В начале сентября рабочая группа Совета по делам семьи и защите прав детей "Nur Otan" внесла предложение о создании отдельного государственного органа по делам семьи. Партия поддержала такое системное решение. Сейчас оно проходит согласование в государственных органах. 

Очень важный момент – в обосновании о создании нового государственного органа  подчеркивается, что это не потребует дополнительного бюджета, а даже сэкономит его. И главное - оно создаст систему постоянного адресного комплексного подхода к работе с семьей, а значит, сформирует основу благополучия для детей.

- Сейчас существует огромное количество программ, на которые выделяются средства, но в регионах, как мы видим по результатам нашей работы в областях, они не всегда и не везде полноценно и качественно доходят до людей. Мы детально изучили причины. Задача этого государственного органа  на местах будет именно в системе выявления и оперативной комплексной помощи, поскольку семьи в кризисе зачастую сами не обращаются, а обратившись, не получают помощь в полном объёме. Потому что нет закрепления за семьями, нет ответственного за результат, ведь сегодня все эти функции распределены между ведомствами, как на центральном, так и на местном уровне. Поэтому мы предложили объединить комитеты, департаменты и создать отдельный государственный орган на центральном уровне по делам семьи с территориальными структурами на местах в виде управлений с вертикальным подчинением, чтобы избежать конфликта интересов. 

Для оперативности решения вопросов при Управлении нужно закрепить социальную службу в опорных пунктах полиции. Опорный пункт полиции курирует закрепленный участок с конкретным количеством домов, зная каждую семью и их проблемы. Таким образом, выявление и оперативные меры помощи будут работать в едином звене. В рамках работы главным необходимо сделать принцип кейсменеджмента – работы со случаем, а это подразумевает своевременное выявление, необходимость детально вникнуть, а затем адресно, комплексно, подключая все службы и государственные органы, оперативно работать с каждой семьей, которая находится в кризисе, идти к результату. И главное – делать это на каждодневной основе. Задача – сделать так, чтобы через адресный подход каждая семья в кризисе получала весь объем предлагаемых возможностей, помощи, программ, и, окрепнув, встала на ноги. Сейчас важно развернуть систему не на работу с последствиями, а на работу с причинами – так, чтобы предупреждать попадание семьи в тяжелую жизненную ситуацию, - пояснила заместитель Председателя Совета по делам семьи и защите прав детей при партии "Nur Otan" Динара Закиева.

Экспертная группа Совета по делам семьи и защите прав детей при партии "Nur Otan" завершает объезд по регионам страны. Она уже провела работу в более 200 населенных пунктах, заехав даже в самые отдаленные сельские округа. Группа изучила работу акиматов и провела мониторинг деятельности порядка 1500 учреждений образования, социальной защиты и здравоохранения. Среди них были школы, детские интернаты, больницы, поликлиники, кризисные центры, центры адаптации несовершеннолетних и просто семьи. По итогам работы в каждом регионе эксперты озвучили свои наблюдения и выводы на совещании с руководством региона, а также собрали предложения для выработки системных решений по всем направлениям.  

Согласно официальным данным в Казахстане проживают 5 784 583 детей, это почти треть населения страны. Из них около 2 млн – дошкольного, 3 млн – школьного возраста. 25 610 – дети-сироты, и дети, оставшиеся без попечения родителей, как проживающие в приёмных семьях, 5044 – находятся в специализированных организациях. Свыше 153 тыс. детей - с особыми образовательными потребностями, 89.000 детей на учете по инвалидности.

фото3.jpg

В 12 тысячах неблагополучных семей, состоящих на учете в органах внутренних дел, живут 17 тысяч детей. Каждый год около 2 тысяч родителей лишаются прав, а 80% воспитанников детских домов, по сути, являются сиротами при живых родителях. От 30 до 80 детей ежегодно попадают в Дома малюток, оставаясь без родителей. В уязвимом положении находятся дети из многодетных и неполных, малообеспеченных, неблагополучных семей.

фото2.jpg
Для выработки системных решений в феврале 2019 года по поручению Первого Президент РК – Елбасы Нурсултана Назарбаева был создан Совет по делам семьи и защите прав детей при партии "Nur Otan".

Для поддержки молодых семей партия разработала Дорожную карту "Бақытты отбасы", в рамках которой оказывается помощь, в том числе и всем социально уязвимым семьям. И в рамках объявленной перезагрузки партии как раз необходим системный подход к решению проблем каждого человека. Об этом неоднократно на совещаниях говорил Председатель партии Нурсултан Назарбаев.    

