Казахстан, год от года увеличивающий добычу «черного золота», ставит перед собой амбициозную цель – продавать на международных рынках не только свое главное сырье – нефть, но производные из нее товары – нефтепродукты, имеющие, как известно, более высокую цену.

С завершением модернизации трех крупнейших казахстанских НПЗ (Павлодарского. Шымкентского и Атырауского), Казахстан уже начал с лета нынешнего года экспорт своего бензина в соседние с ним рынки – в Россию, Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан.

По данным Комитета по статистике, за первое полугодие текущего года республика экспортировала за рубеж свыше шести тысяч тонн бензина. Доход от продажи этого вида топлива достиг одного миллиарда тенге. А экспорт другого вида топлива – дизеля принес прибыль в 5,5 миллиарда тенге.

Не менее выгодным для казахстанских нефтепродуктов был и остается европейский рынок, в частности, восточная его часть – Балканы. Здесь это направление удачно закрывает четвертый по счету крупный казахстанский завод в Румынии – НПЗ Petromidia, расположенный в черноморском порту Констанца.

Напомним, что национальная компания «КазМунайГаз» в 2007 году приобрела «Rompetrol Group», куда входят нефтеперерабатывающий завод Petromidia и плюс свыше тысячи АЗС в Румынии, Молдове, Болгарии и Грузии. Приобретение этого зарубежного актива обеспечило Казахстану прямой доступ к очень выгодному для нас Черноморскому региону с рынком сбыта в 300 миллионов человек.

Сегодня Казахстан, в лице «KMG International» (новое название Rompetrol Group после ребрендинга – прим. автора), намерен расширить свое присутствие на розничном рынке этого региона. Так, в ближайшие годы, по данным компании, доля АЗС под казахстанским брендом только в Румынии возрастет с 16 до 25 процентов, по Болгарии – с 3 до 15, по Грузии – с 17 до 22, по Молдове – с 23 до 25 процентов.

По мнению аналитиков, для такой экспортной экспансии Казахстана на Балканах есть все предпосылки. В первую очередь, казахстанский менеджмент с момента покупки этого актива поэтапно за счет модернизации и цифровизации смог добиться увеличения мощности переработки НПЗ Petromidia с 3,8 миллиона тонн в год до 5,9 миллиона тонн в год. А по итогам текущего года есть цель достичь планки в 6,1 миллиона тонн.

Во-вторых, проблем с поставками сырья в этот регион нет. На днях министр национальной экономики Руслан Даленов сообщил, что в ближайшие пять лет республика планирует увеличить добычу нефти на одиннадцать миллионов тонн.

– Добыча нефти в Казахстане в 2020 году прогнозируется на уровне 90 миллионов тонн, в 2024 году – 100 миллионов тонн, – заявил министр национальной экономики Руслан Даленов на одном из последних заседаний правительства в августе.


При этом, по прогнозам нефтяников, из всего объема добываемой в стране нефти около 65 миллионов будет поступать в регион Черного моря. Напомним, что казахстанское сырье поступает сюда по системе КТК в черноморский порт Новороссийск. Кроме этого, часть нефти Казахстан поставляет на собственных многотоннажных танкерах.

 

При этом, роль ключевого логистического хаба как раз выполняет принадлежащий румынской «дочке» КМГ нефтяной терминал Midia Marine Terminal, пропускная способность которого составляет более 15 млн тонн в год. Так что, к прогнозируемому ведомствами росту добычи, а значит и дальнейшего сбыта казахстанской нефти, инфраструктура на европейском экспортном направлении уже готова.

Источник: ЛИТЕР