Ученые трех стран тестируют сверхпрочный экологичный материал для строительства автомобильных дорог. Автор разработки – профессор Федерального технологического университета штата Парана (Бразилия)  Всеволод Мымрин, в разработке также участвуют ученые России и Казахстана, сообщает пресс-служба Дальневосточного федерального университета (ДВФУ).

Ученые предлагают строить основания автодорог из смеси суглинка, металлического шлака и отходов известковых производств, которыми они заменили традиционные слои из природного песка и щебня. Новый композит отличается прочностью, водо- и морозостойкостью и отвечает требованиям к строительным материалам первого класса.

По данным университета, на территории Казахстана на протяжении полутора лет идет эксперимент, во время которого ученые изготовили тестовые образцы композитного материала для строительства основания автодороги из смеси производственных отходов металлургического комбината (АрселорМиттал Темиртау) и местного суглинка. В смесь добавили отходы известкового производства, которые сыграли роль активатора химического взаимодействия металлического шлака и суглинка.

В результате реакции выщелачивания образовался постоянно уплотняющийся гель, который со временем переходит в камнеобразное состояние. Композит показал очень высокие водо- и морозостойкость и низкие значения расширения/сжатия при перепаде температур.

"Строительство дорожных оснований из нового композита будет более быстрым и рентабельным за счет замены большого количества относительно дорогих песка и щебня на отходы местного металлургического производства и суглинок. Подобные технологии не только экономически эффективны, но и помогают решить проблему утилизации опасных для окружающей среды промышленных отходов", – рассказал заведующий лабораторией использования вторичных ресурсов Инженерной школы ДВФУ Андрей Таскин.


Всеволод Мымрин объяснил, что в композите тяжелые металлы стали частью новых образований, то есть оказались химически связаны на уровне атомов и перестали представлять угрозу для окружающей среды. Материал может считаться экологически чистым и соответствует строгим санитарным нормам.

По его словам, ремонтировать такую дорогу можно будет в два раза реже, так как со временем композитная смесь становится только прочнее, в 1,5-2 раза превышая проектную прочность дорожного основания. Испытания новой дороги еще продолжаются.

Помимо основания автодорог, по мнению ученых, этот композит можно применять при изготовлении различных стройматериалов, например, необожженного кирпича.

В июне 2020 года в Казахстане намерены запустить мобильное приложение по мониторингу дорог. С помощью него можно будет получить информацию об объектах придорожного сервиса, остановках, населенных пунктах. Кроме того, в нем может появиться возможность жаловаться на состояние дорог, делиться фото и видео.