Об этом свидетельствуют как мировые тенденции, так и упразднение целого ряда законодательных и инфраструктурных барьеров. Как этим процессам способствует национальный почтовый оператор, создавая благоприятную экосистему для электронной торговли, разберемся на примерах.

Новое окно для экспорта

В начале апреля Глава государства подписал закон, который существенно упростил оформление международных таможенных документов. Как прогнозируют эксперты, нововведения откроют новое «окно» для продажи казахстанских товаров за рубеж и станут еще одним толчком роста электронной коммерции.

На сегодняшний день в стране работает около 1 700 предпринимателей, продающих свои товары через интернет.

Объем рынка электронной торговли РК в 2018 году составил почти 300 млрд тенге, а национальный почтовый оператор отправил и доставил клиентам 18 млн. 500 тыс. посылок.

При этом до апреля 2019 года работа казахстанских интернет-магазинов с мировыми маркетплейсами была сопряжена с одним существенным техническим барьером, усложняющим доставку товаров за рубеж. Отправить свои товары покупателю в другую страну в почтовом отделении от имени юридического лица просто так они не могли. Для этого необходимо было на каждую посылку оформить таможенную декларацию и оплатить сборы в таможенных органах.


Чтобы избежать этой бумажной волокиты, большинство предпринимателей, понимая, что еще есть возможности для роста на внутреннем рынке, ранее просто отказывались от международных продаж, а вот самые находчивые из них, кого очень сильно захватывала идея торговли со всем миром, отправляли посылки от имени физических лиц. Но такому способу работы тоже существует предел.

Во-первых, покупать товары у физлиц готовы далеко не все клиенты, во-вторых, с ростом бизнеса каждый уважающий себя магазин тоже будет не готов подобным образом обходить закон. Но отныне это и не нужно.

Теперь же в качестве таможенной декларации можно использовать почтовые документы, которые оформляет Казпочта. И, чтобы оперативно обмениваться информацией с таможней, Казпочта внедрит сервис упрощенного экспорта.

«То есть весь «диалог» клиента при оформлении экспортируемых товаров будет начинаться и заканчиваться в почтовом отделении и будет занимать несколько минут. А работа по экспортному оформлению в таможенных органах будем проводить без участия отправителя», – объяснил нововведения председатель правления АО «Казпочта» Сакен Сарсенов.

Поэтому отныне казахстанские предприниматели могут смело думать о позиционировании на мировых рынках и начинать переговоры с мировыми площадками, такими как Amazon, Alibaba, eBay, JD.com, Etsy и др.

От обучения до полной поддержки

Как сообщают в Казпочте, предполагается, что в 2019 году количество предпринимателей, работающих в сфере электронной торговли, увеличится на 30% по сравнению с прошлым годом. Причем, Казпочта планирует напрямую способствовать как расширению рынка, так и росту объемов продаж казах­станских интернет-магазинов.

В частности, 15 апреля компания открыла уже четвертый E-commerce центр. Он начал работу в Шымкенте.

Первые три уже успешно функционируют в Нур-Султане, Алматы и Караганде. В этих центрах национальный почтовый оператор на постоянной основе проводит обучение малого и среднего бизнеса основам электронной коммерции и работе на мировых рынках. Причем, обучаться в них могут как физлица, только планирующие открыть свои интернет-магазины, так и уже состоявшиеся предприниматели, желающие расширить свой бизнес.

В 2018 году такое обучение уже прошли 1 500 представителей МСБ, примерно столько же предпринимателей, по прогнозам Казпочты, обучатся в школах экспорта Казпочты в девяти регионах Казахстана и в этом году.

После обучения предприниматели могут продолжить взаимодействие с Казпочтой либо же «пуститься в свободное плавание». Национальная компания предлагает предпринимателям взять их на комплексную поддержку.

Сейчас в E-commerce центрах на обслуживании находятся 57 казахстанских интернет-магазинов. Они получают услуги по продвижению своих магазинов – созданию сайтов, продаже в соцсетях, контакт-центру в аренду, а также по приему, хранению, сортировке и доставке товаров.

