Генеральный секретарь ШОС Владимир Норов дал эксклюзивное интервью газете «ЛИТЕР» о важности дальнейшего углубления сотрудничества в транспортной сфере, включая создание новых и модернизацию действующих транспортных коридоров, мультимодальных центров логистики, а также о реализации важных инфраструктурных проектов для существенного повышения транзитного потенциала государств-членов Организации. 

– Владимир Имамович, как вы оцениваете нынешний уровень развития Шанхайской организации сотрудничества? Насколько возросла роль Организации в транспортно-логистической сфере?

– Шанхайская организация сотрудничества – это молодая трансконтинентальная международная организация, за 18 лет своей деятельности завоевала заслуженный авторитет на мировой арене и прочно вписалась в современную архитектуру международных отношений. Наша Организация продвигает сотрудничество между своими членами на основе верховенства международного права, прежде всего Устава ООН, опираясь на принципы «Шанхайского духа», который воплощает взаимное доверие, взаимную выгоду, равенство, взаимные консультации, уважение к многообразию культур, стремление к совместному развитию.

Сегодня ШОС – это пример гармоничного сосуществования разномасштабных государств, принадлежащих к различным историко-культурным и национальным традициям. За прошедшие годы в Организации наработан положительный опыт сотрудничества в сфере автомобильного транспорта, налаживается комплексное многостороннее взаимодействие в железнодорожной сфере. Действующие в настоящее время в странах ШОС более 13 млн км автомобильных дорог, из которых 15 тыс. км являются высокоскоростными, а также более 244 тыс. км железных дорог способствуют расширению сотрудничества в торгово-экономической сфере и содействуют развитию региональной транспортной взаимосвязанности.

– В 2017 году впервые за время существования ШОС в ходе Астанинского саммита к Организации присоединялись новые члены, и теперь на пространстве ШОС проживает более половины населения всего земного шара. Благоприятно ли это отразилось на процессе создания новых и модернизации действующих международных железнодорожных маршрутов и мультимодальных транспортных коридоров в рамках ШОС?

– Вы правы – ШОС сегодня приобрела новые качества и динамику после вступления в Организацию Индии и Пакистана, стала трансконтинентальной организацией, которая объединяет сотни малых и больших народов и включает почти половину населения мира, охватывает около 60% территории Евразийского материка. Совокупный ВВП всех стран Организации в прошлом году достиг 22,5% от общего мирового показателя, а внешнеторговый оборот государств-членов ШОС составил 6,3 трлн долл. США. В сфере экономики год от года усиливается акцент на расширении и углублении взаимодействия стран ШОС в транспортной, финансовой, инвестиционной, сельскохозяйственной и других областях. 

Именно поэтому в Бишкекской декларации глав государств-членов ШОС от 2019 года подчеркнута важность дальнейшего углубления сотрудничества в транспортной сфере, включая создание новых и модернизацию действующих транспортных коридоров, мультимодальных центров логистики, внедрение инновационных и энергосберегающих технологий и реализацию других инфраструктурных проектов для существенного повышения транзитного потенциала государств-членов Организации. С каждым годом наблюдается динамичный рост объемов транспортных грузоперевозок между государствами-членами ШОС, особенно в железно- дорожном секторе, устойчиво растет загруженность транспортных магистралей в регионе. Последовательно увеличивается перевозка грузов железнодорожным путем из Китая в Казахстан,

Россию и далее в Европу, страны Цент ральной Азии и Персидского залива. К примеру, объем железнодорожных перевозок через два железнодорожных перехода на казахстанско-китайской границе в 2018 году составил около 14 млн тонн и увеличился на 38%. По сравнению с 2010 годом нынешние контейнерные перевозки из Китая в Европу увеличились более чем в 40 раз, но только 1% из них перевозится по железнодорожным линиям, остальные 99% – по морским путям.

