О развитии этого вопроса корреспондент liter.kz побеседовала с директором компании "Парковочное пространство Астана" Чингизом Досыбаевым.

-Урбанизация и цифровизация.....Как вы думаете, на какой стадии сейчас находятся эти два важных вопроса?

- Каждый день мы сталкиваемся с проблемой управления города.Сейчас идет очень сильный импульс для цифровизации всех объектов инфраструктуры и подразделений. Мы все с вами знаем на примере развитых городов, когда например стоит огромной 10-20 миллионный город, и им управляет сжатая структура. Это результат того, что большинство процессов автоматизированы. И столица в свое время очень сильно призадумалась о переходе на систему умного города. Это и службы 109 единый диспетчерский центр, цифровые элементы в образовании, служб спасения, полиции, пожарной.О чем недавно упомянул глава государства.С точки развития города, неотъемлемой частью развития, является транспортная инфраструктура. Все то что связано с транспортной и дорожной инфраструктурой, должно работать централизовано. Это касается и проезжей части, и магистрали, общественного транспорта, системы светофоров, вплоть до управления полицией, видеофиксацией нарушений и многое другое.   Цель всех этих новшеств одна- обеспечить комфорт жителям. Все взаимосвязано.

По статистике на сегодня на каждого 3-ого жителя приходится по одному транспортному средству. Об этом, на самом деле, мало кто задумывается. По неофициальным данным, у нас в городе в день перемещается до 1,5 млн. человек. И если в среднем брать цифру, то около 500 тыс. автомобилей передвигаются по городу. Если мы сложим количество транспортных средств, то просто припаркованных машин, будет достаточно чтобы забить одну полосу трассы "Нур-Султан-Алматы". Мы знаем протяженность улиц, количество автомобилей, загруженность дорог. Если не управлять количеством транспортных средств, то вопрос пробок неизбежен. Местные жители все прекрасно знают, что например, тот же проспект Республики последние 30 лет вообще не менялся. Когда планировали город, то не рассчитывали на такое количество автотранспорта. по данным статистики, сейчас у нас идет демографическийприрост порядка 5%. Если сейчас усредненное количество 1 млн. человек, то в следующем году вероятно, что мы приблизимся к цифре 1,1млн.человек. Через 5 лет цифра может подойти к 1,5 млн человек. С таким темпом демографии. И при таком условии количество транспорта увеличится, а дорожная сеть совершенствуется, но в некоторых частях города есть ограничения.

- Парковочные места - важный вопрос на сегодняшний день. Существуют плюсы и минусы в развитии вопроса

- Развитые города, рано или поздно, сталкиваются с этой проблемой. И приходят к выводу, что необходимо управлять парковочными местами в городе. Взять допустим продвинутые города, такие как в Европе, США, Юго-Восточная Азия. Они все прекрасно понимают, что если не управлять парковочным пространством, то будут образовываться пробки. Почему это взаимосвязано? Есть точки притяжения: деловая, административная часть города. И там концентрируется больший поток людей. И если там не находится места для парковки, то по причине поиска свободного места замедляется поток машин на дороге. И если при обычной загруженности водитель будет передвигаться со скоростью 55 км/м, то в пробке скорость снижается до 20 км/ч. Пропускная способность падает.

Как теперь обстоит ситуация у нас. Существует такой вид парковок, обустроенный у бордюров улиц. Это стихийные парковки. Т.е. автовладелец, просто не нашел место, где оставить автомобиль. Это вынужденная мера и влияет на то, что движение замедляется. –

-Насколько система парковок имеет развитие в Казахстане?

- Если смотреть развитие парковок сегодня, то в Казахстане это явление довольно новое. И относятся к нему немного предвзято. В зарубежных же странах эта культура воспитывается на протяжение долгого времени. Начиная с фильмов. Когда автовладелец приобретает автомобиль, то должен задуматься об обеспечении парковки возле дома, работы, потому что он приедет на машине.У нас, к сожалению при покупке авто, автолюбители перекладывают проблему парковки на государство. Город должен предусмотреть места под парковку возле дома, офиса и т.д. Для всех парковочного пространства не будет достаточно.

Нужно подходить к этому с осознанной социальной ответственностью.Возьмем например Сингапур и города Юго-Восточной Азии. Там прежде чем купить автомобиль , необходимо оплатить лицензию на вождение, купить или арендовать парковочное место возле работы и дома. И только потом приобретать транспортное средство.

- Какие цели ставил перед собой проект "Парковочное пространство Астана"? Поможет ли это решить ряд существующих проблем?

