Каждый из нас хочет быть признанным – таков генетический код казахов

Редакция Liter.kz

Родолог Алия Сагимбаева вот уже 18 лет занимается изучением рода. За эти годы через ее консультации прошли десятки судеб, многим она помогла решить проблемы, годами копившиеся в родовых династиях.

Алия Нурпаевна уже была гостем нашей редакции три года назад. Весь коллектив тогда с интересом слушал ее истории о том, как родовые проклятия влияют на судьбу потомков, и о том, как добрые семейные ценности способны трансформировать негативную энергетику. За прошедший со дня нашей встречи период в истории страны и каждого из нас произошли кардинальные перемены. Мы пережили пандемию ковида, потрясения январских событий и экономические неурядицы, связанные с войной в соседних странах.

— Алия Нурпаевна, с тех пор, как мы виделись с Вами здесь, в Гостиной "Литера", произошли различные события. Как Вы их объясните с точки зрения родологии? В частности, давайте поговорим о пандемии. 

— То, что мы получили в 20-х годах нынешнего столетия, явилось точным отражением 1920 года, когда эпидемия испанки затронула всю Европу. То есть стало понятно, что есть закономерности в событиях, процессах, которые могут со временем повторяться. Дело не в том, чтобы напугать, а чтобы предупредить. Я анализировала происходившее в период карантина через историю бывшего СССР. То, что нас ограничили, посадили дома, перекликалось с годами репрессий — то же самое ограничение свободы передвижения.

Тема голода также откликнулась в тот период. Проснулись страхи голода у более чем 80% опрошенных нами казахстанцев. Людьми овладела паника: а если продукты перестанут возить? Поэтому забивали холодильники, пополняли запасы. То есть проблемы с едой повторились в другой вариации — наша генетическая память вспомнила голодомор.

Таким образом, все катаклизмы ХХ века мы прошли за эти два года пандемии.

В тот период мы, как психологи, работали со страхами людей. Есть ОППЛ, профессиональная психологическая лига, в которой я и мои коллеги состоят.

Нам рекомендовали проводить беседы, по максимуму снимать стресс у своих соотечественников. Потому что именно страхи, стрессы, у многих в том числе, стали причиной летального исхода.

— Для казахов одной из главных проблем того времени стал запрет на проведение тоев. Но не прошло и двух лет, как рестораны вновь собирают полные залы. Скажите, на Ваш взгляд, насколько важно соблюдать все эти традиции и обряды с обменом подарками, многочисленными гостями?

— На мой взгляд, сейчас во всех постсоветских странах идет процесс национальной идентификации. Кто мы, и куда нам дальше двигаться? Таким вопросом задаемся и мы. 30 лет — это маленький промежуток времени для укрепления национальной идентичности. И поэтому сохранение традиций и обрядов в этом вопросе имеет большое значение.

Любое государство зависит от семьи. Поэтому мы все должны быть заинтересованы в том, чтобы маленькая ячейка общества была крепкой. Возьмем, к примеру, казахскую свадьбу. Тот момент, когда две семьи, каждая со своими правилами и взглядами на жизнь, начинают договариваться. Хорошо, если они проживают в одном географическом пространстве. Но если это север и юг, запад и восток, может возникнуть непонимание. А это влияет на зарождающуюся семью.

Поэтому, если мы хотим, чтобы молодые люди создавали крепкие счастливые семьи, чтобы повышался генофонд страны, нам нужно научиться выстраивать диалог между людьми — в семье, обществе, между народом и властью. Нам надо объединяться, не делиться на роды и племена. И вот как раз проведение всех этих народных, национальных церемоний тоже способствует тому, что сохраняется идентичность нации. Кто кому что подарил — это уже другой вопрос. Но сберечь традиции — это важно, это наше достояние.

— Казахский народ ведь испокон веков характеризуется как спокойный, терпеливый, сдержанный. События января 2022 года оказались вне понимания многих из нас: как так? Брат шел на брата с оружием...

— Январские события, а точнее, их участники, наверняка в полной мере отразили судьбу своих предков. Уверена, если рассматривать генограмму каждого, там найдется объяснение нашим вопросам. Там наверняка есть и отголоски репрессий и гражданской войны. Сами того не ведая, потомки повторили судьбу своих дедов в другое время, в других условиях.

Конфронтацию власти и народа можно и этим объяснить.

Мы как-то анализировали события в Жанаозене Мангистауской области. Так вот там прослеживается цикличность каждые 10–15 лет. Считаю, на это надо обратить внимание властям, извлечь выводы, предупреждать подобные социальные взрывы.

Опять же, события, которые имели место в ХХ веке, мы пережили за пять дней января 2022 года — и революция, и война друг с другом, и ограничение свободы...

