В Казахстане сейчас активно обсуждается предложение повысить ставку НДС с 12 до 16% в рамках нового Налогового кодекса. Бизнес в лице Нацпалаты предпринимателей "Атамекен" выступает категорически против, а Министерство нацэкономики активно обосновывает необходимость этой меры. Истина, очевидно, будет в окончательно принятых пунктах налоговых новелл, нам пока остается выслушать аргументы обеих сторон.
Цели и последствия
Как отмечают в Атамекене, Миннацэкономики преследует цель пополнения бюджета на дополнительные 2–2,4 трлн тенге, что, в свою очередь, заменит целевой трансферт, который сейчас берется из средств Нацфонда. Госорган, к слову, не отрицает такого посыла.
Практика показывает, что снижение ставки до 10% может повысить собираемость налогов, а также снизить теневые потоки денежных средств. Кроме того, большие резервы можно изыскать путем стимулирования инвестиций и оптимизации расходов бюджета, считает Нацпалата.
"Атамекен" считает, что повышение ставки НДС усилит риски перехода в "теневой" бизнес. По предварительным расчетам Нацпалаты, повышение ставки НДС приведет к росту издержек в отраслях, производящих конечную продукцию, ускорению темпов инфляции, снижению покупательской способности и потребительского спроса. В целом негативно отразится на деловой активности и региональной конкурентоспособности отечественных производителей.
Опыт стран, которые повышали ставку НДС, показывает, что рост цен в экономике начинается заранее, еще до того, как ставка будет повышена.
Другим немаловажным обстоятельством является то, что столь существенное повышение ставки НДС приведет к потере Казахстаном статуса страны с наименьшей в регионе налоговой нагрузкой на экономику, что неизбежно негативно отразится на такой стратегической задаче, поставленной Главой государства, как привлечение иностранных прямых инвестиций, полагает "Атамекен".
Что делать?
В текущих экономических реалиях, когда бизнесу хронически не хватает "длинных денег", в условиях сокращения инвестиций, низкого платежеспособного спроса и отсутствия условий для технологической модернизации, проблема пополнения бюджета ни в коем случае не должна решаться просто механическим повышением налоговой нагрузки, считают в Атамекене.
Национальная палата предлагает в первую очередь рассмотреть альтернативные варианты, не влекущие роста налоговой нагрузки. Такие как не увеличение, а, наоборот, снижение ставки НДС, что увеличит поступление налога за счет эффекта опережающего роста налоговой базы, повышение эффективности бюджетных расходов и бюджетных инвестиций, решение проблемы нехватки "длинных денег", развитие инфраструктуры и "расшивки" прочих "узких" мест.
Мощнейший толчок росту экономики может и должен быть дан за счет ее разгосударствления и демонополизации. Так, по оценке Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), на долю госпредприятий и бюджетных структур приходится от 30 до 40% ВВП ("Комплексный страновой обзор Казахстана", 2016 год).
По данным госорганов, озвученным публично, 80% оптового рынка ГСМ контролируется государством, которое доминирует в нефтяной сфере от добычи до реализации ГСМ. На рынке авиаперевозок доминируют национальный авиаперевозчик и аффилированные с ним компании, которые полностью контролируют спрос и предложение. На рынке телекоммуникаций доля государства увеличилась до 75%, более 95% — на рынке ж/д перевозок, куда доступ частным перевозчикам до сих пор ограничен. Государство занимает уже более 60% рынка ипотечного кредитования, чему способствует действующий запрет на участие банков второго уровня в системе жилищных сбережений.
На рынке лекарственных средств присутствует госоператор, осуществляется тотальное госрегулирование цен на лекарства, имеется неравный доступ и картелизация.
В Атамекене убеждены, что пополнение бюджета за счет роста экономики путем ее разгосударствления и демонополизации, решения проблем с длительным и устойчивым финансированием экономики, снятием инфраструктурных и регуляторных ограничений отвечает идеологии устойчивого развития, соответствует интересам и государства, и общества, и бизнеса.
В текущих экономических реалиях, когда бизнес практически выживает в экстремальных условиях нехватки "длинных денег", низкого платежеспособного спроса и отсутствия условий для технологической модернизации, проблема пополнения бюджета не должна решаться механическим повышением базовой ставки НДС, отмечает Нацпалата.
Решение по установлению ставки должно приниматься только после тщательного рассмотрения альтернативных вариантов, не влекущих роста налоговой нагрузки.
Среди иных вариантов по повышению доходной части республиканского бюджета необходимо рассмотреть такие, как повышение эффективности бюджетных расходов и бюджетных инвестиций, улучшение собираемости действующих налогов, опережающий рост экономики за счет разгосударствления и демонополизации, решения проблемы нехватки "длинных денег", развитие инфраструктуры и "расшивки" прочих "узких" мест, считает Нацпалата "Атамекен".
