Казахстан за последние годы значительно улучшил свои показатели в мировых рейтингах, отражающих уровень противодействия коррупции. В этом плане он уверенно опережает не только многие страны СНГ, но и некоторые экономически мощные государства. И АО «НК «ҚТЖ», являясь самым крупным работодателем в реальном секторе экономики Казахстана (порядка 150 тысяч человек работает в компании), принимает самые активные методы борьбы с коррупцией.

Так, с января текущего года в АО «НК «ҚТЖ» функционирует новое структурное подразделение – Комплаенс-служба. О том, почему данное подразделение необходимо в организационной структуре ҚТЖ, в своем интервью рассказала Liter.kz руководитель Комплаенс-службы Ирина КАПАНОВА.

– Ирина Васильевна, расскажите, пожалуйста, что такое комплаенс? Для многих это пока еще непонятный термин... Известно, что вы являетесь дипломированным специалистом в области комплаенса. Разъясните, что это за институт в целом, каково его предназначение, что меняется с его введением в деятельность компании?

– Прежде всего, необходимо отметить, что в 2017 году в целях внедрения лучшей международной практики, а также в рамках Программы трансформации АО «Самрук-Казына» утвердило Референсную модель по функции комплаенс в портфельных компаниях Фонда.

Одним из основных элементов комплаенс является «тон сверху», то есть приверженность руководства «культуре комплаенс» на личном примере. Комплаенс программа должна быть полностью поддержана Советом директоров и Правлением, став неотъемлемой частью корпоративной культуры.

Комплаенс (в переводе с английского языка означает соответствие) – это признанная международная система, которая призвана обеспечивать осуществление деятельности компании в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан, международных стандартов и внутренних документов Компании.

Цель внедрения системы комплаенс – это формирование приверженности должностных лиц и работников высоким стандартам поведения, ведение открытого и честного бизнеса, укрепление деловой репутации и повышение доверия к компании.

В целом, функция комплаенс необходима для недопущения применения санкций со стороны регулирующих органов за несоблюдение регуляторных требований, предотвращение материального и нематериального ущерба посредством минимизации комплаенс-рисков, удовлетворения требований бизнес-партнеров и иностранных регулирующих органов.

– А для исполнения каких конкретно целей такая служба появилась в ҚТЖ? Над решением каких задач работаете вы?

– Необходимо отметить, что функция комплаенс является централизованной по группе компаний и предполагает построение процесса управления комплаенс рисками на консолидированной основе, а также внедрение в ҚТЖ и дочерних организациях локальных актов по вопросам комплаенс.

В соответствии с положением о Комплаенс-службе, утвержденным в установленном порядке Советом директоров компании, нашей основной задачей является обеспечение соблюдения работниками компании и его дочерних организаций требований законодательства Республики Казахстан, международных стандартов, соглашений, договоров и локальных актов ҚТЖ по вопросам противодействия коррупции.

Еще одна задача Службы – предупреждение и минимизация комплаенс-рисков и связанных с ними убытков компании из-за несоблюдения требований нормативно-правовых актов Республики Казахстан, локальных актов, обязательств перед заинтересованными сторонами. Также мы отвечаем за обеспечение прозрачности деятельности ҚТЖ и укрепления доверия. Объем работы, как видите, внушительный.

– А какие меры принимаются в АО «НК «ҚТЖ» в целях соблюдения антикоррупционного законодательства?

– В рамках выполнения требований Закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции» Комплаенс-службой проведена значительная работа.


Во-первых, мы разработали и утвердили Политику противодействия коррупции. Данная Политика предусматривает требования антикоррупционного законодательства и обязательства по его соблюдению, а также комплекс мер по предупреждению и противодействию коррупции.

Важно, что Политика доведена до сведения всех должностных лиц и работников компании. В ней четко прописаны такие принципы, как нулевая терпимость к любым проявлениям коррупции, принцип неотвратимости наказания и другие не менее важные моменты.

Должностные лица и работники должны понимать, что наказание за нарушение законодательства неизбежно. В настоящее время дочерние организации Компании разрабатывают и утверждают аналогичные Политики с учетом специфики их деятельности.

Кроме того Служба проводит оценку рисков по бизнес-процессам, подверженным коррупционным проявлениям. К таковым относятся закупки, управление персоналом и иные бизнес-процессы и деловые операции.

Также, нами разработаны тестовые вопросы на знание Закона «О противодействии коррупции», декларация о наличии/отсутствии конфликта интересов и направлена информация в области противодействия коррупции для формирования адаптационного материала для вновь принятых работников в компанию.

– В ҚТЖ функционирует «горячая линия». Расскажите, пожалуйста, в чем ее суть.

– Система конфиденциального информирования является одним из важных инструментов борьбы с коррупцией и мошенничеством.

Комплаенс-службой разработана и утверждена Политика конфиденциального информирования, которая предусматривает внедрение эффективной системы конфиденциального информирования как механизма откровенного диалога, где поощряется честность и открытость, профессионализм и стремление защищать права и законные интересы компании.

Вместе с тем, Служба фиксирует все поступающие сообщения по «горячей линии», а также обеспечивает их рассмотрение и предоставление обратной связи заявителям. Отчет о работе «горячей линии» на ежемесячной основе предоставляется АО «Самрук-Казына».

– С какими государственными органами ведется работа по противодействию коррупции в ҚТЖ?

– В первую очередь, мы взаимодействуем с Агентством по делам государственной службы и противодействию коррупции. Также Служба проводит работу с Департаментом государственных доходов по г. Нур-Султану, Министерством индустрии и инфраструктурного развития, Министерством национальной экономики, Генеральной прокуратурой и другими ведомствами.

Данное сотрудничество основывается на принципе взаимности, в целях информирования о случаях совершения нарушений, имеющих признаки коррупции, содействия при проведении расследований нарушений, имеющих признаки коррупции.

Помимо того, мы принимаем активное участие в различного рода круглых столах и мероприятиях, связанных с вопросами антикоррупционного законодательства.

К примеру, мы недавно приняли участие в работе диалоговой площадки, организованной Департаментом АДГСиПК по г. Нур-Султану с участием заместителя акима города, представителей Академии государственного управления при Президенте РК и проектного офиса «Protecting Business and Investments». Были обсуждены вопросы превенции коррупции при взаимодействии бизнес-структур с государственными органами, правовой защиты предпринимателей и снижения административных барьеров.

– Благодарю вас за интересную беседу!