Общество Евгения Морозова 3229

Игристый лимонад со вкусом и ароматом груши «Дюшес» разлили по бокалам эксперты «Литера»

Игристый лимонад со вкусом и ароматом груши «Дюшес» разлили по бокалам эксперты «Литера»
Когда-то давным-давно, в XVII веке, во Франции лимонадом назывался напиток, приготовленный из воды, лимонного сока и сахара.

Когда-то давным-давно, в XVII веке,  во Франции лимонадом назывался напиток, приготовленный из воды, лимонного сока и сахара. Конечно, никаких привычных нам, современным потребителям, пузырьков газа там не было. И не хранился тот лимонад по полгода, как нынешний, но пользы от него было неизмеримо больше. Он не только утолял жажду, но и насыщал организм витаминами. Но кто тогда об этом задумывался? Никто. Пили лимонную водичку и радовались жизни…


Пузырьками газа лимонад облагородил (или испортил – тут мнения потребителей и экспертов разнятся)   Иоганн Якоб Швепп. Марка напитов Schweppes, вспомнили? Так вот, именно он ее и основал. И она жива и процветает с тех самых пор.
Швепп жил в Женеве, держал ювелирную лавку, а на досуге занимался химическими опытами. Была у него мечта – создать безалкогольное шампанское. В самом шампанском ему, кроме пузырьков, ничего не нравилось, особенно спиртовая составляющая. И тут он узнал об аппарате под названием «Сакуратор». Аппарат этот был основан на изобретении Джозефа Пристли (из уроков химии все наверняка знают, что это именно он смог насытить воду углекислым газом,  превратив ее в газированный напиток), но найти применение аппарату никак не удавалось.  А Якоб Швепп после 20-летних экспериментов сконструировал на основе «Сакуратора» промышленную установку для производства газировки. И стал продавать газированную воду с фруктовыми и ягодными соками сначала в Швейцарии, а затем в Англии.  Продукт был очень популярным. Но не всем доступным. И опять на помощь пришла химия – для удешевления в  напиток сначала внесли пищевую соду, а затем и лимонную кислоту, заменив ею натуральный лимонный сок.  
И с тех пор лимонадом стал называться  любой «газированный напиток, обладающий охлаждающим действием». Эта фраза не придумана мною, а взята из нормативного документа на безалкогольные напитки. 
Конечно, вкус у современных лимонадов не только лимонный. В ход производители пускают все: ананас, цитрусы, ягоды, травы… В общем, впечатляющее разнообразие.   
Но мы с Артык Сейткалиевой, президентом общества по защите прав потребителей «Адал», соорганизатором наших дегустаций, выбрали лимонад со вкусом и ароматом груши «Дюшес». 
Приобрели напитки в одном алматинском супермаркете, где они все хранились в одинаковых условиях, что очень важно для сравнительной дегустации продуктов. Сама дегустация проходила на базе Центра испытаний качества продукции. А в качестве экспертов выступили сотрудники центра, специалисты по сертификации, технологи производств, санитарные врачи.  Кстати, дегустацию лимонадов эксперты посчитали весьма своевременной. И наш выбор напитка они тоже одобрили. 
– Основные потребители этих напитков – дети. А летом потребление таких напитков возрастает в  разы, ведь у детей сейчас школьные каникулы, в основном они предоставлены сами себе. К сожалению, немногие родители  ограничивают потребление детьми газированных напитков. И потому так важно выяснить, какого качества газированные напитки продаются на нашем рынке, чтобы хоть как-то сориентировать покупателей, – отметила ведущий специалист Центра испытаний качества продукции Ирина Филоненко. – А «Дюшес» был и остается одним из популярнейших напитков. Его любят за нежный, ненавязчивый грушевый вкус, хорошо утоляющий жажду.
«Дюшес», пояснили специалисты, лимонад с многолетней историей. Рецептура создана в 30-х годах прошлого века. Тогда этот напиток продавался в стеклянных бутылках и хранился не более 7 суток. Такие сроки – это кошмар для современных производителей. Не уйдет напиток за такое время.  Потому сейчас рецептура напитка и технология его приготовления сильно изменились – внесены консерванты, красители, усилители и ароматизаторы. Но вкус-то остался прежним! По крайней мере, мы на это надеялись.
В лаборатории Центра испытаний качества продукции образцы пронумеровали и зашифровали.  Напитки разливали по стаканчикам и в анонимном виде, под номерами,  подавали на дегустационный стол. Оценку проводили по органолептическим показателям Вкус, аромат,  цвет, насыщение углекислотой.


Образец № 1. Лимонад «Дюшес»  «Советский». Производитель – «Либелла Ботлерс», Казахстан. 
На вид напиток прозрачный, с заметными пузырьками газа, вкус и аромат — «грушевые»,  свойственные этому виду напитков, приятные, сбалансированные. 
– Вот в этом образце действительно чувствуется тот вкус детства, о котором навязчиво говорит реклама, – улыбается Ирина Филоненко. – К напитку нет никаких претензий. Ничего постороннего в аромате.  Чистый, приятный вкус, хорошая газация. 
Оценка образца – 15 баллов из 15 возможных.