— Алия Нурпаевна, еще одна современная тенденция, на которую хотелось бы услышать Ваш ответ — это воспитание мужчин. В последнее время психологи часто говорят о том, что надо воспитывать мальчиков как мужчин. Наверняка у Вас есть этому свое объяснение через призму родологии?

— В 20-х годах прошлого столетия на казахском народе сильно отразились голодомор, раскулачивание, репрессии, Вторая мировая война. Когда быть казахом было опасно, говорить на родном языке — опасно. Мужчин забирали, расстреливали, отправляли в ссылки, и только благодаря нашим бабушкам и прабабушкам, женщинам было сохранено потомство. Да, наш народ выжил, но генетическая память сохранила ужасы того времени и теперь выдает их в другой вариации. Если на тот момент женщины, которые не сломились, смогли продолжать род, поднимать самостоятельно детей, то сегодня этот поведенческий навык сохранился в наших современницах.

Но как это выглядит сегодня? Многие девушки, выходя замуж, отодвигают мужа на второй план, они сами хотят решать все бытовые и финансовые вопросы, мужчина же лежит на диване или выполняет роль второй половинки — не более.

У нас есть тема семинара "Семья", где мы изучаем эти моменты. Автор Валерий Докучаев как-то сказал потрясающую фразу: великая миссия женщины сегодня — сделать мужчину мужчиной. Что это значит? Супруга может научиться быть женщиной — хранительницей очага. Мама может воспитать сына-мужчину, а не иждивенца.

Ведь не секрет, что во многих семьях, где есть бабушки, мама, сестры, мальчики вырастают инфантильными, несамостоятельными. Поэтому мы все должны стремиться к тому, чтобы мужчины все-таки были добытчиками, защитниками, а не наоборот.

Я сейчас вспоминаю историю одной семьи, где была такая проблема — мужчине встречались женщины, которые априори доминировали над ним. Мы стали разбираться в истории семьи и выяснилось, что в 20-е годы всю семью его деда расстреляли красноармейцы, и только его дед, тогда маленький мальчик, чудом выжил, потому что его спрятала под свою пышную юбку служанка семьи. Ее не тронули, потому что она была крестьянкой. И таким образом мальчик выжил, он вырос, создал семью, но пережитая им трагедия в детстве сформировала соответствующую модель поведения — быть за женщиной. И вот теперь его внук испытывал такие сложности в отношениях с противоположным полом, потому что его генная память каждый раз приводила к нему девушку, в которой он видел свою защитницу.

— Многие примеры из Вашей практики связаны именно с тем периодом: репрессии, голодомор, раскулачивание... Почему в наше время "аукиваются" именно те годы?

— По исследованиям генетиков, одна и та же поведенческая модель активно проявляется у трех-четырех поколений. Поэтому мы анализируем историю семьи в нескольких поколениях. Очень важно знать историю прародителей. И когда прорабатываешь боль предков, меняется твоя жизнь. Выражаясь языком психологов, ты закрываешь гештальт.

— Есть какое-то общее решение по большинству случаев?

— Мой вывод, к которому я пришла за 18 лет практики, что у нашего народа в целом и у каждого по отдельности через поколения отражена сильная потребность быть признанными.

Потомки раскулаченных, так называемых "врагов народа", всю жизнь пытаются доказать, что они не такие — они полноправные члены общества и в чем-то даже лучше других. Чаще всего потомки тех, кого притесняли, учатся на отлично, получают золотые медали и красные дипломы, они лидеры. Такое поведение хорошо объяснил профессор Докучаев: бунт начинается в третьем-четвертом поколении.

Я сама являюсь живым примером проявления такого "бунта". Мой дед в годы голода спас многих. Мой прадед был меценатом, который строил пожарные станции, заводы, но был объявлен "врагом народа". И мною раньше двигала эта мотивация — доказать, что я полезна обществу. Такое стремление быть признанным, безусловно, полезно, оно может служить сильной мотивацией. Но есть и минусы — потомок может жить не своей жизнью, выполняя потребность предков.

— Скажите, а каков средний возраст тех, кто обращается к Вам за консультацией?

— Самой маленькой девочке, которую я консультировала, было 9 лет. Ее родители собирались разводиться, а она хотела, чтобы они были вместе. К счастью, семью удалось сохранить.

Самой возрастной клиентке было 84 года. Бабушка пережила все трудности жизни, но у нее никак не складывались отношения с детьми. Когда стали работать, выяснилось, что она — сирота, выросла без родителей. Поэтому и сама не смогла стать хорошей мамой. На старости лет дети выгнали ее из дома, бабушка жила у соседей. Случайно оказавшись с нами в одной компании, она услышала наш разговор, после чего тоже захотела проконсультироваться.