-Изначально проект "Парковочное пространство Астана" зародился к 2015 году. И с 2016 года мы начали проходить регистрацию и принятие концепции. В любом случае на тот момент был очень объемный фронт работы и внедрение проекта было на начальном этапе. Мы прошли все процедуры, которые заняли около 2,5 лет. Первым этапом стал бульвар "Нуржол". Внедрение платных парковок - это не только решение города. Это прямое поручение Елбасы, что в столице необходимо решать вопросы парковочного пространства. И если вспомнить 2015-2016 года, то в зоне бульвара, если ты приехал после 09:00, не возможно было найти место или подъехать туда. Хотя это является сердцем столицы, где расположены ряд из главных достопримечательностей. И к этой "артерии" должен быть доступный подъезд не только для жителей, но и для туристов столицы.

Если смотреть, то количество автомобилей в этом месте не растет. И оставляют там машины работники офисов, либо кто живет в этом районе. Соответственно с этой ситуацией надо работать. Если люди оставляют там авто, то они просто будут забивать парковки. И другие люди не смогут там припарковаться. Если не включать механизмы регулирования, то бульвар "НурЖол" будет всегда загруженным.Исходя из этих мыслей "Управление пассажирского транспорта г.Нур-Султан" рассматривались различные идеи для решения этой проблемы. Если оставлять ситуацию как сейчас, то мы не решим проблемы. Люди могут оставлять авто на длительный период времени. Некоторые уезжают в другой город или страну, забыв о других автовладельцах.Стоит отметить, что здесь уже установлено 487 парковочных мест. Проще говоря это 12 зон. Основной нашей целью, является реализация 10 тыс. паркомест. В планах установить их в районе Есиль, периметр улиц Сыганак- Сарайшик - Мангилик ел- Туран, а также в районе Сарыарка от Набережной до проспекта Богенбай батыра, проспект Сарыарка и Республики.

В результате совместной работы с акиматом, мы реализовали проект и показали внедрение платного парковочного пространства открытого типа. Работает оно по принципу предоплаты. Это необходимая мера. Перед нами стояла задача - поднять оборачиваемость паркомат. Т.е., чтобы водитель планировал пребывание его транспорта в той или иной точке города. По этому принципу и работают парковки открытого типа. Каждый карман оборудован специальным знаком, также там стоят информационные щиты с детальной инструкцией. Если водитель паркует транспортное средство, то заявляет о количестве времени, которое там пробудет. Бывают такие моменты, когда мы не можем обеспечить парковку. информация об этом приходит в оповещении. Например, нужно организовать определенное количество мест, но там работают коммунальные службы по расчистке снега. В мобильное приложение приходит уведомление, что данная парковка не активна по определенной причине.

- Как осуществляется оплата открытых платных парковок?

- Автовладелец в течение первых 30 минут должен оплатитьза парковочное место. Этого времени достаточно, чтобы он припарковал авто, узнал номер парковочного места и оплатил 1 из 10 способов. Среди них оплата через мобильное приложение,через сайт Astanapark.kz, с помощью паркомата (банковская карта), через терминалы Касса 24,Qiwi, через сайт Kaspi.kz, через сайт Kassa24.kz, через приложение Senim, а также постоплата. Наиболее удобным способом оплаты является мобильное приложение. Оплата через нее осуществляется поминутно, в отличии от других способов оплаты. Т.е. если вы простояли не час,а скажем 15 минут, то и оплата будет соответствующей(25 тенге). Да и все уведомления, новости там доступны в любой момент.

- Существуют специальные условия для льготных категорий граждан?

- Каждый парковочный карман должен быть оснащен специальным местом. Это районы больниц, ЦОНов и других зданий. , В старой части города есть карманы, рассчитанные на 5 мест, а промежуток между ними буквально 4-5 метров. Из этих 10 мест - 2 должны быть специальные. В соответствии с проектом мы закладываем места, но ставим их по необходимости. Инвалидные места оборудуются другой разметкой, ширина парковки также увеличена для удобства лиц с ограниченными возможностями. Но эти льготы предусмотрены также и для ветеранов ВОВ, лица пострадавшие от испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне, ветераны и инвалиды войны в Афганистане и локальных боевых действий, многодетные матери, лица награжденные орденами «Алтын Қыран» и «Халық қаһарманы», инвалиды с детства и инвалиды первой и второй группы. Для оформления достаточноподтверждающего документы, чтобы их внесли в базу. В дальнейшем они могут пользоваться платными парковками бесплатно.