Участники мероприятия обсудили текущее состояние и перспективы развития угольной промышленности, ее роль в топливно-энергетическом комплексе Казахстана, повышение конкурентоспособности и технологической модернизации отрасли.

Выступивший на форуме первый заместитель Председателя Правления АО «НК «ҚТЖ» Канат Альмагамбетов, подчеркнул, что перевозка угля, как социально-значимого груза, является одной из приоритетных задач железнодорожников, и проинформировал об итогах погрузки твердого топлива за 2018 год и пять месяцев 2019.

– В минувшем году угля погружено свыше 105 млн тонн, что на 3% больше уровня 2017 года. С начала текущего года погрузка составила 41 млн тонн. При этом на экспорт отгружено 12,7 млн тонн, что больше аналогичного показателя прошлого года на 5%, – рассказал он.

По словам Каната Альмагамбетова, есть потенциал роста объема перевозок в экспортных направлениях. Уже сейчас имеются дополнительные заявки на отправку угля в Россию, Кыргызстан, Беларусь, Румынию в общем объеме 200 тыс. тонн ежемесячно.

В этой связи, для полного обеспечения заявленного объема погрузки требуется слаженная работа всех участников перевозочного процесса по соблюдению установленной технологии оборота вагонов, снижению сроков их простоя под грузовыми операциями и своевременному возврату порожнего подвижного состава с сопредельных стран.

– Компания располагает достаточным количеством подвижного состава. В настоящее время на территории Казахстана зарегистрировано более 59 тысяч полувагонов, из них 32 тысячи – задействованы в перевозке угля, – сообщил спикер.

Также он акцентировал внимание на необходимости равномерной погрузки угля в течение года. А что касается ценовых условий, то транспортная составляющая без учета ставок собственников вагонов в цене реализации угля составляет порядка от 2 до 7% в среднем.

– Тарифы оператора вагонов – АО «Қазтеміртранс» на транспортировку угля установлены до 31 декабря 2019 года и согласованы со всеми участниками рынка перевозок. При этом их уровень минимальный по сравнению с уровнем тарифов на прочие виды грузов по всей номенклатуре, перевозимых по железной дороге, – подчеркнул Канат Альмагамбетов.

Кроме того, он заметил, что АО «Қазтеміртранс» готово заключить соглашение по обеспечению вагонами грузоотправителей под гарантированный объем погрузки с фиксацией ставки тарифа оператора. Соглашение предусматривает взаимную ответственность.

По итогам обсуждения на пленарном заседании участники форума приняли резолюцию, в которой отметили стратегическую важность угольной отрасли для экономики страны, обеспечения энергетической безопасности и социальной стабильности.