Когда нет связующего звена

- В ходе поездки по всем регионам мы изучили и собрали предложения по совершенствованию системы поддержки семьи и защиты прав детей, - рассказала Динара Закиева. - Наша экспертная группа Совета, в состав которой вошли 15 человек – это члены Совета, представители госорганов и общественности, объехала все регионы, включая самые отдаленные районы и села. Мы изучали ситуацию на местах, заходили в семьи и учреждения, смотрели загруженность сотрудников. В итоге в каждом регионе нам удавалось охватывать от 10-13 населенных пунктов. Были встречи с акиматами, от сельских округов до руководства области, с общественниками. В итоге удалось провести мониторинг и изучение работы около 90 учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты в каждом регионе. Хочу отметить, что в регионах руководство с благодарностью отнеслось к проведённой нами работе, так как наша группа выявила нарушения и недоработки, на которые теперь области обратили внимание. Также в регионах, анализируя систему работы с семьями и защиту прав детей, мы обсудили с представителями местных исполнительных органов, сотрудниками, что, по их мнению, необходимо предпринять, с чем они сталкиваются в своей деятельности, и что поможет им в повышении качества и эффективности работы.

- Вы говорили, что экспертная группа в ходе работы в регионах обнаружила ряд системных проблем. В чем их суть?

- Там целый перечень проблем, одна из самых главных - это отсутствие и адресного комплексного подхода к семье, направленного на предупреждение и профилактику. Так, на практике, работа с семьей чаще всего выстроена по принципу обращения, а не выявления. И не по принципу единого окна. Семьи в группе риска и состоящие на учете, чаще всего, не обращаются сами за помощью. Мы заходили в такие семьи. Например, были семьи, где у детей даже не было документов, не был установлен диагноз. Ребенку уже 10 лет, мать сама инвалид, отец безработный, страдает алкоголизмом. Или многодетная мама, у которой была запущенная ситуация: там был факт домашнего насилия, инвалидность, а у ребенка неврология. Маме нужна психологическая помощь, у нее суицидальное настроение, а задокументировали их общественники. В целом, если изучить, сколько семей в год ставят на учет, как неблагополучные, сколько и по каким причинам детей поступают в Центры адаптации несовершеннолетних, в Дома ребенка и сколько отправляют в вечерние школы - только в одном городе это до 200 детей. Становится понятно насколько важно и актуально пересмотреть и внедрить новый подход. Есть целый комплекс вопросов, которые один участковый не в состоянии решить при их выявлении.

фото4.jpeg

В таких случаях участковые службы подают документы в комиссию по делам несовершеннолетних. А работа комиссии по делам несовершеннолетних, заседающая не чаще чем два раза в месяц, как мы увидели в регионах на практике, неоднородна. Где-то она ограничивается постановкой на учет и словами "принять к сведению", или принимаются меры, а результат носит ситуационный характер. Сопровождение исполнения решения вопросов, возникающих в процессе, не всегда отслеживается, перекидываются из отдела в отдел, и не решаются годами, не отслеживается судьба семьи и ребёнка, и самое главное нет конкретного ответственного за результат.

WhatsApp Image 2019-10-23 at 10.44.35.jpeg

- На ваш взгляд, почему возникли такие серьезные пробелы в этой сфере?

- В работе местных исполнительных органов, и на это обращают внимание сами представители и сотрудники акиматов, прежде всего, сказывается отсутствие в структуре единого координирующего звена, ответственного за конечный результат, и уполномоченного необходимыми функциями, занимающегося комплексно вопросами только семьи и детей. В этом признаются и сами представители акиматов и служб, комментируя, что направляли такие предложения в центр. Сейчас все вопросы семей и защиты прав детей находятся в ведении разных государственных органов, как на центральном, так и на региональном уровнях. Более того, для них работа с семьей и детьми является не основной, не приоритетной, а одной из многих функций и задач в общем объеме развития отрасли конкретного государственного органа . В связи с этим работа с семьей попросту тонет в общем объеме всех вопросов. Кроме того, каждый такой комитет в министерстве ограничен компетенцией своего ведомства. Так, на практике, как мы убедились по результатам работы в регионах, между медицинскими учреждениями, школами, дошкольными учреждениями, социальными службами и органами опеки и попечительства не развито межведомственное взаимодействие, нацеленное на конкретный результат. 

Также не всегда производится обмен информацией о возможной подверженности ребёнка жестокому или небрежному обращению и риску попадания семьи и ребёнка в трудную жизненную ситуацию, чему мы лично были свидетелями, зафиксировав такой факт при работе в регионе. Например, участковые или патронажные службы на местах в поликлиниках работают с детьми дошкольного возраста. Школьные социальные педагоги и участковые – со школьниками. Все они выявляют проблемы, но помочь могут оперативно только в рамках компетенций своего управления. Кроме того, не всегда сотрудник одного управления знает, какие меры поддержки, которые могли бы помочь, есть в другом управлении. Поэтому в поликлиниках или школах педагоги или родители решают проблемы сами – собираются деньгами, чтобы помочь семье, ищут спонсоров, а в это время есть много программ, инструментов, НПО, которые могут системно помочь семье.

