Культура Жанат Сисекенова 667

Дорожное УЗИ

Дорожное УЗИ
Актобе на несколько дней стал Меккой для дорожников

Здесь собрались руководители областных управлений пассажирского транспорта и автодорог, а также подрядных организаций Западного Казахстана. Организатором актуального семинара для них выступило актюбинское управление совместно с АО «КаздорНИИ».

 

Темы для баталий более чем серьезные:применение инновационных технологий и материалов при проектировании и строительстве автомобильных дорог, а также внедрение цифровых технологий и систем управления дорожными активами.

 

– В каждом своем Послании Глава государства обязательно упоминает дорожную отрасль. Он прекрасно понимает важность автомобильных дорог в развитии экономики страны. В трудные девяностые, на заре независимости, первая скоростная дорога связала Астану и Алматы. Для успешного развития отрасли разработаны две госпрограммы, стратегия, отдельно стоит упомянуть программу «Нұрлы жол», – отметил президент научно-исследовательского института Багдат Телтаев.

 

Далее он напомнил о том, что в Послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» Глава государства поручил Правительству совместно с акимами областей предпринять меры по развитию транспортного сообщения больших городов с ближайшими населенными пунктами, что предполагает улучшение качества местных автодорог. В Послании «Новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции» для улучшения внутрирегиональной мобильности сказано о важности увеличения финансирования ремонта и реконструкции местной сети автодорог. Общий объем ежегодно выделяемых на это бюджетных средств следует довести в среднесрочной перспективе до 150 млрд тенге. Эта мысль прослеживается и в нынешнем Послании, направленном на улучшение качества жизни казахстанцев.

 

Многоликий асфальтобетон

 

В 1954 году началось освоение целины, в первые годы она давала хороший урожай, но из-за бездорожья постоянно терялась определенная часть с большим трудом собранного зерна. Именно тогда стало ясно – Казахстану нужны хорошие дороги, и из разных уголков страны пригласили специалистов в созданный в 1959 году филиал Всесоюзного дорожного НИИ. В 2019 году Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт отметит свое 60-летие. Это единственная организация бывшего Министерства автомобильных дорог Казахской ССР, которая сохранила за собой статус государственной. В штате института 145 человек, из них сто в головном офисе в Алматы, остальные в Астане – единственном филиале для северного региона.

 

– Казалось бы, асфальтобетон. Давно изобретенный человечеством материал, но оказалось, его надо постоянно совершенствовать, учитывая климатические, гидрологические, экономические условия, а также появление новейших материалов для транспортировки. За последнее десятилетие мы разработали более тридцати инновационных видов асфальтобетона, начиная с щебеночно-масличного. В 2006 году в Алматы проложили первый участок протяженностью 500 метров, а сегодня все дорожники в регионах активно используют этот материал, – продолжил Телтаев.

 

Он назвал материалы, повышающие качество температурной устойчивости, – это пористо-мастичный асфальтобетон (ПМА), сероасфальтобетон, резиноасфальтобетон, экологичный «теплый» асфальтобетон, долговечный дисперсно-армированный асфальтобетон с волокном FORTA, а также с полимерами PR FLEX, BUTONAL NS, ELVALOY. Разработаны тонкие слои асфальтобетона, есть недорогие составы, способные герметизировать микротрещины и прочие дефекты, тем самым продлевать срок службы дороги. Инновационные технологии цементнобетонных покрытий условно делятся на три категории: защитные слой, заделка швов, пропиточно-защитный состав.

 

– Рады сообщить, что с прошлого года казахстанские ученые начали активно разрабатывать нанобитумный материал, его основой служит местный, относительно дешевый каменный уголь. Первые результаты опытного применения показали, что в последующем каменноугольный нанопорошок по своей стоимости и температурной устойчивости может вытеснить все завозимые из-за границы дорогие полимеробитумы, – сделал акцент руководитель института.

 

В прошлом году совместно с РГП «Институт проблем горения», корпорацией «ОН-Олжа» (Акмолинская область), ТОО «Разрез «Кузнецкий», а также совместно с Евразийским национальным университетом имени Гумилева был создан «Индустриально-научный технологический консорциум «ИНТК-1». На его базе будут разрабатываться энергоэффективные, ресурсосберегающие, экологически чистые технологии по переработке многозольного угля и получению нанопорошковых материалов, используемых в качестве добавок к дорожным и строительным материалам.

