Не того педагога осудили за "аморальное поведение" в Астане

В Астане идут судебные разбирательства по делу учительницы русского языка и литературы. 

Редакция Liter.kz

Столичного педагога Гульмиру Чукину обвиняют в клевете, требуют с нее миллионные выплаты за моральный ущерб, а чуть ранее педагога уволили из столичной школы-гимназии № 97 по громкой статье “Аморальное поведение”. Корреспондент Liter попыталась выяснить, за что столичные чиновники от образования предали анафеме представителя самой мирной профессии. 

В январе этого года Гульмира Чукина устроилась работать учителем русского языка и русской литературы в классах с русским языком обучения в школе-гимназии № 97, где она также являлась классным руководителем 5 “Д” класса, параллельно возглавляла методическое объединение учителей русского языка и русской литературы в школе, состояла в профсоюзе педколлектива.

В 5 “Д” классе учились 27 учащихся: 14 девочек и 13 мальчиков. Две девочки из класса Гульмиры Чукиной с марта посещали кружок актерского мастерства, который работает внутри школы, где преподавал учитель по актерскому мастерству Еркебулан К. А теперь процитируем официальные обращения Гульмиры Чукиной на имя главы государства.

“Пятого марта около 14:00 мама одной девочки начала мне писать по WhatsApp с просьбой перезвонить. Она сама в 17:30 вечера мне позвонила и рассказала про происходящее на занятиях по актерскому мастерству. Она сказала, что преподаватель использует нецензурную брань во время занятий с детьми, разрешает им тоже выражать свои мысли с помощью запрещенной лексики, ведет беседы на интимные темы”.

Мы опустим подробности, которые сообщила родительница девочки, поскольку все это сегодня является предметом судебных разбирательств. Отметим, что несколько девочек в итоге сообщили своим мамам, что учитель их касался, трогал за уши и за шею. Мама первой девочки была в шоке от всего этого и просила, чтобы не было никакой огласки. После этого Гульмира Чукина как классный руководитель детей рассказала обо всем руководителю школы по кружкам и секциям. В итоге в школу вызвали родителей девочек.

“В 18:45 в школу приехали родители девочек. Гульбану Шарипова (руководитель школьных кружков) у себя в кабинете в моем присутствии поговорила с родителями и пригласила Еркебулана К. После того как он зашел в кабинет, родители начали сразу у него спрашивать, говорил ли он эти слова детям, на что Еркебулан сразу ответил: “Да, я во всем признаюсь, я это говорил, хотел подружиться с детьми и войти к ним в доверие”. Затем родители сказали, что они против того, чтобы дети ходили на кружок, и не хотят никакой огласки. Гульбану Шарипова сказала: “За пределы этого кабинета данный разговор не выйдет. А в понедельник Еркебулан К. напишет заявление об увольнении по собственному желанию по личным или по семейным обстоятельствам”. На следующий день с утра оба родителя начали мне писать и звонить. Оказалось, что учитель Еркебулан К. живет в соседнем доме с одной из учениц, и родители переживают за безопасность своих детей. Родители изучили его страничку в Instagram, где он опубликовал видео, на котором дает женщинам щепетильные советы интимного характера. Родители были шокированы, обеспокоены тем, что даже если его уволят, он может поймать девочек на улице или же пробраться в школу и нанести физический и психологический вред”. 

Гульмира Чукина сообщила руководству школы о волнениях родителей.

“07.04.2024 г. я снова разговаривала с родителями, и они изъявили желание прийти к директору на прием и получить какие-либо гарантии или расписку о том, что Еркебулан К. не тронет детей. 09.04.2024 г. родители пришли в школу и рассказали директору Замзагуль Кияновой о Еркебулане и попросили справку из психоневрологического диспансера учителя Еркебулана. Затем зашел Еркебулан К. и начал оправдываться. Директор начала его защищать и сказала, что она в январе была в командировке во Франции и “что там дети могут рисовать порно и эротические картинки, сейчас XXI век”. Потом директор попросила меня и Гульбану Шарипову выйти из ее кабинета, и они остались вчетвером в кабинете: директор школы Замзагуль Ертаевна, оба родителя и Еркебулан К. Они разговаривали в течение двух часов, затем родители вышли оттуда, и директор убедила их в том, что якобы “дети не так поняли учителя, он имел в виду совсем другое”. У родителей было заявление в бумажном варианте, которое они оставили директору, не подписав. Далее Еркебулан К. перед родителями долго извинялся, обещал, что больше такое не повторится. После долгих уговоров директора родители решили оставить учителя в школе. После этого директор сказала мне: “Детям не верить и родителям тоже не верить впредь, всю переписку с ними удалить и дальше работать как ни в чем не бывало”.

По словам Гульмиры Чукиной, директор все время ее расспрашивала: “Почему родители пришли в школу? Чья это идея была написать заявление?”. Затем директор сообщила, что урежет часы работы Гульмиры Чукиной. 

“Из-за произошедшего я отказалась от классного руководства, так как мне было стыдно перед детьми и родителями. Я-то думала, что директор уволит Еркебулана. В дальнейшем директор создала мне проблемы и по выдуманным причинам уволила меня с работы за аморальное поведение. Обо всем этом знают родители 5 “Д” класса, – сказала в комментариях Liter Гульмира Чукина.

Кстати, редакция Liter изучила странные обстоятельства увольнения педагога из-за конфликтной ситуации с одной из учениц школы, которая не выполнила своевременно контрольную работу. Имеется видеозапись данного инцидента, из-за которого Гульмиру Чукину уволили ни много ни мало за аморалку. Имеется также официальное заключение Палаты судебных экспертов РК, где четко сказано, что в конфликтной ситуации с ученицей 6-го класса учитель проявила выдержку, самообладание, доброжелательность и стремление уладить конфликт. Никаких нецензурных выражений, действий, направленных против ученицы, не было.

