Как специальные мониторинговые группы, в которые входят члены партии «Nur Otan», представители самых разных профессий и слоев населения, могут работать продуктивно?

Об этом мы спросили у Руслана Кибке, партийца, состоящего в СМГ при департаменте Агентства по противодействию коррупции Восточно-Казахстанской области.

«Дорожный патруль»

– Руслан, для начала расскажите немного о себе, и как вы попали в состав этого общественного контролирующего органа?

– По роду деятельности я предприниматель, руковожу собственной фирмой, занимающейся кассовыми аппаратами, автоматизацией и безопасностью. Активно заниматься общественной и политической деятельностью начал в 2015 году, когда вступил в партию «Nur Otan». Тогда я вошел в состав общественного совета по противодействию коррупции, который работает при филиале партии в городе Семее, в ряд других мониторинговых партийных групп. На практике понял, что общественные организации могут стать весомым рычагом, чтобы менять что-то к лучшему.

К слову, общественные советы по противодействию коррупции есть только в «Nur Otan», но лучше бы они были при всех партиях, тогда работа шла бы более активно. Государственная политика в этом отношении дает нам четкие ориентиры. Недавно произошли изменения в структуре уполномоченного органа – Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции было реорганизовано и разделено на две самостоятельных структуры: Агентство по делам государственной службы и Агентство по противодействию коррупции. В АПК РК и вошла специальная мониторинговая группа, созданы новые департаменты: добропорядочности, превенции, партнерства. Все эти изменения вводятся для усиления и эффективности принимаемых мер.

– С какого времени вы работаете в данной общественной организации? Приведите примеры деятельности вашей СМГ.

– С апреля нынешнего года по рекомендации однопартийцев я вошел в состав СМГ при ДАПК по Восточно-Казахстанской области. Мои жизненные принципы совпадают с ее основными задачами. Это искоренение коррупции, создание комфортных условий для населения, в том числе безбарьерной среды, усиление персональной ответственности руководителей госорганов на местах.

Касательно кадровой политики СМГ, важно, чтобы человек имел активную гражданскую позицию, был работоспособным, упорным, грамотным общественником, который хочет жить в соответствии с законодательством страны, и нести в массы принципы честности и добропорядочности.

Недавно мы провели мониторинг по международной трассе Омск – Майкапчагай, где в течение последних лет по программе «Нұрлы жол» идет строительство дороги на казахстанской территории. Мы проверили несколько участков трассы от Нур-Султана до Павлодара. Считаю, что это необычный и уникальный мониторинг и анализ внешних коррупционных рисков.

Уникальность в том, что работа была организована СМГ двух областей. Члены нашей группы так же, как и многие наши сограждане, часто ездят в столицу и соседний город. Мы не могли не заметить, что с павлодарской стороны ремонт затягивается и существует множество сопутствующих дополнительных неудобств, затрудняющих передвижение транспорта. Мы пригласили представителей компании «Казавтожол», являющейся исполнителем государственного заказа по строительству дороги, департамента полиции Павлодарской области, специалистов-дорожников из лаборатории и коллег из антикоррупционной службы. Были выявлены факты несоответствий, порождающих коррупционные риски. В том числе наличие нелегитимных дорожных знаков, неоправданные объезды и съезды.

Например, в ходе проверки было обнаружено много дорожных знаков, без которых можно было бы обойтись, так как оснований для их логической установки не было.

Так, было много знаков по ограничению скорости от 20 до 80 километров в час. Создалось такое впечатление, что знаки поставили и забыли про них, причем это касается знаков и постоянных, и временных, устанавливаемых на период ремонтных работ. Наш автомобиль двигался впереди всей колонны, и мы провели краш-тест, то есть соблюдали все эти ограничения. Участники рейда почувствовали на себе все неудобства от них. В результате полицейские и другие участники заезда согласились с тем, что во многих знаках нет необходимости. Конечно, было много споров, разногласий. Но мы ставили вопрос не о том, чтобы кого-то наказать, а думали о людях, их потребностях и предоставлении удобного проезда по трассе.

