Музей им. А. Кастеева вдохновил специалистов Смитсоновского института на поездку в Казахстан.

Вот такие нескрываемые эмоции, настоящий интерес и любопытство со стороны американских искусствоведов, ученых, коллекционеров и любителей искусства вызвали научные доклады ведущих специалистов крупнейшего в Казахстане Музея изобразительного искусства, носящего имя А. Кастеева, на выездной международной конференции.

Для наших музейщиков и специалистов Смитсоновского института это был первый совместный проект – международная конференция «Декоративно-прикладное искусство Казахстана и креативная экономика», прошедшая недавно в Вашингтоне, в Национальном музее архитектуры США. Инициаторы и организаторы научно-популярного проекта, где обсуждались интересные для обеих сторон темы, – директор Государственного музея искусств им. А. Кастеева Гульмира Шалабаева и директор Программы по изучению культурной истории Азии Смитсоновского института, доктор Пол Майкл Тэйлор. Активно содействовало проекту Посольство Казахстана в США. О значимости международного проекта, его задачах и концепции, а также о сотрудничестве с ведущими музеями мира в эксклюзивном интервью ЛИТЕРу рассказывает директор музея Гульмира Шалабаева.

В АМЕРИКУ СО СВОИМ ИСКУССТВОМ

– Гульмира Кенжеболатовна, поздравляем с таким масштабным проектом. Впервые музей принял участие в выездной международной конференции. Начнем наше интервью с вопроса: с чего начался этот проект?

– Как вы знаете, в прошлом году прошла выставка ГМИ РК им. А. Кастеева в Нью-Йорке. В процессе активного поиска места, мы обсуждали вариант ее проведения в музее Смитсоновского института. Однако, по-скольку планы музеев планируются загодя, за 2-3 года вперед, нас принять не смогли. Ситуацию спасла моя знакомая, президент Русско-американского фонда Марина Ковалеф, которая предложила престижную арт-площадку, организовала и провела выставку на высоком уровне. Так вот, ведя переговоры с Полом Тейлором, уже тогда возникла мысль провести не столько выставку, для которой всегда нужна большая и дорогостоящая площадь, сколько организовать полемическую площадку для обсуждения интересных для обеих сторон тем. Нас интересовала возможность осуществления профессионального диалога, перспектива усиления научного взаимодействия. Хотелось придать нашему общению научный статус и глубину погружения. В процессе обсуждения формата мероприятия было решено объединить два казахстанских проекта в одно большое мероприятие, которое получило реализацию в рамках ежегодного события Craft2Wear Show. Комитет Смитсоновского института проводит это мероприятие в 11-й раз – показ ориентирован на представление современного прикладного искусства и дизайна. Искусство Казахстана стало важной частью программы шоу и было объединено в два больших блока: научно-теоретический – симпозиум «Декоративно-прикладное искусство и креативная экономика» и практический – выставка «Казахстан: душа Тенгри». Союз ремесленников Казахстана представил лучших казахских мастеров современного прикладного искусства. В работах талантливых ювелиров и художников по текстилю, в прекрасных произведениях из войлока соединились древняя традиция, современный инновационный подход в работе с материалами и индивидуальный стиль мастера.

– Очень рады, что ваши идеи получили замечательную реализацию. Гульмира Кенжеболатовна, согласитесь, что это замечательный и главное – необходимый опыт.

– Согласна. На самом деле получилось идеально: наши научно-теоретические доклады с видеопрезентациями наглядно сопровождались выставкой изделий из войлока и серебряными национальными украшениями. Мастера-ремесленники продемонстрировали живую связь с народными традициями, о которых мы говорили в своих докладах. Кроме того, Айжан Беккулова провела фэшн-показ авторской коллекции одежды из войлока и шелка «Когда казахи были мореплавателями».

ПОСЕТИТЬ СТРАНУ И УВИДЕТЬ ВСЕ ВООЧИЮ

– Как подбирались темы к выступлениям специалистов музея им. А. Кастеева? Что еще, кроме докладов, было предложено американским любителям искусства?

