Налоговые органы осуществляют анализ данных налоговой отчетности, представленной налогоплательщиками (налоговыми агентами), сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика (налогового агента).

На основании результатов такого анализа с 1 января 2019 года внедрено категорирование всех налогоплательщиков (налоговых агентов) путем отнесения их деятельности к категориям низкой, средней или высокой степени риска и дифференцированное применение мер налогового администрирования.

Критерии степени рисков являются конфиденциальной информацией, за исключением критериев, указанных в пункте 1 статьи 137 Налогового кодекса. Порядок применения системы управления рисками по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией, утвержден приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20.02.2018г. №252 (далее – Правила).

С целью минимизации жалоб со стороны налогоплательщиков и устранения разночтений в применении Правил, КГД МФ РК разработан проект методики порядка расчета критериев, не являющихся конфиденциальной информацией.

Информирование налогоплательщика, предусмотренное пунктом 4 настоящих Правил, осуществляется не позднее первого числа первого месяца полугодия, на который производится категорирование налогоплательщиков, с 1 января 2019 года посредством web-приложения "Кабинет налогоплательщика" и с 1 июля 2019 года посредством обработки запроса на сайте.

Для оценки степени рисков используются следующие источники информации:

  1. результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом категорирования, в том числе посредством автоматизированных систем;

  2. результаты проверок;

  3. результаты иных форм контроля;

  4. результаты анализа сведений, представляемых уполномоченными органами и организациями.

Категорирование налогоплательщика к той или иной степени риска будет производиться по 13-ти критериям:

  1. "Налоговая нагрузка";

  2. "Среднемесячная заработная плата на одного работника";

  3. "Отражаемые в налоговой отчетности суммы расходов и доходов";

  4. «Сделки с налогоплательщиками, имеющими взаиморасчеты с лицами, снятыми с регистрационного учета по НДС, в том числе ликвидированными, бездействующими, банкротами»;

  5. «Отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов»;

  6. «Многократное внесение изменений и дополнений в ранее представленную налоговую отчетность»;

  7. «Нарушения, выявленные по результатам камерального контроля»;

  8. «Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы»;

  9. «Участие в налоговом мониторинге»;

  10. «Применение налогоплательщиком контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных»;

  11. «Выписка счетов-фактур в электронном виде»;

  12. «Использование налогоплательщиком стандартного файла проверки»;

  13. «Применение контрольного счета по НДС».