Для осуществления таких перевозок через территорию Казахстана приоритетное значение приобретают контейнерные перевозки сообщением «Азия – Европа».

В результате внедрения программы «Нурлы жол» и транзитной стратегии Казахстана были разработаны транспортные маршруты, которые позволят стране привлечь значительные транзитные грузы.

25 июня текущего года в г. Нур-Султане на заседании Рабочей группы по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) было подписано Соглашение об организации контейнерных перевозок в прямом железнодорожно-водном сообщении с участием фидерных судов между портами Каспийского моря (Актау, Баку (Алят).


Руководитель АО «НК «Қазақстан темір жолы», председатель правления ОЮЛ «МА «ТМТМ» Сауат Мынбаев подчеркнул важность принятия действенных мер по использованию потенциала Транскаспийского коридора.

- Необходимо активизировать работу по наращиванию грузопотоков по нашему маршруту. Принятые нами решения должны способствовать привлечению новых участников коридора, – сказал С. Мынбаев.

Первое контейнерное фидерное судно «Туркестан» было запущено на Каспии 16 апреля текущего года. С этого момента началась новая эра казахстанского контейнерного судоходства. На «Туркестане» товары из Китая, доставленные по железной дороге из сухого порта Хоргоса в порт Актау, отправились по морю в Баку, и далее в Турцию и Европу.

За два месяца работы регулярного фидерного сообщения было совершено 10 кругорейсов, перевезено более 700 контейнеров. И с каждым месяцем эта цифра растёт: в апреле их было только 200, а уже к июню порт Актау перевалил более 500 контейнеров. Фидерное судно рассчитано на 225 контейнеров, что обеспечивает перевозку двух полносоставных поездов. Потенциал данного логистического сервиса составляет порядка 300 тысяч контейнеров в год.

Абай Турикпенбаев, председатель правления АО «НК «Актауский международный морской торговый порт»:

- Раньше этим маршрутом через Каспий никогда не перевозили контейнеры. Эти традиционные грузы, которые формировались в Китае, шли через Индийский океан – морем, что занимало порядка 40-45 суток. Из-за выгодных временных показателей маршрут, конечно, будет востребован. Сегодня товары из Китая в Европу, в рамках ТМТМ, следуют в пути всего 16-17 дней. Из порта Актау фидерное судно отправляется каждую среду, а из Азербайджана выходит уже в субботу. Для того, чтобы маршрут был узнаваем, к сотрудничеству привлечены крупнейшие контейнерные компании с мировыми именами, такие как MSC (Швейцария), CMA CGM (Франция), COSCO SHIPPING Lines (Китай).

С каждым днем фидерное сообщение набирает обороты и становится все более востребованным. Этой линией начали пользоваться и наши сельскохозяйственные производители, они отправляют в контейнерах зерно в сторону порта Мерсин (Турция). На регулярной основе фидерную линию начали использовать рефрижераторные компании, для которых в порту Актау созданы все необходимые технические условия.