В Nur Otan обсудили исполнение Плана нации «100 конкретных шагов»

В центральном аппарате партии «Nur Otan» состоялось заседание Республиканского общественного совета по поддержке предпринимательства (РОСПП) под председательством депутата Мажилиса Мейрама Пшембаева.

100 конкретных шагов
© Cоветбек Магзумов

На мероприятии обсуждалось исполнение 38 и 39 пунктов Плана нации «100 конкретных шагов», cообщает корреспондент Liter.kz.

Отмеченные пункты взаимосвязаны между собой и предусматривают введение принципа единого окна при прохождении таможенных процедур экспортеров и импортеров, а также интеграцию таможенной и налоговой систем.

В рамках реализации данных шагов Министерством финансов РК при поддержке Конференции по торговле и развитию ООН внедрена система электронного декларирования товаров «АСТАНА-1». Она позволяет в автоматическом режиме отслеживать весь бизнес-процесс движения товаров посредством виртуальных меток.

– «АСТАНА-1» – это, по сути, внутренний процесс таможенного оформления. До того, как участник передает свои метки на проверку, много времени уходит на сбор различных разрешительных документов. Наша задача в рамках единого окна собрать все эти документы за счет интеграции госорганов. В частности, в 2012 году была запущена система электронного лицензирования. Уже законодательно закреплено понятие Единого реестра разрешительных документов. В марте текущего года в пилотном режиме было, наконец, запущено само единое окно и сейчас процессы тестируются, – заявил вице-министр финансов Руслан Енсебаев.

Как отметил Енсебаев, в едином окне участники экспортно-импортных операций могут получить не только всю интересующую их информацию, но и проводить операции в личном кабинете: какие разрешения нужно получить, какие пошлины необходимо оплатить. Сколько квот уже использовано, сколько задействовано деклараций.

По словам вице-министра, первого июня единое окно будет презентовано сотрудникам Всемирного банка, а в следующем году систему запустят в промышленную эксплуатацию.

– Конечной точкой являются физические лица – граждане нашей страны, которые с помощью различных приложений будут сканировать информацию о товаре при помощи QR-кодов. Сейчас мы проводим совместную работу с табачными компаниями. По ее итогам, осенью планируется перейти к обязательной маркировке всей табачной продукции. Кроме того, ведутся переговоры с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» по маркировке других товаров, к примеру, сельскохозяйственной продукции, – добавил Руслан Енсебаев.

Однако есть определенные проблемные моменты.

– Автоматизация и информатизация таможенных органов для бизнес-сообщества очень актуальна. С 2015 года мы ведем планомерную работу совместно с госорганами, были введены соответствующие поправки в законодательство. Сейчас мы внедрили все 17 процедур. Да, система электронного декларирования в целом работает, однако, пока еще имеется ряд ошибок. Система постоянно меняется. Мы неоднократно ставили вопрос о снятии с бизнеса ответственности за совершение неумышленных нарушений, но, к сожалению, госорганы данную поправку не пропустили. Мы сейчас пробуем внести ее через КОАП, который рассматривается в Парламенте, – сказала директор департамента таможенного администрирования НПП «Атамекен» Дина Мамашева.

Как подчеркнула Мамашева, введение поправок очень важно для предпринимателей. – На сегодня самое унифицированное законодательство внутри ЕАЭС – это таможенное. У нас единые правила, Единый союзный кодекс. И нужно признать, что информационная система «АСТАНА-1» пока не соответствует документам, применяемым в ЕАЭС. Мы пытаемся вносить изменения, но нас не поддерживают коллеги по экономическому объединению. Выходит, что вначале появилась система, и под нее уже «подгоняют» законодательство. И если поправки внесены не будут, то мы все так же вынуждены будем нарушать правила, – отметила Мамашева.

Также представитель НПП отдельно остановилась на системе управления рисками, которая вызывает «самые большие нарекания в «АСТАНА-1».

– Процессы абсолютно не прозрачны и не понятны для бизнеса. Там нужно четко прописать определенные принципы. Данная система должна быть субъектоориентированной, то есть, все расчёты таможенных органов должны производиться от принципа добросовестности компаний. А не от того, какой степени риска товары завозятся. Пусть это стопроцентно проверенная фирма с хорошей репутацией, но если завозятся товары обозначенные, как «рискованные» (из КНР), тут же устанавливается тотальный контроль, – посетовала Дина Мамашева, добавив, что система должна работать не на выявление, а на предупреждение. Также на заседании выступили представители МИД РК, Казахстанского центра индустрии и экспорта, Минздрава.