Экономика Марат Елемесов 60576

Мигранты могут спасти Казахстан от «демографической ямы»

Мигранты могут спасти Казахстан  от «демографической ямы»
Эксперты опубликовали масштабное исследование миграционных процессов в Казахстане

Казахстанский Институт стратегических исследований при Президенте РК опубликовал масштабное исследование миграционных процессов в Казахстане. Основной вывод, к которому приходят эксперты института: миграция заметно изменила социокультурный облик казахстанцев, она, с одной стороны, сделала страну более открытой новым культурам, с другой  – повысила риски, связанные с притоком в крупные города людей, не имеющих достаточного образовательного ценза. В исследовании приняли участие такие известные казахстанские ученые, как Елена Садовская, Ботагоз Ракишева, Юрий Булуктаев, Мадина Нургалиева, Ольга Симакова, Ренат Акылбаев и другие.

 

Этапы большой миграции


В исследовании отмечается, что за 25 лет суверенитета международная миграция в республике  пережила этап бурного и стихийного развития и в последние годы вступила в период относительно регулируемых передвижений. В самом общем виде ключевые миграционные тенденции в Казахстане в последние 25 лет после распада СССР были таковыми: из страны – масштабная вынужденная эмиграции в 1990-е гг. и в страну – республика в 2000-е превратилась в государство трудовой иммиграции. Хотя трудовая миграция имела место и в 1990-е, эти потоки принципиально различаются. 
В 1990-е гг. в трудовых миграциях – внутренних и за пределы РК – участвовали сами граждане Казахстана, а в нулевые – республика превратилась в региональный центр приема трудовых мигрантов из стран Центральной Азии. Кроме того, с 1991 года Казахстан проводит политику репатриации этнических казахов из различных стран мира. Если первые три миграционных потока – массовые и стихийные, то репатриация проводится в рамках организованной государством политики этнической иммиграции. 
Условно миграционные процессы, предшествовавшие образованию независимого Казахстана и начавшиеся уже после 1991 года, можно поделить на пять больших периодов. 


Первый – с 1987-1991 гг. – с начала перестройки, когда миграция вышла за границы советского пространства и по мере либерализации правил выезда из страны процесс выезда ускорялся вплоть до распада Советского Союза. 


Второй – 1992-1998 гг.  – время масштабных и стихийных перемещений между странами СНГ и вне СНГ, обусловленных историческими геополитическими сдвигами и системным экономическим кризисом вследствие распада СССР и перехода Казахстана к рыночной экономике. Для данного периода характерна массовая вынужденная эмиграция и быстрый рост трудовой миграции казахстанских граждан – внутренней и международной. 


Третий – 1999-2003 гг. – период относительной стабилизации потоков вынужденной миграции, снижения интенсивности эмиграции, формирование потоков нерегулируемой трудовой иммиграции из стран Центральной Азии на фоне макроэкономической стабилизации в Казахстане. 


Четвертый – 2004-2008 гг. – период позитивных тенденций в миграционных движениях: минимального или положительного сальдо миграции, роста числа казахских репатриантов из-за рубежа, увеличения иностранной рабочей силы на фоне относительно устойчивого экономического роста. Одновременно значительно возрастает численность нерегулируемых трудовых иммиг-рантов и государство предпринимает усилия по регулированию и предупреждению их незаконной занятости. 


Пятый – 2009-2015 гг. — период нестабильных и волнообразных миграционных процессов, которые протекают в условиях глобального финансового и экономического кризиса. На фоне негативных тенденций в экономике и на рынке труда сокращается трудовая иммиграция, стабилизируется въезд и выезд на постоянное место жительства. Возрастающую роль начинают играть внешние факторы, в частности, создание Таможенного союза и позже Евразийского экономического союза (ЕАЭС). 


Новый этонокультурный облик


Как отмечают исследователи, иммиграционный поток в Казахстан состоит преимущественно из репатриантов – этнических казахов из цент-ральноазиатских республик, Китая, Монголии, а также в незначительной мере – русских, украинцев, корейцев. Согласно данным Комитета по статистике Министерства здравоохранения и социального развития, с 1991-го по 1 января 2016 года в Казахстан прибыли и получили статус оралмана 261 104 семьи, или 957 772 этнических казаха, что составляет 5,5% от общей численности населения страны. Большинство оралманов – 61,6% – прибыли из Узбекистана, 14,2% являются выходцами из Китая, 9,2% – Монголии, 6,8% – Туркменистана, 4,6% – России и 3,6% – из других стран. За 25 лет в Казахстан прибыло более 957 тысяч оралманов. В составе прибывших лица трудоспособного возраста составляют 55,6%, дети до 18 лет – 39,9% и 
пенсионеры – 4,5%. Из числа оралманов трудоспособного возраста 8,8% имеют высшее образование, 20,6% – среднее специальное образование, 60,8% – общее среднее образование, 9,8% не имеют образования. Не имеет образования и значительная доля пожилых переселенцев. Наибольшее количество оралманов расселилось в Южно-Казахстанской области – 21,2%,  Алматинской области –16,3%, Мангистауской области – 13%, Жамбылской области – 9,4% и в других регионах – 40,1%.