 

– Одним из серьезных, главных участников проекта является лаборатория Кембриджского университета, в мировом научном мире она известна как кузница лауреатов Нобелевской премии. Эта лаборатория подписала с нами соглашение о том, что на базе Назарбаев Университета будет создана крупнейшая исследовательская лаборатория. Одним из направлений ее деятельности станут фундаментальные исследования свойств использования угольных нанопорошков для повышения качества дорожного битума и асфальтобетона. Сборник расценок Почти 1188 нормативных документов находятся в базе «Инфажол», они позволяют строить качественные автомобильные дороги не только республиканского, но и местного значения. Эта база постоянно обновляется и поддерживается в актуальном состоянии для обеспечения жесткого контроля качества.

 

– Мы знаем, что как для других областей, так и для Актюбинской важна экономическая оценка стоимости работ. Нашим институтом разрабатывается «Сборник сметных норм и расценок на работы по среднему и текущему ремонту, содержанию и озеленению, диагностике и паспортизации автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений на них», – добавил, обращаясь к залу, ученый.

 

– В последние годы строительная отрасль при подсчете определения стоимости перешла на новый, так называемый ресурсный метод. В прошлом году пересмотрели 348 расценок, на этот год запланированы 522 расценки. Руководитель местного дорожного управления обратил внимание на то, что не все виды работ охвачены данным сборником, что важно и для подрядчиков, – признал Багдат Телтаев.

 

Важное значение придается паспортизации и диагностике автодорог. По оценкам международных экспертов, оснащенность казахстанских передвижных и стационарных лабораторий заслуживает высокой похвалы. Только в этом году приобретены 12 комплектов оборудования из Австралии, Европы и Америки. С 2014 года институт обследовал 10309 километров автодорог в десяти областях республики. К диагностике приступили в 2009 году, и на сегодня проведена работа по 13 693 км, в том числе обследовано 1376 мостов.

 

СУДА придет сюда

 

Новшеством отрасли является создание системы управления дорожными активами (СУДА).

 

– Надлежащее управление активами – это комбинация управленческих, финансовых, экономических, инженерных и других знаний, применяемых к дорожным активам для получения необходимого уровня сервиса при эффективной стоимостной политике. Астанинцы завершают создание электронной базы данных столичной дорожной сети, этот опыт в скором времени должны перенять и актюбинцы.

 

– Взяты на учет все светофоры, дорожные знаки, автобусные остановки. Информация об их техническом состоянии, когда последний раз проводился ремонт и т.д., заносится в базу данных, затем будет разработана модель прогноза срока службы всех элементов сети. Станет ясно, когда нужно планировать следующий ремонт и в каком объеме. Дорожные управленцы, имея такую базу, будут заранее распределять финансовые и трудовые ресурсы, – объяснил новшество Телтаев.

 

Подопытная дорога

 

Багдат Телтаев в хорде семинара нашел время ответить на вопросы журналиста.

 

– При разработке новых технологий учитывается ли экологическая сторона, так как используется вторичный материал? – Конечно. Мы уделяем серьезное внимание разработке новых технологий, направленных на снижение вредного воздействия на экологию. Именно за это «КаздорНИИ удостоен международной премии «ЭкоВорд», мы разработали теплый асфальтобетон. При его изготовлении используются битум и каменный материал. При нагревании смеси до 180 градусов сгорают вредные вещества. Специальная добавка дает двойной эффект: экономический и огромный экологический, потому что впоследствии намного меньше будет выделяться вредных веществ по сравнению с обычным асфальтобетоном. Эффект колоссальный.

 

– В Актюбинской области климат резко-континентальный, что влияет на быструю изнашиваемость асфальтового покрытия дорог. Предполагаю, что есть новые технологии, которые еще не дошли до нашей области.

 

– Есть такие разработки, которые пока на столах ученых. В конце ноября состоится выставка, где будут показаны некоторые наши достижения. У нас есть рецепты наноматериалов, рассчитанных на сильную жару и сильный мороз. Кстати, если будете применять дешевый мамытский бурый уголь, тогда новый материал станет намного дешевле. В ходе беседы выяснилось, что дорога Актобе – Болгарка условно разделена на три части, где применяется полимерный битум казахстанского, российского и китайского производства. В следующем мае станет известен результат эксперимента.

 

 

Просмотры:
667
Поделиться с друзьями:
Популярное