Какие вопросы обсуждает Минфин с гражданским обществом? Насколько актуальна тема этики среди госслужащих? На какие моменты кадровая служба Минфина обращает внимание при приеме нового сотрудника на работу? На эти и другие вопросы мы попросили ответить ответственного секретаря Министерства финансов РК Ерулана Жамаубаева. 

– Ерулан Кенжебекович, в Минфине уже три года действует Общественный совет по государственным финансам. Для чего он создан, кто входит в его состав? 

– В ноябре 2015 года в Казахстане был принят Закон "Об общественных советах" и при Министерстве финансов в 2016 году в рамках реализации Плана нации "100 конкретных шагов" по формированию подотчетности перед населением был создан этот орган. Общественный совет – один из эффективных механизмов обратной связи министерства с населением, выражает мнение гражданского общества, бизнес-сообщества по всем наиболее важным, общественно значимым вопросам в рамках компетенции деятельности министерства. 

К слову, в этом году в феврале начал работу второй состав Общественного совета по госфинансам, первый отработал три года и сложил свои полномочия. 

В Общественном совете 15 человек, пять из них – представители министерства, и на конкурсной основе туда вошли 10 человек от гражданского общества. Также в составе представители Палаты аудиторов, налоговых консультантов, бухгалтерских организаций, ветераны налоговой службы и другие. 

Возглавил совет в этом году заместитель председателя правления НПП "Атамекен" Рустам Журсунов. 

– Какие вопросы поднимаются на его заседаниях и находят ли они положительное решение после обсуждения на Общественном совете? 

– На площадке Общественного совета совместно с общественностью обсуждаются проекты бюджетных прог рамм, стратегических планов, вопросы внесения изменений и дополнений в НПА и многие другие, и по ним определяется круг обоснованных решений. 

С начала года мы провели шесть заседаний Общественного совета, рассмотрели 17 вопросов.

К примеру, были обсуждены внесения изменений в Закон "Об аудиторской деятельности", итоги работы в 2018 году Апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб по налоговым и таможенным вопросам, вопросы начисления земельного налога жителям столичных многоэтажек, результаты работы за соблюдением законодательства в сфере реабилитации и банкротства, поправки к Закону "О республиканском бюджете на 2019-2021 годы", отчет по итогам деятельности госоргана за 2018 год, о ходе автоматизации процессов оказания госуслуг, проблемные вопросы системы электронных форм отчетности аудиторских организаций, проект Закона "О республиканском бюджете на 2020-2022 годы" и многие другие вопросы. 

По итогам заседаний принято 20 рекомендаций, по 18 из них есть результаты, о чем информировали членов совета, две рекомендации находятся в работе. 

– Два года назад в центральных госорганах, в том числе и в Минфине, ввели новую должность – Уполномоченный по этике. Что это за структура и для чего она нужна в госорганах? 

– Деятельность госслужащего четко регламентируется законами, но поскольку каждый из нас – со своим характером, устоявшимися привычками, взглядами, то в коллективе между коллегами, между руководителем и подчиненными подчас могут возникать какие-либо трения, недопонимание. И, безусловно, это может помешать госслужащему качественно исполнять свои обязанности на работе. 

Но надо понимать, что госслужба – это не только место работы. Поведение госслужащих вне работы – тоже предмет пристального внимания общества, граждан. Это особенно актуально сейчас, в эпоху соцсетей. Общество внимательно следит за страницами работников государственной сферы. 

Чтобы упорядочить, выработать правила поведения госслужащего, в декабре 2015 года подписан Указ об утверждении Этического кодекса, в котором прописаны правила поведения госслужащего. Этический кодекс вступил в силу в январе 2016 года. И тогда же Президент страны поручил создать в Казахстане институт уполномоченного по этике. 

Как показывает практика, к уполномоченному по этике в основном обращаются за защитой своих прав и интересов, например, когда не согласны с результатами оценки своей деятельности, дисциплинарное наказание, грубое обращение со стороны непосредственного руководителя или услугополучателей, несвоевременное представление и т. д. 

– Сколько человек обратилиь к уполномоченному по этике за период его работы, и что их волнует прежде всего? 

– В этой сфере нет и не должно быть "показателей", но могу отметить, что институт уполномоченного по этике начинает пользоваться доверием сотрудников госоргана. Необходимо отметить, что в системе Минфина работают более 18 тыс. человек, это центральный аппарат, шесть комитетов, подведомственные организации.

Еще раз подчеркну: основная задача госслужащего – служить государству и обществу честно, добросовестно, эффективно. К нему предъявляются высокие требования не только по деловым, профессиональным качествам, но и по морально-нравственному облику. Об этом надо помнить, выбирая работу в госоргане. 