Уволенная учительница русского языка и литературы сегодня вынуждена судиться с директором школы № 97 Замзагуль Кияновой, которая требует с педагога моральную компенсацию за клевету. Иск о защите чести и достоинства подал и тот самый учитель по актерскому мастерству Еркебулан К. за публикацию в Facebook, где на своей личной странице Гульмира Чукина написала стихотворение о своих злоключениях в школе № 97.

Сложилась интересная ситуация. В школах РК то и дело вспыхивают скандалы, связанные с насилием в отношении детей, а затем выясняется, что учителя были в курсе происходящего, но вместе с директорами школ решили молчать, чтобы не выносить сор из избы. Например, всех потряс случай в Кызылорде, где школьницу принуждали к проституции, причем в школе об этом знали все. Астану сегодня сотрясает скандал, где выяснилось, что учитель-мужчина писал письма с интимным содержанием одной из своих учениц. В нашем же случае классный руководитель 5 “Д” класса Гульмира Чукина проявила гражданскую активность, неравнодушие и заявила руководству школу о неподобающем, мягко говоря, поведении своего коллеги. Однако вместо того чтобы поощрить учителя русского языка за заботу о безопасности детей, ее увольняют, причем увольняют по странной статье “Аморальное поведение”. Между тем редакции стало известно, что Гульмира Чукина в своих письмах на имя президента страны, министра просвещения, генерального прокурора сообщила о фактах регулярных поборов с учителей и всего коллектива школы, а также о случаях трудоустройства в школу через откровенный непотизм и блат.

В пункте 10 статьи 15 Закона РК “О статусе педагога” указано, что “педагог обязан незамедлительно сообщать правоохранительным органам и руководству организации образования о фактах совершения несовершеннолетними или в отношении них действий (бездействия), содержащих признаки уголовного либо административного правонарушения, в том числе ставших известными ему в связи с профессиональной деятельностью вне организации образования”. Гульмира Чукина выполнила свои обязанности, неоднократно информировала директора школы с просьбой принять меры в отношении Еркебулана К. и сообщить в правоохранительные органы, однако администрация школы почему-то оказывала давление на нее, всячески препятствовала ее работе, устраивала незапланированные проверки, обыски и грозила увольнением. Из-за этого у учителя начались проблемы со здоровьем, два раза она была на больничном с вызовом скорой помощи.  

А в отношении учителя по актерскому мастерству не было принято никаких мер, он проработал еще два месяца после описанных инцидентов, школа расторгла с ним договор лишь 31.05.2024 г., когда истек срок изначального договора с ним. Когда по заявлению Г. Чукиной в управление образования Астаны в школе состоялась проверка, директор школы предоставила протокол Совета по педагогической этике от 08.04.2024 г., который был проведен в отношении Еркебулана К., однако он не является учителем, у него нет педагогического образования. Отсюда возникает вопрос, зачем проводить Совет по педагической этике в отношении преподавателя по актерскому мастерству, если у него нет педагогического образования? И почему школа не предприняла никаких мер в отношении  Еркебулана К. сразу, когда родители пришли с заявлением о непристойном поведении мужчины, ведь он проработал еще два месяца в кружке, который посещали 37 детей в возрасте 8–12 лет?

Кстати, родителей детей из 5 “Д” класса, которые решились вступиться за классного руководителя, директор отказалась принимать в своем кабинете. Более того, в школу были вызваны два наряда полиции, чтобы выпроводить родителей из школы.

“Президент страны не раз говорил, что все казахстанцы должны стремиться выстраивать Справедливый Казахстан, – заметила Гульмира Чукина.– Я очень верю в идеи справедливости и подотчетности граждан за все свои действия. Я приехала в Астану больше года назад, так как узнала, что в столице нашей страны нехватка квалифицированных педагогов. У меня дипломы с отличием бакалавра по специальностям “Учитель русского языка”, “Учитель английского языка”, “Учитель-логопед” и “Учитель-дефектолог”, а также диплом  с отличием магистра по специальности “Учитель русского языка”. Я состою в Ассоциации учителей русского языка и литературы города Астаны, куда входят тридцать лучших педагогов столицы. В качестве примера результативности своей работы могу сказать, что лишь за последние три года в копилке достижений моих и моих учеников около 500 различных грамот, дипломов и благодарственных грамот. Ведь это мое призвание – работать с детьми, я люблю свою работу, не представляю жизни без школы, мечтаю стать известным педагогом, как мои бабушка и дедушка, которые всю жизнь посвятили школе. Хочу внести вклад в становление нашего государства, а учитель может это сделать, как никто другой.

Я написала десятки обращений властям через eOtinish, четыре месяца я без работы, живу в общежитии. Я лишь пыталась защитить детей от неправомерных действий, в итоге, как уволенная по статье “Аморальное поведение”, я не могу более работать учителем в государственных и частных школах Казахстана. Вынуждена сейчас судиться, чтобы защитить себя и свою репутацию, оплачиваю услуги адвоката. Неужели в столице нашей Родины нет никакой защиты от самоуправства начальства? Неужели педагог с более чем пятнадцатилетним стажем работы, лауреат педагогических конкурсов на областном, республиканском и международных уровнях не нужен Отечеству, и я буду вынуждена уехать из родного Казахстана?”

P.S. Liter намерен выслушать другую сторону конфликта и обратиться с соответствующим запросом к директору школы и управлению образования по Астане. 

Жазира Жаким

Новости партнеров