– Как вы понимаете, художественные выставки рассчитаны на самую широкую публику. Это визуальная информация, которая важна в целях ознакомления с культурой и искусством страны. Главной целью данного мероприятия для нас стала актуализация научного интереса экспертного сообщества, хотелось заинтересовать коллег и специалистов, вовлечь их в совместную научную деятельность по нашим темам. Музей сконцентрировал усилия на подго- товке достойных презентаций и докладов в рамках заявленной темы международного симпозиума. Это – уникальный пласт древней культуры, пришедший из глубины веков и сохранившийся по сей день, что весьма важно, т. к. мы знаем примеры утраты традиций ремесленничества в некоторых странах. Бережно сохранившаяся мудрость традиций, передаваемая из поколения в поколение, стала объектом осмысления и предметом научного исследования ученых. В рамках симпозиума сотрудники Государственного музея искусств им. А. Кастеева представили доклады, в которых поднимали различные аспекты прикладного искусства: типология и особенности технологического процесса создания войлочных изделий и ювелирных украшений, семантика орнамента, взаимосвязь традиционного искусства и современного дизайна, переосмысление кодов кочевой цивилизации в современном искусстве. Каждый доклад казахстанского исследователя сопровождался выступлением респондента с американской стороны. Добавление к основной теме прикладного искусства ремарки «креативная экономика» позволило сделать диалог специалистов Америки и Казахстана более актуальным и значимым. Поначалу мы предполагали представить расширенный состав делегации, но нам не удалось привлечь дополнительные инвестиции, поэтому в симпозиуме приняли участие лишь пять специалистов нашего музея. Каждый автор выбирал наиболее интересную для себя тему в рамках собственного исследовательского материала. Торжественное открытие симпозиума сопровождалось обменом прекрасными изданиями, выпущенными соорганизаторами мероприятия. По-видимому, наши спичи, сопровождаемые красочными видеоиллюстрациями, настолько проникли в души и сердца, что с американской стороны прозвучали пожелания посетить страну и увидеть воочию то, о чем мы рассказывали. Кстати, конференцию мы начали с видеоролика о Казахстане с показом красивых видов и пейзажей родины. Наверное, это тоже сыграло свою роль в общем настрое участников симпозиума. В планах музея – подготовить и выпустить сборник материалов по итогам конференции, куда войдут публикации материалов ученых Казахстана и США. Книга станет своеобразным культурным и научным мостом, соединяющим международные сообщества, чьи усилия направлены на исследование культуры древних номадов, художественного наследия скифо-сакской кочевой цивилизации. Данное издание станет исторической фиксацией значимого международного события в сфере науки, культуры и искусства. Надо сказать, что Смитсоновский институт – одна из крупнейших и авторитетнейших научных организаций в мире, и много лет наш музей успешно осуществляет сотрудничество с этой организацией, прежде всего благодаря Полу Тэйлору, директору Программы по изучению культуры и истории Азии. Д-р Тэйлор со своей командой неоднократно бывал в Государственном музее искусств РК им. А. Кастеева, организуя семинары и научные программы по обмену. В Смитсоновском институте проходил стажировку сотрудник нашего музея, кандидат искусствоведе- ния Амир Джадайбаев.

– И все-таки, что больше всего заинтересовало американских коллег?

– Трудно сказать, что именно. Все доклады воспринимались с большим вниманием, они были посвящены разным темам и дополняли друг друга. Перечислю их. Мой доклад назывался так: «Казахские ковры как уникальный пласт национального культурного наследия»; доклад кандидата искусствоведения Екатерины Резниковой – «Образы кочевой цивилизации в живописи Казахстана». Руководитель пресс-службы музея Клара Исабаева рассказала о древних символах в современном казахском прикладном искусстве и дизайне, руководитель отдела декоративно-прикладного искусства Гулаим Жумабекова – о культурных традициях номадов в народном и современном ювелирном искусстве Казахстана. Доклад руководителя отдела образования Оксаны Танской «О сокровищах Великой степи: казахский Тутанхамон» также принимали со всем вниманием. Ученые Смитсоновского института Пол Майкл Тэйлор, Джаспер Во-Квозебарт, Роберт Понтсиоэн, Супамас Снитвонгзе, Иниго Акоста и Джаред Коллер в свою очередь презентовали примеры сравнительного анализа декоративно-прикладного искусства. Международный симпозум «Декоративно-прикладное искусство Казахстана и креативная экономика» собрал вместе ведущих ученых Смитсоновского института и Государственного музея им. А. Кастеева. «Нам выпала редкая возможность сравнить свои научные подходы в изучении декоративно-прикладного искусства Казахстана в его глобальной перспективе», – отметил в своей речи доктор Пол Майкл Тэйлор, директор Программы по изучению культурной истории Азии, он же и соорганизатор симпозиума.

КРАСОТА СПАСЕТ МИР

– Международное сотрудничество музея на высочайшем уровне. Гульмира Кенжеболатовна, только в этом году состоялось несколько интересных проектов. Какие планы на будущий год?

– Спасибо. Хотелось бы напомнить выездные международные проекты этого года. Это выставки «Шестидесятники: тюркский романтизм», с 6 по 31 марта в Москве. Экспозиция представила более 50 произведений живописи, графики и скульптуры художников-шестидесятников. Далее, «Звездная чаша Сергея Калмыкова» в Санкт-Петербурге, с 22 марта по 21 апреля. Выставка представила лучшие образцы живописи и графики известного авангардиста С. Калмыкова, уникальной коллекцией работ которого обладает музей. Выставка казахстанской графики «Ритмы казахской степи» прошла в Венеции 11 мая-11 июля. Мы гордимся, что экспозиция включила лучшие произведения графиков Казахстана. Успех этой выставки превзошел все наши ожидания. Мы в очередной раз убедились, что на Западе ценят и любят искусство графики. И впервые в истории музея – международная выездная конференция «Прикладное искусство Казахстана и креативная экономика» совместно со Смитсоновским институтом. Согласитесь, это повод для особой гордости. Немного скажу о международных выставках, которые прошли в самом музее. Это выставка нэцкэ (Япония) и произведений Чжан Биюнь (Ки- тай). Выставка картин Майкла Клоуза (Канада) и фотовыставка из Германии при поддержке Гете-института. По проекту «Современная культура в глобальном мире» программы «Рухани жаңғыру» один раз в год мы имеем возможность вывозить выставки в зарубежные страны. Эта программа рассчитана на 3 года, следующий год последний, планируем осуществить выездную выставку в Австрии. По казахстанским меркам, выделяется значимая сумма, а по западным – это незначительные средства. Отсюда, конечно, возникают определенные трудности: расходы на собственные музейные художественные проекты. Но, с другой стороны, когда видишь огромный общественный резонанс, восхищенные отклики и добрые напутствия, то понимаешь, что затраченные нервы, кровь и пот были не зря. На следующий год мы планируем некоторые проекты, хотя к концу года чувствуется некоторая усталость от огромной ответственности, от постоянного поиска дополнительных средств для осуществления проектов. Но, повторюсь, искусство – это вечность, и оно всегда становится победителем в борьбе за сердца настоящих почитателей.