Также обсуждался вопрос по срокам выполнения работ. Представитель «Казавтожол» заверил, что все работы на участке трассы от Павлодара до границы с ВКО будут завершены до конца августа. В целом павлодарский участок дороги буден сдан до конца года.

Также мы проверили новые объекты, готовые к эксплуатации, – два новых теплых придорожных туалета на отрезке трассы между Павлодаром и Семеем. Сейчас решается вопрос об их передаче для круглогодичного обслуживания предпринимателям. В планах строительство еще двух подобных сооружений.

В течение четырех дней мы объехали дороги в направлении Курчатова, Экибастуза, Бородулихи. В направлении Курчатова дорога была в ужасном состоянии – сейчас там проводится средний ремонт покрытия. Это значит, что дорожное полотно сначала выравнивается, латаются ямы, а потом сверху асфальтируется. Работают несколько подрядных организаций, и у всех разное качество покрытия. Это зависит от техники, которую используют строители. Если техника более современная, то и дороги выглядели лучше, качественнее. Были некоторые замечания. Все компании работают с гарантийным сроком, и если позже покрытие начнет портиться, то они будут восстанавливать его за свой счет.

В очень плохом состоянии находилась дорога до поселка Жезкент, на некоторых участках ее не было совсем. После обращения к нам местных общественных активистов, мы выступили в роли координаторов и организаторов встреч между областными исполнительными органами и населением Жезкента, предоставили диалоговую площадку.

Таким образом из областного бюджета на ремонт дороги были выделены колоссальные деньги. Кроме того, были профинансированы ремонт поликлиники и школы и внутрипоселковых дорог.

Знание – сила

– Вы также являетесь зампредом группы партийного мониторинга и контроля филиала партии «Nur Otan» в городе Семее. Расскажите об этой части работы.

– Одно из направлений – это мониторинг освоения бюджетных средств учреждений образования. В преддверии начала учебного года члены группы проверяют качество проводимых в школах и детских садах текущего и капитального ремонтов.

Активисты уделяют большое внимание мерам по созданию доступной среды для людей с инвалидностью в государственных и частных учреждениях. Например, в прошлом году на наличие пандусов, кнопок вызова, парковочных мест проверено около 270 объектов. Работа в этом направлении продолжается.

Нередко к нам обращаются граждане с личными просьбами. Одна из жительниц Семея пожаловалась на оскорбительный пост, опубликованный на одном из городских сайтов. Мы помогли привлечь к ответственности любителей виртуальных наговоров, которые нарушили статьи Гражданского кодекса 143 «Защита чести, достоинства и деловой репутации, 144 – «Право на охрану личной жизни», 145 – «Право на личное изображение».

Сейчас мы прорабатываем вопрос об открытии в поселке Жезкент полноценного ЦОНа. Он необходим в поселке с населением около 12 тысяч человек, потому что его жители за каждой справкой вынуждены ездить за 50 километров в Бородулиху.

Совместно с представителями уполномоченных органов области осмотрели ЦОНы в Семее, Курчатове, Бескарагайском, Бородулихинском, Шемонаихинском районах. По результатам мониторинга было принято решение провести ремонт зданий, закупить новую мебель, а главное – начать повсеместное обучение населения получению услуг в цифровом виде через сайт и приложение, которое можно установить на мобильное устройство. Также мы презентовали проект «Открытый бюджет – открытая школа». Проводим разъяснительные беседы с директорами школ. Планы закупок, наличие спонсорских счетов, списки учителей должны быть в открытом доступе, чтобы исключить коррупционные риски. В целом цифровая грамотность населения – это сильное оружие против коррупционных рисков. Кто владеет информацией, тот может доказать свою правоту, обосновать претензии.

Источник: ЛИТЕР