку, говорит, сто раз слышал в исполнении европейских квартетов. Но вас я слушал на одном дыхании, у меня аж мурашки по телу. У вас, говорит, кровь по-другому, что ли бьется в жилах? Он тут же стал искать в гугле Казахстан, удивился, что это в бескрайних степях. Этот человек оказался президентом звукозаписывающей компании, которая специализируется на камерной музыке, и он много лет искал квартет, с которым хотел бы сотрудничать. И этими счастливчиками стали мы, он пригласил нас в любой момент приехать и записать программу, при этом все расходы берет на себя, – рассказывает художественный руководитель квартета.

Однако, несмотря на признание публики и высокую оценку профессионалов, квартет не намерен почивать на лаврах. Планов – громадье, энергии и сил для их претворения в жизнь тоже
предостаточно.

– В нашей стране многое меняется в лучшую сторону, в том числе и в отношении классической музыки. Помню, как-то ехали мы в такси в Гамбурге, и таксист слушал по радио Моцарта. Он даже подпевал что-то себе под нос в такт музыке. Я хорошо помню, как искренне позавидовал тому, что у них по радио «крутят» классику, а таксист разбирается в искусстве также легко, как в автомобильных запчастях. И вот теперь у нас тоже есть радио «Классика», и тоже все больше людей ходят в оперу и на балет. У нас практически всегда полные залы зрителей. Это же прогресс! – Ернар не скрывает позитивных эмоций.

«Мы еще молодые, у нас все впереди», неоднократно повторяет он. И не поверить ему невозможно. Человек, который вот уже три десятка лет живет великой музыкой, буквально пропитан идеей квартета, осилит многое.

Хотя трудностей на звездном пути тоже предостаточно. Главная – финансы. Классическая музыка не так раскручена, как популярная. Любые выезды за рубеж требуют затрат. Возможности филармонии ограничены. Тем не менее, государство делает все возможное для пропаганды отечественных классических исполнителей. Да и сами музыканты стремятся делать нескучные, серьезные программы, а миксовать разные жанры и исполнения. В основном выступления проходят в Алматы, поскольку там больше камерных сцен. Ну а в столице квартет играет в «Астана Опера», за что высказывает благодарность директору театра Галыму Ахмедьярову.

– На следующий год весь мир будет праздновать 250-летие великого немецкого композитора Бетховена. И мы не останемся в стороне. Композитор оставил великое наследие – 16 струнных концертов. Мы разделили их на 6 концертов и планируем подготовить концертный абонемент из всех циклов Бетховена, – делится планами художественный руководитель квартета.

А еще у ребят есть мечта – организовать международный конкурс струнных квартетов имени Газизы Жубановой. Это будет большая пропаганда культуры Казахстана, в том числе творчества Газизы Ахметовны, – говорит Ернар.

– Мы открыты к общению, мы готовы передавать свои знания, опыт. У нас должно быть много струнных квартетов. И если будут предложения о наставничестве, мы с удовольствием откликнемся, – заверил наших читателей Ернар Мынтаев.