Также на местах есть вопросы с кадрами, их количеством и загруженностью. На одного специалиста в акимате спускаются с центральных органов десятки дорожных карт и программ, обращений граждан, в связи с чем и эффективность исполнения падает, превращая в цель быстрее отчитаться, отписаться и закрыть. Так, например, на 2-3 специалистов отдела областной структуры возложены функции по вопросам, например, опеки и попечительства населения целой области, а в районной – на одного специалиста вопросы 200 тысяч человек.

В работе различных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, по делам женщин и гендерной политики при акиматах, есть вопросы, требующие срочного решения. Секретари комиссий зачастую являются сотрудниками управления образования, для которых ведение работы комиссии – дополнительная нагрузка среди широкого спектра других обязанностей. Здесь еще возникает конфликт интересов, а их деятельность в основном сводится к рассмотрению поступающих материалов по случившимся фактам, и не направлена на предупреждение и профилактику. Все это в комплексе снижает эффективность и качество работы.

Многие программы, принятые на республиканском уровне по вопросам оказания помощи в решении проблем семьи и детей, показывают низкий результат, не доходят до людей в регионах именно по этим причинам.

Социальная аксиома

- Насколько я знаю, Совет уже разработал свои предложения по решению озвученных проблем.

- Да, теперь, когда социальная карта выявления семей находится под контролем, мы считаем необходимым поставить работу с семьями на четкую системную основу. Необходимо внедрить принцип кейсменеджмента – работы со случаем, а это подразумевает своевременное выявление, необходимость детально вникнуть, а затем адресно, комплексно, подключая все службы, управления и ведомства оперативно работать с каждой семьей, которая находится в кризисе, идти к результату. Ведь все взаимосвязано: благополучная семья - благополучное общество - благополучная страна!

И наш реализуемый Советом по защите прав детей при партии "Nur Otan" пилотный проект по работе с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, построенный по принципу адресной работы с семьей, показал правильность принятия таких мер. Мы идем в семью, а не ждем обращения этой семьи за помощью, объединяя вокруг усилия всех управлений.

Более того, поскольку подчинение будет вертикальным, это даст дополнительную возможность для независимого внутреннего постоянного мониторинга работы всех учреждений.

Экономия бюджета

- Но ведь создание нового государственного органа потребует определенных затрат со стороны государства.

Мы изучили этот вопрос, и могу сказать, что создание такого государственного органа не потребует дополнительного финансирования за счет перевода комитетов, департаментов, отделов из разных государственных органов  - в одно, а также за счет сокращения государственных заказов на проведение услуг, носящих кратковременный не системный эффект, в регионах и на центральном уровне. Наоборот, мы считаем, что работа этого государственного органа, направленная на профилактику на постоянной основе, даже сэкономит бюджет, так как будет меньше последствий, затраты на которые намного больше. Кроме того, проводя постоянный внутренний мониторинг, как мы сейчас это сделали, государственный орган будет выдвигать четкие рекомендации в отношении выделения бюджетных средств в социальной сфере по каждому направлению на основе анализа и собранных на местах данных.

Функционирование государственного органа должно принципиально отличаться новым подходом: мобильностью, открытостью и постоянным контактом с населением.

Он будет также централизованно и системно заниматься работой, связанной с духовным обогащением и развитием взрослых и детей. Повышением родительской ответственности, укреплением института семьи в современных условиях. Повысит эффект и результаты в профилактической работе по предупреждению распада молодых семей, укреплению нравственности и духовности молодежи.

Предложение поддержала партия, сейчас оно на стадии согласования, и насколько мы знаем, положительные отклики по нему на центральном уровне уже есть. Также к идеи создания отдельной структуры по проблемам семьи, женщин и детей проявили интерес местные исполнительные органы и НПО.

Адресный и комплексный подход

- Вы несколько раз говорили о применении такого метода, как "кейсменеджмент" или адресного комплексного подхода, при котором вырабатывается план для каждого члена семьи. Можете подробно его объяснить.

- Каждую семью мы рассматриваем как отдельный кейс, используя все существующие инструменты, которые предусмотрены государственной поддержкой и НПО. Об этих инструментах, как показала практика, многие семьи не знают. Так, мы осуществляем в одном окне организацию лечения, обеспечения детским дошкольным учреждением, реабилитационными мероприятиями.

фото1.jpg

Совместно с НПП "Атамекен" и Ассоциацией деловых женщин обеспечиваем матерей работой на дому, организовав специальные краткосрочные базовые курсы для многодетных матерей, не имеющих специального образования и профессии по обучению швейному мастерству. По окончании курсов обеспечиваем женщин швейными машинами, заказами на простые изделия через социальных предпринимателей. Хотела бы отметить, что мы получаем много положительных и теплых откликов от семей, даже в тех случаях, когда не удается помочь сразу. Нас благодарят просто за чувство заботы и заинтересованности в судьбе этой семьи, и это тоже результат, так как семья чувствует и знает, что о них заботятся, что они не одни.