Не будет значительно влиять
В ответ на эти аргументы Миннацэкономики возражает: по данным Всемирного банка, по сравнению со странами Европы и Центральной Азии примерно одного уровня развития экономики, в 2019 году производительность НДС в Казахстане была самой низкой (0,32), а по коэффициенту собираемости страна занимала седьмое (0,617) место из 11 стран Европы и Центральной Азии, что выше, чем средний коэффициент собираемости стран с новой и развивающейся экономикой в Европе — 0,56.
То есть собираемость НДС и при нынешней ставке в Казахстане находится на хорошем уровне. В этом случае низкая производительность налога обосновывается низкой ставкой. Также был проведен ретроспективный анализ изменения ставки НДС, а также уровня "теневой" экономики, в том числе в сфере торговли. Как показал анализ, изменение ставок НДС не имеет прямой связи с уровнем "теневой" экономики, уверено министерство.
Так, к примеру, в 2006 году при ставке НДС в размере 15% уровень "теневой" экономики к ВВП составил 19,8%, а размер "теневой" экономики в сфере торговли — 2,7% к ВВП. В последующие годы ставка НДС поэтапно снижалась до 12. Однако объем "теневой" экономики в торговле с каждым годом увеличивался и в 2016 году дошел до 9,2% к ВВП.
В 2022 году при ставке НДС в размере 12% объем "теневой" экономики в сфере торговли составил 3,1% к ВВП. Несмотря на снижение ставки, уровень "теневой" экономики в торговле не снизился.
Кроме того, несмотря на низкую ставку НДС в размере 12%, уровень "теневой" экономики остается в Казахстане выше (18,8% к ВВП), чем в странах Европы с высокой ставкой НДС (к примеру, в Германии ставка НДС — 19%, уровень "теневой" экономики к ВВП — порядка 10%; в Великобритании ставка НДС — 20%, уровень "теневой" экономики — 11% к ВВП, в Венгрии ставка НДС — 27%, но уровень "теневой" экономики сопоставим с Казахстаном).
Из чего наглядно видно, что уровень "теневой" экономики и ставка НДС не имеют прямой взаимосвязи, отметило Министерство. Также повышение ставки НДС до 16% не приведет к отклонению уровня инфляции от запланированного коридора. Оно повлияет на уровень инфляции в пределах одного процентного пункта. Кроме того, влияние на инфляцию произойдет только один раз — в год повышения ставки НДС. При этом поступления в бюджет будут расти ежегодно.
Повышение ставки НДС не будет иметь значительного влияния на цены на товары первой необходимости. К примеру, сельхозтоваропроизводители пользуются льготными налоговыми режимами.
Так, если инфляция в Казахстане в октябре 2023 года за год составила 10,8%, то наибольший вклад в годовой уровень инфляции внесли продукты питания (4 процентных пункта), а из продуктов питания мясо и мясопродукты внесли вклад в инфляцию в размере одного процентного пункта.
Если рассматривать ситуацию на примере мяса. Каково будет влияние на ценообразование от повышения ставки НДС? Мясо в основном поступает на рынки и в специальные магазины от фермерских хозяйств, приводит примеры Миннацэкономики.
То есть мясо на рынок поступает без уплаты НДС. На рынках торгуют индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы. На практике они не являются плательщиками НДС, так как либо обороты не превышают порога для постановки на учет по НДС, либо применяют режим розничного налога и получают освобождение от НДС.
Таким образом, дальше товар реализуется конечному потребителю без уплаты НДС. По другим сельскохозяйственным товарам также применяются льготные режимы, и НДС не возникает. То есть для производства и переработки продовольственных товаров в Казахстане созданы выгодные условия налогообложения по НДС.
Кроме того, был проведен анализ налоговых поступлений по НДС в разрезе отраслей. В 2022 году в бюджет поступило более 4,2 трлн тенге НДС. Из них 47,2% от налогоплательщиков в сфере торговли. Импортный НДС составил 2,5 трлн тенге, из них 1,6 трлн тенге или 65,1% уплачено налогоплательщиками, занятыми в сфере торговли. При этом в структуре импорта Казахстана доля продовольственных товаров составила 9,4%.
Таким образом, основная часть товаров, ввезенных налогоплательщиками в сфере торговли, не относится к продовольственным товарам. При этом возможный рост налоговой нагрузки по ряду импортных продовольственных товаров снижает их конкурентоспособность перед казахстанскими производителями.
По мнению Миннацэкономики, это даст возможность отечественным товаропроизводителям, пользующимся налоговыми льготами и субсидиями, наращивать свое производство для замещения импортных товаров. Таким образом, влияние НДС на стоимость продуктов питания будет минимальным, утверждает Министерство.
Наряду с этим, при обсуждении экспертами МВФ были положительно восприняты вопросы введения прогрессивной шкалы ставок индивидуального подоходного налога и увеличения ставки НДС.
Это основные подходы, которые обсуждаются сейчас на разных площадках. Есть и другие вопросы, которые не менее важны и беспокоят бизнесменов и простых граждан. Дискуссии продолжаются совместно с общественностью и представителями бизнес-сообщества, заверило Миннацэкономики.
Раушан Джапарова, Астана