Как частный случай, это, конечно, прозвучавший вопрос в отношении ПРТ – планов развития территорий, которые разрабатываются в малой интеграции с общими показателями. На них выделяются определенные деньги, но нет надлежащего контроля. Мне кажется, имеет также смысл в целом задаться вопросом о том, насколько эффективно и в адекватных ли условиях работает сейчас наша система стратегического планирования? Какие целевые показатели устанавливаются на уровне центральных органов, на уровне местных исполнительных органов и как все это координируется с электоральным циклом? 

То есть сейчас, после внесения изменений в Конституцию и расширением полномочий Парламента, должен произойти определенный ребаланс, ретюнинг, можно сказать, в отношении того, чтобы система стратегического планирования отражала предвыборную платформу выигравшей партии. И, таким образом, эта система должна быть больше увязана с электоральными циклами, как президентским, так и парламентским. Какие у нас на текущий момент есть руководящие документы, которые ставят основополагающие цели? У Правительства есть План мероприятий по реализации предвыборной программы президента Токаева. 

Дальше, есть ОНП – Общенациональный план по реализации Послания Президента. Есть СЭР – прогноз социально-экономического развития, есть Меморандум между Премьер-министром и акимами, руководителями местных исполнительных органов, в котором тоже заложены определенные целевые индикаторы. У Правительства, у центральных исполнительных органов есть стратегпланы, которые тоже определяют какие-то индикаторы. Плюс есть государственные программы, в которых тоже есть индикаторы высокого уровня, индикаторы второго уровня. 

В регионах, соответственно, – программы развития территорий. И сейчас на все это надо будет наложить предвыборную программу партии «Nur Otan», чтобы она была интегрирована с ними. То есть существует какое-то большое многообразие документов, которые нужно в большей степени связать друг с другом. Сейчас у меня такое впечатление, что в них не хватает координации, взаимоувязки. И, второе, их очень много. Так много, что это иногда превышает когнитивные способности. Поэтому, в сухом остатке, я считаю, что, конечно, это все ставит перед необходимостью совершенствования, лаконизации в целом системы стратегического планирования c учетом интегрирования в нее документов, связанных с электоральными циклами. Таким образом, будущая программа победившей партии должна, во-первых, выстраиваться на основе диалога с электоратом, идти снизу. Во-вторых, она должна стать основой государственного планирования центральных и местных исполнительных органов.