Образец № 2.  Лимонад  «Дюшес» от ТОО «Дальпродукт», Алматинская область.
Выглядит напиток неплохо, насыщение газом хорошее, а вот вкус «слабоват», как говорят специалисты, не сбалансирован, нет характерного грушевого аромата. И явственно ощущается неприятное послевкусие сахарозаменителя. 
Оценка – 13,6 балла.


Образец № 3. «Дюшес» от  RIKS ltd, Алматы.
Цвет, насыщение газом, аромат соответствуют требованиям стандарта. А вот во вкусе этого напитка ощущаются неприятные нотки сахарозаменителя.
Оценка –  12,6 балла.


Образец № 4. «Дюшес» от Caspian Beverage Holding, Алматы.  
Насыщение СО2, цвет, прозрачность напитка – в норме. Аромат – грушевый, ярко выраженный, пожалуй, даже чересчур ярко.  Вкус – чистый, приятный, но чрезмерно сладкий. 
Оценка – 13,6 балла.


Образец № 5. За этим номером скрывался еще один «Дюшес» от компании от  RIKS ltd, Алматы.
Если внешние показатели этого образца эксперты оценили как «хорошие», то ароматом и вкусом напитка остались недовольны.  Напиток пах, как ни странно, пластмассой. И вкус имел не свойственный лимонаду. Эксперты посчитали, что в этом виноват не сам напиток. А тара – то есть пластиковая бутылка, в которую он был разлит.
– Напитки должны фасоваться в тару, которая отвечает определенным требованиям безопасности. Пластик, из которой тара производится, должен обладать хорошей стойкостью к различным агрессивным средам, атмосферным воздействиям, противостоять истиранию, вибрации и ударам. И, как правило, производитель эти требования выполняет, – отмечает санитарный врач Марина Кужукеева. – А вот в торговых точках напитки очень часто хранятся с нарушением элементарных правил: на витринах с прямым попаданием солнечных лучей или в помещениях с высокой температурой.  А ведь на таре указаны требования к температурному режиму – при 20 градусах тепла. Не выше. Но бывают случаи, что такие напитки в подсобных помещениях и при плюс 50 хранятся. И тогда может происходить миграция вредных веществ из тары в сам напиток. 
В результате этот образец набрал 11,8 балла из 15 возможных.


После дегустации всех образцов и подведения итогов за органолептические показатели эксперты ознакомились с маркировкой напитков.
Информация  на этикетках, отметили эксперты, достаточно полная и объективная. Кроме первого образца – здесь отсутствует ссылка на нормативный документ, по которому произведен напиток. Это нарушение, и предприятие-изготовитель обязано его исправить. Ведь маркировка – это своеобразный паспорт продукта, и именно с этикетки начинается знакомство покупателя с напитком. 
А вот сами напитки эксперты дружно отнесли к не очень полезным продуктам. Особенно те из них, в которых натуральные ингредиенты заменены искусственными ароматизаторами и усилителями вкуса. 
– Сейчас очень многие производители стараются в целях экономии вместо сахара использовать искусственные сахарозаменители. А они небезопасны, могут спровоцировать аллергические реакции, нарушают пищеварение, усиливают аппетит, что в результате приводит к появлению лишнего веса, – предупреждает Марина Кужукеева. – Но мало кто воспринимает всерьез вред сахарозаменителей в газированных напитках. Безусловно, норма употребления заменителей сахара для взрослых и для детей существует, но она никак не оговаривается в сертификатах и не отображается на этикетках бутылок. 
– Очень хочу обратиться к родителям, – подхватывает слова санитарного врача Ирина Филоненко. – Будьте внимательны, когда приобретаете напитки! Информация для потребителя находится на маркировке, обязательно изучите ее перед покупкой. Особенно если у ребенка есть  аллергия. Маркировка должна отражать полностью всю информацию для потребителя. Состав, дата изготовления, адрес производителя, нормативный документ, по которому был произведен напиток. Обратите внимание, есть ли в составе заменители сахара, какие используются красители и ароматизаторы. Не поленитесь посмотреть в Интернете, что означают все эти названия. Вы должны понимать, что за напитки вы пьете сами и что даете своим детям. 
Ну а теперь результаты. Все представленные на дегустацию образцы оказались неплохими и соответствовали требованиям, которые предъявляются к такой группе продуктов: цвет, аромат, вкус, насыщение углекислотой – все показатели вписались в требования нормативных документов. 
Лидером дегустации стал лимонад «Советский» (производитель – «Либелла Боттлерс»), который набрал максимально возможное количество баллов – пятнадцать из пятнадцати. А меньше всех – 11,8 балла – набрал образец № 5, лимонад от RIKS ltd. 

Евгения МОРОЗОВА, Алматы

Просмотры:
3229
Поделиться с друзьями:
Популярное