В мероприятии приняли участие секретарь партии «Nur Otan» Фархад Куанганов, представитель общественного объединения «Amanat» Саясат Нурбек, председатель правления Института экономических исследований Ерлик Каражан, эксперт ИМЭП при фонде Первого Президента Жаксылык Сабитов, политические обозреватели Никита Шаталов и Газиз Абишев, шеф-редактор интернет-издания «Sayasat.org» Бауржан Толегенов. Модератором встречи выступил директор Центра прикладных исследований «Talap» Рахым Ошакбаев.

В начале дискуссии Ошакбаев, указав на большую содержательность инаугурационной речи Президента Токаева, отметил важность десяти задач, поставленных Главой государства:

– Это, в частности, вопросы социально-экономического блока, политики и налаживания диалога с обществом. Касым-Жомарту Токаеву придется решать множество задач, и мы уже видим, что Президент начал выстраивать свою команду.

Фархад Куанганов подчеркнул, что для всех казахстанцев открывается новый этап в истории страны.

– В своей инаугурационной речи Президент обозначил, что будет продолжена программа Третьей модернизации. Также в числе приоритетных задач повышение уровня жизни и доходов казахстанцев, реформирование судебной системы, политическая модернизация, решение социальных вопросов, совершенствование внутренней политики.

Во время прошедшей избирательной кампании, в том числе и по итогам встреч других кандидатов с населением, мы удостоверились в том, что у общества большие ожидания от власти. Данные обращения были услышаны: Касым-Жомарт Токаев предложил знаковую инициативу – создать Национальный Совет общественного доверия, как основную форму взаимодействия с различными социальными группами. Данная площадка предназначена для выстраивания общенационального диалога по всем вопросам, которые волнуют общество, – сказал Куанганов.

Саясат Нурбек также отметил, что Президент и его команда почувствовали этот тренд – запрос на доверие:

– Нужно признать, что у нас все-таки наблюдается кризис доверия. Также стоит признать, что были определенные непоследовательные шаги. Доверие – вещь очень хрупкая. Именно оно является основным капиталом и даже движущей силой для проведения любых реформ, государственных программ. Реформы не делаются ради чиновничьего аппарата – они предназначены для народа. И если люди не верят в обращения и инициативы со стороны власти, тогда реформы никогда не будут претворены в жизнь. У нас привыкли осуждать общество, мол, оно не готово, незрело, и т. д. В этой связи важно, что, по сути, первый Указ, подписанный Президентом Касым-Жомартом Токаевым, был о создании Национального Совета по общественному доверию. В Совет должны войти люди, которые действительно представляют самые разные социальные группы. И что еще более важно – Президенту следует посвятить данной инициативе непосредственное внимание и задействовать необходимые ресурсы.

Жаксылык Сабитов, в свою очередь, обозначил два основных направления из 10 задач Президента, которые универсальны для всех народов мира.

– Это устранение социальной несправедливости и повышение доходов, а также борьба с коррупцией. Да, эта повестка далеко не нова, но для решения задач нужно проявить политическую волю. Рецепты давно известны, просто необходимо применять принятые международные стандарты. К примеру, если чиновник не может объяснить, откуда у него взялась огромная сумма денег, это уже явное преступление. Кроме того, необходимо, наконец, ввести всеобщую декларацию о доходах. Мы это пытаемся сделать с 2007 года, но каждый раз процесс откладывается, мол, то не готово, это не готово, интернет в селах не проведен. Мы готовы! Однако существует определенная группа миллионеров, которая противодействует, – заявил Сабитов.

Никита Шаталов не согласился с мнением Саясата Нурбека о том, что в Казахстане есть кризис доверия:

– Дело в другом. У нас традиционное общество, в котором тесные социальные, «горизонтальные» связи. И у нас очень большой потенциал для развития гражданского общества именно за счет этого. Думаю, государство должно обратить внимание на данное обстоятельство. Что касается Национального Совета общественного доверия – его работа будет полностью зависеть от того, кто войдет в его состав. Также считаю, что в ближайшее время мы увидим создание новых партий, ведь это тоже один из больших общественных запросов.

Обращаясь к Газизу Абишеву, модератор указал и на этот тренд – на президентских выборах кандидаты от некоторых партий уступили представителям общественных объединений.

– Здесь возникает вопрос, являются ли они полноценными партиями? Да, победил кандидат от ведущей партии страны, высококвалифицированный профессионал, здесь нет никакого сомнения. Однако без сильных и динамичных конкурентов правящая партия может потерять свой тонус. Партии нужны, в том числе и для того, чтобы «перерабатывать» протестные настроения, чтобы был диалог власти не с толпой, где тысяча мнений, а с ее конструктивными представителями. В Казахстане на самом деле не налажен национальный диалог, и потому инициатива Президента отвечает велению времени, – заключил Абишев.

Продолжая тему, Бауржан Толегенов указал на следующий тренд:

– Оценивая текущую ситуацию до, во время и после выборов, поймал себя на мысли, что у нас на официальном уровне нет навешивания ярлыков, вроде «пятой колонны», «врагов народа», «иностранных агентов». И это не позволяет усугубить тот кризис доверия, о котором здесь говорилось.

Ерлик Каражан отметил важность проведения на должном уровне информационноразъяснительной работы: – Мы же говорим о коммуникационных каналах, верно? Получается такая ситуация: люди пытаются найти лидеров, отвечающих их ценностям, но зачастую обманываются в своих ожиданиях. Открытый диалог между властью и обществом, конечно, нужен. Однако в стране и так делается очень много хороших вещей со стороны Правительства. Но дело в том, что это долгосрочные программы развития, а люди зачастую ждут сиюминутных результатов, которые решат их отдельно взятые проблемы.

Подытоживая заседание, секретарь партии «Nur Otan» Фархад Куанганов выразил уверенность в том, что во время проведения общенационального диалога поступит множество обращений.

– Нам еще предстоит провести анализ данных предложений. Правильно сформулировать задачу – это половина дела. Успехи нашей страны в начале независимости произошли благодаря тому, что Первый Президент четко формулировал приоритетные задачи развития, – подчеркнул Фархад Куанганов.