Например, на площадке E-commerce центра в Нур-Султане только за I квартал 2019 года было разработано около 10 сайтов для интернет-магазинов, таких как artifix.kz (дизайн интерьера), dav.corporation (корейская косметика), kipa.kz (спортивная атрибутика). Что же касается контакт-центра в аренду для интернет-магазинов, сегодня в среднем он обрабатывает около 800 входящих звонков.

Прием, хранение, сортировку и доставку товаров интернет-магазинов обеспечивают три современных фулфилмент-центра Казпочты.

Например, их услугами уже давно пользуются такие известные бренды, как интернет-магазин AZUREи A-Cosmetics. В этом году национальный оператор планирует открыть еще один такой центр в Туркестанской области, который призван обеспечить наращивание почтового обмена с Узбекистаном. Все эти мероприятия позволят Казпочте взять на полное обслуживание еще 80 интернет-магазинов, что, конечно же, не может не стать очередным фактором развития рынка электронной коммерции.

Развивая транзитный потенциал страны

Внесенные поправки в таможенное законодательство также коснулись и бондового складирования.

Уже в ближайшее время они позволят Казпочте запустить бондовый склад на территории СЭЗ МЦПС «Хоргос». Через него транзитом международные почтовые отправления будут идти в страны Цент­ральной Азии и Европейского Союза. Так, логистические компании Китая получили возможность напрямую Казпочтой доставлять посылки в Европу без посредничества Сhina Post (Почты Китая).

Photo_liter.jpg 

Сроки оформления груза в Казахстане для таких компаний также существенно сократятся, что позволит делать авиадоставку в Европу за 4-5 дней, а автотранспортом – 7-12.

В целом, создание бондовых складов будет способствовать развитию транзитного потенциала страны, созданию благоприятного климата для привлечения инвестиций, развитию и совершенствованию логистической инфраструктуры.

Предполагаемый объем транзита грузов через нашу страну до конца года составит более 430 тонн. Как сообщили в Казпочте, компания уже ведет переговоры с такими крупными логистическими операторами Китая, как Sf express, Alibaba, Saicheng, STO express, YTO express, Oborcloud и JD.com.

Интеграция со всем миром

По предварительным данным, объем рынка электронной торговли РК в I квартале 2019 года составил 66,5 млрд тенге, а Казпочта только за январь-март доставила уже рекордное количество посылок – 5 млн 300 тыс.

Для сравнения: в 2018 году национальный почтовый оператор отправил и доставил клиентам 18 млн 500 тыс. посылок, из которых 4,6 млн – приходились на внутренний рынок.

«Весь прошлый год мы работали над тем, чтобы научить казахстанцев покупать и продавать в интернете, развивали удобные сервисы для интернет-магазинов, оптимизировали логистические процессы, вносили предложения по изменению законодательства. И сегодня видим результат, – рассказывает председатель правления АО «Казпочта» Сакен Сарсенов. – Поэтому чтобы оперативно обрабатывать отправления и максимально сократить сроки доставки посылок, а также сделать процесс их отслеживания максимально удобным для адресата, недавно мы запустили новую почтово-учетную систему», – рассказал Сакен Сарсенов.

По его словам, она упростила взаимодействие с интернет-магазинами, поскольку позволила выполнить любую интеграцию систем и обмен данными.

В результате оптимизации всех процессов существенно сокращены сроки доставки посылок. Например, по Казахстану они по самым популярным направлениям составляют не более 4-х дней.

К тому же, новая система создана согласно всем стандартам Всемирного почтового союза и интегрирована с программным обеспечением зарубежных партнеров Казпочты. Благодаря этому казахстанцы теперь могут отслеживать через портал post.kz путь своего отправления не только во время его нахождения на территории Казахстана, но и за пределами страны, что было невозможно ранее.

Прозрачный процесс обработки почты, который теперь полностью контролируется новой системой, также максимально минимизировал человеческий фактор и практически исключил возможность утери посылок.

В шаговой доступности от клиента

Photo_liter_4.jpg
Супермаркет посылок Казпочты

Еще один шаг национального почтового оператора, который также поспособствует развитию рынка электронной коммерции, – открытие отделений по франчайзинговой модели. Причем, в этом направлении бизнес также проявляет немалый интерес к сотрудничеству с почтовым оператором.