WhatsApp Image 2019-10-23 at 10.44.35.jpeg

Такой метод дает возможность всем членам семьи единовременно получить помощь. Женщинам быть самостоятельными и решать финансовые и материальные проблемы семьи, не зависеть от АСП. Только такие индивидуально смоделированные подходы во многом повысят эффективность существующих инструментов поддержки.

- В ходе поездок по регионам вы также проанализировали большой спектр работы учреждений. К каким выводам пришла экспертная группа по ним, и какие результаты вы ожидаете?

- Относительно работы учреждений мы поднимаем несколько актуальных вопросов: состояние и условия в интернатных учреждениях страны, в каждом из которых живут по 10 месяцев в году и обучаются по 300-500 детей от 7 лет и старше. Многие интернаты нуждаются в серьезном капитальном ремонте, замене мебели, инспекции и проверке на предмет антисанитарии. Но в некоторых регионах, таких как ВКО, Тараз мы увидели отличные условия на высоком уровне. Хочется, чтобы в таких условиях жили дети во всех интернатах страны. После нашего визита в Алматинскую область Аким области распорядился всем интернатным учреждениям подготовить документацию для выделения средств на капитальный ремонт. В Павлодарской области по итогам наших рекомендаций разработали целую Дорожную карту. Мы очень рады такому результату. Теперь будем посещать регионы уже для того, чтобы посмотреть, как изменились условия.

Второй вопрос по Домам ребенка. В Казахстане функционирует 21 Дом ребенка. В нем находятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В том числе дети с ограниченными возможностями и различными патологиями здоровья. Ежегодно в каждое такое учреждение по разным причинам поступают от 30 до 100 детей в возрасте до 4 лет. И в ходе наших посещений мы нашли как положительные моменты, так и негативные. Главная системная проблема – это отсутствие независимого контроля качества ухода за детьми и их реабилитация.

30% детей в Домах ребенка нуждаются в реабилитации и абилитации, которая эффективна в раннем возрасте и дает хорошие результаты, но штатное расписание не соответствует потребностям деток. В штате нет должностей врача-реабилитолога, эрготерапевта, и других специалистов с учетом современных методик. Для полноценной реабилитации, не внедрен принцип «заботы с уважением», в некоторых Домах ребенка применяется несоответствующее возрасту оборудование. Как показывает практика, при успешной реабилитации, как в Доме ребенка г. Нур-Султан можно добиться отличных результатов. Там из 25 детей с тяжелыми диагнозами 7 обрели семьи.

В медико-социальных учреждениях некоторых регионов применяются передовые методики, а где-то нужно элементарно улучшать условия.

Отдельный вопрос по камерам в таких учреждениях. Большой вопрос стоит по питанию школам, по ликвидации надворных туалетов во всех учреждениях.

По каждой области мы составили протокола по итогам работы, а также проработали какие системные вопросы мы вынесем для обсуждения и принятия решений на республиканском уровне. Все эти вопросы будут находиться под партийным контролем. Спектр большой, начиная от законодательных требований по камерам, безопасности и вопросов условий для особенных детей, детали по обеспечению дополнительным образованием, профилактики насилия и суицидов. Как мы убедились, в стране нет единой системы по профилактике насилия, суицидов. В каждой области применяют свои и не всегда эффективные методы, но есть и методики которые можно было бы реплицировать и в этом мы также видим свою задачу. На встречах в акиматах разных областей мы стараемся делиться примерами из других регионов. Например, мы рассказывали об опыте профилактики насилия, которую оперативно внедрила Павлодарская область. 

По профилактике суицидов хорошее решение приняли в Костанайской области, где в рамках нашей дорожной карты "Бақытты отбасы" партии "Nur Otan" открыли Центр психологической поддержки, который работает круглосуточно, курирует все школы, есть группа оперативного реагирования. В ВКО очень хорошо решается вопрос со школьными столовыми, дети детского дома ВКО посетили 16 стран, здесь же самый лучший интернат "Акниет" для детей с особенностями в развитии, который как пример можно показать всем регионам. В СКО около 140 школ в этом году проводят капитальный ремонт, в школах есть свои огороды, где выращиваются овощи, из которых детям готовят питание. В Шымкенте единственный Медицинской психологической центр, где помогают справится с алкогольной зависимостью, работают с домашними агрессорами. Такие примеры есть в каждой области. В отдаленных городах, сельских округах многое порадовало.  

Мы обязательно расскажем на итоговом брифинге подробно обо всех выводах и дальнейших действиях.