Одновременно значимым фактором эффективного функционирования транспортных коридоров является гибкая тарифная политика. Железнодорожные администрации государств-членов ШОС также ведут активное сотрудничество в области совершенствования системы тарифообразования, предоставления различных льгот и преференций странам-партнерам. Всеэто создает предпосылки для увеличения грузопотоков, соответственно, расширения экономического сотрудничества на пространстве ШОС.

– В рамках ШОС принята Стратегия развития Организации до 2025 года.Расскажите, пожалуйста, подробнее о содержательной части этой Стратегии в разрезе железнодорожного сотрудничества и насколько эффективно она реализуется на данный момент?

– В целях выведения ШОС на качественно новый уровень, характеризующийся повышением эффективности сотрудничества в сферах политики, безопасности, экономики, развития культурных и гуманитарных связей, расширения участия в делах региона и процессе глобального регулирования, в 2015 году на Саммите ШОС в г. Уфе главами государств была принята

Стратегия развития Организации до 2025 года. Стратегией предусмотрены меры по реализации транзитного потенциала ШОС, формированию региональных транспортных и транзитных коридоров. Важным направлением совместной работы определено взаимодействие в области модернизации инфраструктуры и логистики, в том числе формирование сети индустриальных кластеров вдоль транспортных магистралей стран Организации. Для последовательного воплощения в жизнь положений Стратегии государствами-членами ШОС разработан и утвержден в ходе Ташкентского саммита Организации в 2016 году соответствующий План действий на 2016-2020 годы.

В документе обозначены такие важные векторы сотрудничества, как разработка и реализация комплекса мер по расширению транзитных перевозок между Азией и Европой по территории государств-членов ШОС, налаживание обмена информацией в области обеспечения безопасности на транспорте, внедрение инноваций и интеллектуальных транспортных систем.

– Каковы основные приоритеты ШОС в сфере развития транспортного взаимодействия на сегодняшний день? Какие проблемы требуют скорейшего решения, и что в этом направлении может предпринять ШОС?

– Основные приоритеты развития транспортного взаимодействия между государствами-членами ШОС, в целом, отмечены в международных договорах ШОС, декларациях и совместных коммюнике, принятых по итогам заседаний Совета глав государств и Совета глав правительств государств-членов ШОС. Они заключаются, как уже ранее было отмечено, в эффективном использовании имеющейся инфраструктуры в области транспорта и коммуникаций, создании новых мультимодальных транспортных коридоров, в том числе связывающих страны ШОС с крупнейшими морскими портами, строительстве современных центров логистики, совершенствовании транзитного потенциала государств-членов, обеспечении благоприятных условий для транспортировки экспортных, импортных и транзитных грузов на мировые рынки и увеличении объемов грузо- и пассажирооборота, содействии сотрудничеству между транспортными и экспедиторскими компаниями, налаживании информационного обмена, проведении форумов, семинаров и других мероприятий среди специалистов в сфере транспорта и логистики. Кроме того, значимым трендом в транспортной индустрии региона становится строительство высокоскоростных магистралей. Межгосударственное взаимодействие в этом направлении будет способствовать увеличению числа совместных предприятий, специализирующихся на инновационных технологиях в области металлургии, машинного оборудования и других смежных сферах. В то же время, странам ШОС необходимо решить ряд общих задач в этом направлении.

Особого внимания требует упрощение таможенных и визовых процедур, а также синхронизация и повышение эффективности работы пунктов пропуска на государственных границах, внедрение информационно-коммуникационных технологий и взаимное признание водительских удостоверений. Пристальное внимание необходимо также уделять вопросам активного задействования потенциала государств-наблюдателей и партнеров по диалогу ШОС в процессе сотрудничества в транспортной сфере. В этом контексте важно отметить своевременную инициа тиву Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева, озвученную на Бишкекском саммите ШОС 14 июня 2019 года, о привлечении заинтересованных партнеров к планируемой второй Встрече руководителей железнодорожных администраций государств-членов ШОС в Нур-Султане.

– За довольно короткий срок в Центральной Азии региональное сотрудничество вышло на новый уровень развития во всех сферах, в том числе в торгово-логистической и транзитной. На ваш взгляд, продолжится ли данная динамика?