Казпочта объявила о запуске франчайзингового проекта в июне прошлого года и на сегодняшний день под ее вывеской работают уже 206 партнерских точек. Вряд ли какая-либо другая компания может похвастаться подобным результатом.

Франчайзинговые точки активно открываются в регионах и работают на выдачу и прием посылок, а также предоставляют целый ряд других финансовых и агентских услуг. В прошлом году через партнерские отделения Казпочты было проведено свыше 493 тыс. транзакций на общую сумму более 2 млрд 600 млн тенге.

«В наших планах – открытие 756 партнерских отделений до 2027 года. Мы хотим заместить точками партнеров 593 собственных отделения. Сегодня в пилотном режиме фактически произведено частичное замещение 15 собственных отделений», – рассказал Сакен Сарсенов.

Тем не менее, на сегодняшний день развитая инфраструктура Казпочты все еще включает в себя около 3,5 тыс. собственных отделений, из которых 214 – супермаркеты посылок.

На выдачу посылок также работает сеть из более, чем 350-ти почтоматов. Такие автоматизированные терминалы с множеством ячеек для выдачи посылок располагаются в торговых и бизнес-центрах и даже – на лестничных площадках и паркингах жилых домов. Курьеры доставляют в них посылки, а получатель может их забрать в любое удобное для него время (днем или даже ночью).

Еще один вид отделений Казпочты, о которых слышала уже вся страна, – цифровые офисы. На данный момент их запущено уже 8.

Они работают в Нур-Султане, Алматы, Караганде, Актобе, Шымкенте и Костанае.

Это отделения совершенно нового поколения, построенные на самообслуживании, оснащенные современными, удобными и качественными сервисами для клиентов.

На их базе происходит как обслуживание клиентов, так и обучение цифровой грамотности населения. В частности, в 2018 году в цифровых офисах услугами воспользовались более 22 400 человек, а цифровой грамотности обучились более 63 тыс. казахстанцев.

Также с недавних пор Казпочта делает особый упор на развитие гипермаркета онлайн услуг post.kz.

Для физических лиц на портале запущена возможность оплаты 6 тыс. различных поставщиков услуг, будь то КСК, детские сады, транспортные и социальные карты или любые другие массовые услуги. Результат – 500-1000 новых регистраций в день и 620 тыс. уникальных пользователей портала на сегодня.

В целом, за 2018 год через портал прошло платежей на сумму 5 млрд 300 млн тг.

Ежедневно порталом пользуются 60 тыс. клиентов национальной компании, а мобильным приложением – 21 тыс. человек.

Все это также является существенным фактором роста электронной коммерции.

Платежные карты для E-commerce

Но кроме всеобъемлющей поддержки предпринимателей, задействованных в сфере электронной коммерции, национальный почтовый оператор поощряет и стимулирует к покупкам в интернете и простых граждан.

Предоставляя финансовые услуги населению, Казпочта еще в конце 2017 года презентовала кобрендинговую карту с AliExpress.

Она обладает целым рядом полезных бонусов для тех, кто совершает покупки на «Алиэкспресс» и пользуется услугами по доставке посылок от Казпочты. Она продолжает пользоваться популярностью среди казахстанцев, в частности, только за первый квартал 2019 года Казпочта выпустила более 3-х тыс. таких карт для своих клиентов.

А чтобы стимулировать онлайн покупки с новой силой, в конце марта 2019 года компания запустила еще одну платежную карту – E-commerce.

Она привязана к трем счетам в разной валюте и позволяет оплачивать товары в зарубежных магазинах без конвертации. Кроме того, за покупки в интернет-магазинах держатели карты получают еще и бонусы.

В фокусе мирового внимания

В 2019 году 15% всех розничных покупок в мире будут сделаны через интернет.

К 2022 году 67% всех онлайн покупок в мире будут совершаться через мировые маркетплейсы. 

Таков прогноз мировых экспертов в сфере электронной торговли. И эти факты еще раз подтверждают, что Казпочта, выработав комплексный план по интеграции казахстанских предпринимателей и шоперов в международные коммерческие операции, находится на верном пути.