Между тем за период с 1991-го по 2015 год из Казахстана, только по  официальным данным, эмигрировало 3,538 млн человек, из них более 2 млн безвозвратно. Казахстан потерял значительный человеческий капитал. Численность народонаселения в 1990-е сократилась за счет эмиграции и снижения рождаемости на 18%. Испытав серьезные потери населения в 1990-е, в 2000-е гг., Казахстан восстановил благополучные показатели естественного прироста и благодаря этому, а также иммиграции оралманов в РК, за последние десять лет значительно увеличил численность населения. На 1 января 2016 г., по данным государственной статистики, численность населения составила 17,671 млн человек. Поскольку оралманы расселяются в основном в сельской местности, там сохраняется высокий уровень рождаемости и одновременно продолжается эмиграция из городов, в итоге на протяжении почти четверти века в Казахстане происходила дезурбанизация. На 1 января 2016 года соотношение составило: городского – 10,067 млн (57%), сельского – 7,604 млн человек (43%). 


Мозги продолжают утекать 


По данным переписи 2009 года, численность и доля многих этнических групп значительно сократилась по сравнению с переписью 1989 года. В результате эмиграции этнические меньшинства составили в 2009 году 13,2% и их доля сократилась по сравнению с 1989 годом (22,7%) на 9,5%. Исследователи отмечают, что вместе с безвозвратной миграцией немцев, украинцев, греков, поляков и других народов, Казахстан потерял часть своего этнического многообразия, которое было его несомненным достоянием и достоинством респуб-лики, несмотря на всю драматическую историю формирования полиэтнического состава населения республики. На протяжении четверти века из страны уезжали квалифицированные кадры, приезжали неквалифицированные, в результате качественные характеристики рабочей силы и в целом населения ухудшаются, что приводит к негативным мультипликативным эффектам. Это подтверждает и Министерство национальной экономики Казахстана, по данным которого наблюдается чистый отток квалифицированной рабочей силы и чистый приток неквалифицированной рабочей силы, не имеющей профессионального образования. На этом фоне растут издержки государства: на подготовку замены выезжающим специалистам, на профессиональное обучение и переподготовку въезжающей неквалифицированной рабочей силы.


Иностранцы нам помогут


Эксперты отметили, что выезд специалистов с высшим и незаконченным высшим образованием из Казахстана только за период с 1991-го по 2005 год составил 200-250 тыс. человек и общий ущерб от «утечки умов» можно оценить в 100-125 млрд долларов. 


В свою очередь исследователи предполагают, что Россия в ближайшие годы перестанет быть донором квалифицированных кадров для Казахстана по причине многочисленных внутренних демографических и социальных проблем и сложностей на национальном рынке труда. Кроме того, за последние 10-15 лет мало изменилось соотношение «выталкивающих»» и «притягивающих» факторов трудовой миграции в Казахстане и регионе.


Вместе с тем, наиболее значительный вклад в развитие экономики Казахстана и в повышение ее конкурентоспособности на мировой арене вносит, наряду с иностранными инвестициями и технологиями, официально привлекаемая иностранная рабочая сила (ИРС): менеджеры высшего и среднего звена, высококвалифицированные специалисты и рабочие. Их роль в переходный период к рынку трудно переоценить, ведь в тот момент специалисты такой квалификации на местном рынке труда просто отсутствовали. Нерегулируемая трудовая миграция также вносит весомый вклад в развитие казахстанской экономики, хотя и одновременно создает определенные риски. В течение нулевых число нерегулируемых мигрантов составляло ежегодно от 200–300 тысяч до 700 тысяч – 1,5 млн и более человек и в несколько раз превышало число легально занятой рабочей силы из-за рубежа.


В региональном распределении наибольшее количество иностранных специалистов приезжают работать в Атыраускую область – 30%, Астану – 15,2%, Мангистаускую область – 12,2%, Алматинскую область – 7,5% и Алматы – 15,8%, что в совокупности составило 80,7% всех иностранных работников.