– В обществе зачастую бытует мнение, что Минфин – самое "богатое" министерство, раз управляет финансами страны, якобы финансовое ведомство попросту "сидит на деньгах и живет на широкую ногу". Каков бюджет самого Минфина, на какие цели расходуются средства? 

– Действительно, Министерство финансов в целом отвечает за весь бюджет страны. Но порядка 97% расходов, которые "проходят" через Минфин, относятся к общегосударственным (субвенции, трансферты, резерв Правительства, обслуживание правительственного долга, госгарантии, финансирование партий, целевые перечисления, обязательства и пр.). 

И только 3% предусмотрены на содержание и функционирование непосредственно Министерства финансов. Бюджет министерства формируется, как и у других госорганов, на основе установленных лимитов, нормативов, штатной численности и пр. Все расходы проводятся строго в соответствии с целями и задачами, закрепленными в Стратегическом плане министерства. Так что мнение о том, что Минфин "живет на широкую ногу", неправильно. Наоборот, мы постоянно ведем работу по оптимизации бюджетных средств и стоим на страже государственных денег. 

Придерживаясь принципа прозрачности, всю информацию от начала формирования бюджета до оценки его результатов, размещаем на сайте министерства во вкладке "Гражданский бюджет". Что касается оплаты труда, то она, как у других госорганов, регулируется действующим законодательством и устанавливается строго по сетке с учетом стажа госслужащего и его должности.

– Легко ли стать госслужащим? Насколько тщательно и по каким критериям ведется подбор кадров? 

– Стать госслужащим может любой гражданин республики, который успешно прошел конкурсный отбор. Проведение конкурса дает возможность выбора грамотных, более подготовленных квалифицированных кандидатов. Для отбора кандидатов на каждую вакантную должность формируется отдельная конкурсная комиссия из компетентных представителей различных структурных подразделений. В свою очередь кандидат должен соответствовать квалификационным требованиям вакантной должности. 

Объективность отбора кандидатов обеспечивается оценкой каждого члена комиссии. Кандидат оценивается по таким критериям, как знания, опыт, личные и профессиональные качества. Особое внимание обращается на профессиональные знания и навыки кандидата. Кандидат, за которого проголосовало большинство членов комиссии, является победителем.

– Бытует мнение, что госслужба – это трамплин для старта молодых специалистов. Вместе с тем есть много опытных работников, которые на госслужбе проработали немалое количество лет. Удается ли министерству сочетать молодость, энергию и креатив с опытом, знаниями и профессионализмом?

 – Да, мы придерживаемся принципов меритократии, и, безусловно, приветствуем продвижение по карьерной лестнице своих сотрудников. Мы растим свои кадры. В то же время идет и омоложение, средний возраст сотрудников министерства – 45 лет. 

Хочу отметить, что за время существования Минфина сложилась высокопрофессиональная команда специалистов, чей уникальный опыт и знания передаются молодому пополнению. Чтобы освоить все тонкости профессии, без помощи и поддержки старших коллег, конечно, не обойтись. Но нынешние реалии таковы, что сегодня требуются и молодость, и профессионализм, и на основе такого тандема, думается, можно взращивать квалифицированные кадры.

 – Болашаковцы к вам приходят работать? И есть ли среди сотрудников те, чьими достижениями Минфин по праву может гордиться? 

– Да, в нашем министерстве работает немало выпускников программы "Болашак", треть из них занимают руководящие должности. Мы можем гордиться достижениями своих работников. Например, начинали свою карьеру в системе Министерства финансов от ведущих специалистов до руководителей – Б. Султанов, Р. Даленов, Б. Шолпанкулов, М. Султангазиев. 

– В этом году в Казахстане создан Президентский молодежный кадровый резерв. Заявки от молодых сотрудников Минфина поступают? 

– Данная инициатива Президента нами полностью поддерживается. Это важный социальный лифт, большой стимул и шанс для молодых. Со своей стороны мы провели соответствующую работу, подготовили списки всех желающих попасть в Президентский кадровый молодежный резерв.

На первом этапе отбора в резерв приняли участие 150 работников министерства. Далее уже все зависит от их подготовленности, знаний и личных качеств.
  
– "Министерских окон негасимый свет". Помнится, раньше госслужащие, в том числе и минфиновские, допоздна задерживались на работе. Сейчас ситуация изменилась?

– Минфин, как и любой другой госорган, соблюдая трудовое законодательство, также стремится к сокращению фактов переработки и выходов на работу в выходные и праздничные дни.

С этого года в центральном аппарате и отдельных комитетах министерства введен режим гибкого рабочего времени, что позволяет отдельным сотрудникам прийти на работу пораньше, и, соответственно, вовремя уйти домой. В приоритете – забота о каждом сотруднике.