На расширенном заседании Комитета по финансам и бюджету Сената Парламента рассмотрен проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и развития финансового рынка, микрофинансовой деятельности и налогообложения». Основной целью законопроекта является выработка концептуальных подходов по разделению регуляторных, контрольных и надзорных функций за финансовым рынком, ограничению рисков потребительского кредитования, внесение изменений по вопросам внедрения всеобщего декларирования, а также введения налоговой амнистии для физических лиц по списанию пени, сообщает Liter.kz со ссылкой на Пресс-службу Сената Парламента РК.

Касательно разделения регуляторных, контрольных и надзорных функций за финансовым рынком законопроектом предусмотрена передача функций регулирования и развития финансового рынка, а также защиты прав потребителей в отдельный уполномоченный орган по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее – уполномоченный орган), непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики Казахстан и финансируемый за счет средств республиканского бюджета.

Определен правовой статус, структура и органы управления уполномоченного органа, уточнены и дополнены его функции. Законопроектом определен состав должностей работников уполномоченного органа, их права, обязанности и ответственность. Также определен статус служащих уполномоченного органа, согласно которому они не будут относиться к государственным служащим по аналогии со служащими Национального Банка.

Уполномоченному органу передаются функции регулирования и развития финансового рынка и защиты прав потребителей, в число которых входят функции по регистрации и учету организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, введению особого режима регулирования в отношении финансовых организаций, реализации мер по оздоровлению банков второго уровня, реализации программ рефинансирования ипотечных жилищных займов и ипотечных займов физических лиц, а также функции центра информационной безопасности финансового рынка.

Национальным Банком будет осуществляться обеспечение стабильности цен, денежно-кредитная политика, валютное регулирование и развитие платежных систем.

Законопроект предусматривает создание Совета по финансовой стабильности, который будет осуществлять межведомственную координацию по вопросам финансовой стабильности. Предусмотрено взаимодействие уполномоченного органа с Национальным банком по вопросам стабильности финансовой системы.

Касательно ограничения рисков потребительского кредитования законопроектом вводятся инструменты регулирования и надзора в отношении всех субъектов кредитования.

Вводится понятие «организация, осуществляющая микрофинансовую деятельность», определяются виды микрофинансовой деятельности.

Микрофинансовые организации, осуществляющие деятельность по предоставлению микрокредитов, вправе привлекать займы, инвестировать собственные активы в ценные бумаги и иные финансовые инструменты, осуществлять лизинговую деятельность и иные операции.

Перечень комиссий и иных платежей, связанных с выдачей и обслуживанием банковского займа, выданного физическому лицу, будет утверждаться уполномоченным органом.

Касательно внесения изменений по вопросам внедрения всеобщего декларирования, а также введения налоговой амнистии для физических лиц по списанию пени, законопроект предусматривает приостановление срока внедрения всеобщего декларирования, определив его поэтапное внедрение.

На первом этапе предполагается перенос ввода всеобщего декларирования с 1 января 2020 года на 1 января 2021 года. На данном этапе декларированию будут подлежать лица, занимающие ответственную государственную должность, и их супруги, лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, и их супруги, лица, приравненные к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и их супруги и лица, на которых возложена обязанность по представлению декларации в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

На втором этапе предусматривается первоначальное декларирование работников государственных учреждений и их супругов, а также работников субъектов квазигосударственного сектора и их супругов с 1 января 2023 года.

На третьем этапе предусматривается первоначальное декларирование руководителей и учредителей юридических лиц и их супругов, индивидуальных предпринимателей и их супругов с 1 января 2024 года.

На четвертом этапе обеспечивается полный переход на всеобщее декларирование всех категорий населения с 1 января 2025 года.

Кроме того, предусматривается списание пеней физическим лицам по налоговым обязательствам за налоговые периоды до 1 января 2019 года при условии погашения до конца 2019 года основного долга. При этом по налогу на имущество и земельному налогу списание пеней предлагается по обязательствам за налоговые периоды до 1 января 2018 года с учетом срока их уплаты до 1 октября 2019 года.