Казахстан предпринимает меры по привлечению  квалифицированных специалистов из-за рубежа в отдельные отрасли, например, в перерабатывающую промышленность, где темпы прироста занятых пока невысокие, а потребность в них велика. Иностранные компании и иностранная рабочая сила оказывают значительное влияние на развитие отдельных отраслей экономики Казахстана. Например, строительная отрасль Казахстана была в упадке в 1990-е годы, но в период экономического оживления, благодаря росту инвестиций, госзаказов, в  Алматы, Астане, Атырау, Шымкенте, в областных центрах, западных областях начался строительный бум. Отрасль стала испытывать постоянный дефицит квалифицированных инженерных кадров и рабочих.


Операция «Легализация» 


Проблема легализации трудовых мигрантов и создания для них равных конкурентных условий на внутреннем рынке – это задача любого правительства. За последние два года в стране зарегистрировано более двух миллионов мигрантов — в основном это граждане Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана, однако лишь 1% из них в качестве цели приезда назвали трудовую деятельность, а более 96% указали различные частные цели, что не соответствует действительности.


Вместе с тем, государством используется инструмент квотирования на привлечение рабочей силы – ограничения числа работников в различные сферы экономики. Задумывалось квотирование как инструмент, который позволит учесть мнение и нужды фермеров. Но его непрозрачность привела к следующему: долгие сроки рассмотрения заявок, цикл рассмотрения заявок составляет четыре месяца, затем распределение по районам и по фермерам. С сентября по апрель фермер не имеет законодательной возможности принять на работу мигранта, в то время как сельскохозяйственный сезон начинается в марте.  Выход – в приеме на работу нелегалов, кроме того, это обусловлено не только желанием фермеров сэкономить, но и особенностью ведения сельского хозяйства. Организаторы небольших фермерских хозяйств зачастую не могут знать, какой объем земель они будут использовать под посев культур и обрабатывать в следующем году. Поэтому мера по отказу от подачи заявки на привлечение к работе мигрантов вынужденная, затем, по мере возрастания потребностей, работодатель просто вынужден брать на работу нелегалов. Средние фермерские хозяйства, где труд мигрантов более востребован, ежегодно привлекают, согласно квоте, 30-40 иностранных рабочих. Еще примерно столько же трудятся на фермах нелегально. Это не желание экономии, а недопонимание, возникшее между правительством Казахстана, формирующим квоты, и самим работодателем, который готов взять на работу и 80 мигрантов на легальной основе. При этом по решению вышестоящих органов, заявки на квоты сокращаются почти вдвое с мотивацией, что необходимо привлекать на работу местных жителей. 


Между тем Казахстан, так или иначе, будет оставаться зависимым от трудовой миграции. Дело в том, что, по оценкам Министерства экономики и бюджетного планирования РК, соотношение работников, выходящих из трудоспособного возраста к вступающим в него, уже в 2017 году составит 70,3%, а к 2030 году равномерно снизится до 49,6%. 


Это означает, что на 1000 человек, вступающих в трудоспособный возраст, к 2030 году будет приходиться 496 человек, выходящих из трудоспособного возраста. Коэффициент демографической нагрузки возрастет с 59,5% в 2013 году до 72,7% в 2030 году.  


Таким образом, трудовая миграция может выступить регулятором в этом демографическом дисбалансе. Стратегия Казахстана по проблеме миграции в основном учитывает связи со странами Евразийского экономического союза, поэ-тому в основу миграционной политики могут быть положены договоренности между государствами, согласованные меры по вопросам прав и обязанностей мигрантов, считают эксперты. Для дальнейших инновационных преобразований в стране необходимо прежде всего совершенствовать законодательные и институциональные условия формирования и регулирования миграционной политики, создать целостную систему мониторинга, анализа, прогнозирования и планирования миграционных процессов.


Как отметили исследователи, хотя современный миграционный дискурс акцентирует мало внимания на положительных последствиях миграций, например на вкладе трудовых мигрантов в экономическое развитие страны и повышения ее конкурентоспособности, плюсы ее трудно переоценить. Многие страны мира, несмотря на современные сложности нелегальной миграции, например, США, открыто декларируют себя в качестве «страны иммиграции». Они же, наряду с другими странами, такими, как Канада, Австралия, Новая Зеландия, проводят целенаправленную политику иммиграции. 

 

Марат ЕЛЕМЕСОВ, Алматы

 

(Фотография Павла Михеева)

 

Смотрите также
Просмотры:
60576
Поделиться с друзьями:
Популярное