После тщательного анализа я ей объяснила, что она — глава рода. Вы бы видели, как изменился человек! У нее плечи расправились, она выпрямилась, все время повторяла: я голова, я голова Рода! Мы с ней долго говорили, убрали все родовые страхи, препоны, "включили" ее материнский инстинкт и мудрость. Знаю, что ей удалось воссоединиться с родными, она съездила к дочери в Америку и теперь доживает счастливую старость.

— Алия Нурпаевна, в последнее время мы все чаще наблюдаем детскую агрессию. Почему дети становятся жестокими?

— Вернемся к истокам. Например, на глазах у детей расстреляли отца, а это и есть самая настоящая агрессия, которую видит ребенок. Спустя одно-два поколения эта непроработанная травма, агрессия может проявиться у потомка уже в отношении других людей. В мирное время до октябрьской революции 1917 года функции психологов в нашем обществе выполняли муллы, священники, бии, баксы, аксакалы. Они могли разъяснять, что хорошо и что плохо, выступали и целителями, и третейскими судьями. Но их всех начали уничтожать. И народ остался без психологической, моральной помощи. И оттуда мы имеем непроработанные травмы.

Сейчас, если вы замечали, в случае ЧП вместе со спасателями сразу психологов приглашают — потому что медики понимают, необходимо снять посттравматический синдром.

Далее, когда мы говорим про агрессию детей, мы говорим про агрессию родителей. Дети отражают, или, по другому, "зеркалят" родителей. У родителей может быть внутренняя агрессия, и ребенок это чувствует. В современных семьях, к сожалению, часто встречается и физическое насилие, соответственно, дети вырастают и впитывают в себя такую норму поведения.

— А если ребенок растет в неполной семье? Или, к примеру, есть дети от первого брака, от второго... Это сказывается на характере ребенка?

— Опять же расскажу на основе примера. В конце прошлого года нас пригласили на консультацию в одну из частных школ, где мы чертили генограммы с учителями. Нашей целью было выявить, у кого из них есть генетический навык быть педагогом — потому что это большой плюс, если предки были тоже либо педагогами, либо просто работали с людьми — это говорит о том, что у потомков есть навык работать с детьми.

И вот одна из учителей ни с того ни с сего говорит: я хочу уехать в Америку. Английским языком не владеет, чем будет заниматься, не знает. Но желание уехать в развитую страну прям очень навязчивое. Стали с ней анализировать историю семьи. Оказывается, обе ее бабушки были младшими женами — токал. А я заметила за годы своей практики, что в таких случаях у потомков часто может быть большая потребность в признании. Ведь байбише и токал могли быть не на равных условиях, детей токал часто могли принижать, есть даже шутливое казахское выражение "Тоқалдан тұдым ба?", что по смыслу означает: а что, я хуже других? Так вот, это и есть причина того, что потомки пытаются самоутвердиться, получить признание вопреки всему.

— Какие Вы можете дать советы нашим читателям, как можно самостоятельно проработать родовые проблемы?

— Перепрограммировать можно не только проблемы семьи и рода, но даже проклятия, сказанные в адрес ваших предков. Каждый третий-четвертый случай в моей практике связан с родовым проклятием — қарғыс. Доказано, что энергия слова очень сильная и, по разным данным, может сохраняться на 15 поколениях, а порой и 500 лет!

Если в вашем роду было проклятие, то его можно трансформировать в благословение, переписать смысл проклятья. Если сказали "жолың болмасын" — значит, надо благословить словами "жолың болсын". Надо изменить негативный смысл. Порча и сглаз — это система ожидания человека. Если он верит, то сработает. Соответственно, и наоборот.

Что касается советов — у каждого человека есть мама и папа, бабушки и дедушки. Все они на нас влияют. Идеальных людей нет, но в любом человеке есть положительные качества. Рассказывайте детям именно о хороших чертах их предков. Твой ата, отец, мама, бабушки были такими, показывать их дипломы, грамоты, достижения, успехи. Может, к примеру, у деда не было образования, тогда расскажите, каким он был мастером своего дела или добрым и заботливым человеком. Энергия слова ведь очень сильная. Мы что говорим, в то и верим, то и сбывается.

Когда на семинарах даю задание — вспомните и напишите положительные черты ваших родных. Многие тяжело вспоминают положительное. О плохом помнят чаще. Потом говорю — прочитайте друг другу, что написали. И вы знаете, у них на глазах спина выпрямляется. Они же о себе это говорят, о своих предках, о своих родных. И вот об этом хорошем надо почаще рассказывать детям, внукам, активировать у них положительные семейные и родовые программы и навыки, черты характера. Чтобы и у них был пример для гордости, для подражания.

Миргуль Джилкишинова

Поделиться