– Действительно за последние годы региональное сотрудничество между государствами Центральной Азии сделало огромный рывок вперед, достигнуты важные положительные результаты во всех областях межгосударственного взаимодействия, в том числе в транспортно-логистической сфере. В этом ключе следует упомянуть о первой Консультативной встрече глав государств Центральной Азии, прошедшей в марте 2018 года в столице Казахстана, которая стала ярким примером начала нового этапа в отношениях стран региона.

В Бишкекской декларации саммита ШОС от 2019 года также отмечено, что государства-члены Организации поддерживают усилия стран Центрально-Азиатского региона по углублению взаимодействия в политической, экономической, культурно-гуманитарной и других сферах, приветствуют принятие Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Укрепление регионального и международного сотрудничества по обеспечению мира, стабильности и устойчивого развития в Центрально-Азиатском регионе» от 22 июня 2018 года и проведение в 2019 году в г. Ташкенте второй консультативной встречи глав государств Центральной Азии.

Активизация сотрудничества междустранами региона позволила кардинальным образом изменить политическую атмосферу в Центральной Азии, заложив прочные основы для конструктивного взаимодействия и укрепления добрососедства.

– Как вы оцениваете реализацию проекта по строительству Евразийской высокоскоростной железнодорожной магистрали по маршруту Пекин – Нур-Султан – Москва – Берлин?

– Инициатива Первого Президента РК Нурсултана Назарбаева по созданию Евразийской высокоскоростной железнодорожной магистрали по маршруту Пекин – Нур-Султан – Москва – Берлин, предложенная им на саммите ШОС в Циндао в июне 2018 года, заслуживает серьезного внимания. Как правило, масштабные многосторонние инфраструктурные проекты позволяют на долгосрочной основе задействовать научный, финансовый и человеческий потенциал, способствуют значительному увеличению товарооборота между государствами-участниками проекта, несут в себе положительные экономические и социальные эффекты.Проект такого уровня – это тысячи новых рабочих мест, новые производства, техническое обслуживание магистрали, создание логистических центров и различных сервисов вдоль путевой линии.

– Насколько транспортно-логистическая составляющая ШОС увязана с реализацией китайской инициативы «Один пояс, один путь»?

– Сотрудничество в рамках инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП), выдвинутое Председателем КНР в 2013 году в ходе официального визита в Казахстан, призвано объединить усилия многих государств мира в целях поиска адекватных и комплексных ответов на сложные вызовы, которые стоят перед ними. Закономерно, что большинство государств-членов ШОС выражает твердую поддержку инициативе КНР и последовательно наращивает усилия по совместной ее реализации в целях формирования на пространстве ШОС широкого, открытого, взаимовыгодного и равноправного партнерства, что нашло отражение в декларациях последних трех саммитов ШОС.

Сопряжение инициативы ОПОП с национальными стратегиями экономического развития государств-членов ШОС соответствует целям, задачам и принципам нашей Организации. Так, сопряжение Евразийского экономического пространства и «Одного пояса и одного пути» позволяет создать широкую транзитную зону для грузопотоков из Азии в Европу и обратно. Для стран Центральной Азии сопряжение национальных стратегий развития с «Поясом и путем» позволяет создать прямой выход стран региона к морским портам. Кроме того, оно превращает регион в перекресток трансконтинентальных транспортных коридоров – это Север-Юг и Восток- Запад. В данном контексте субрегиональный транспортный коридор «Россия – Казахстан – Узбекистан – Туркменистан – Иран – Оман – Индия» способен обеспечить всем странам региона выход на рынки Ближнего Востока и к портам Средиземного моря. В перспективе одним из важных звеньев транспортной сети ШОС в рамках проекта «Восток-Запад» призвана стать железная дорога Узбекистан-Кыргызстан-Китай, о которой заявили на Саммите ШОС в Бишкеке 14 июня 2019 года Президент Кыргызстана Сооронбой Жээнбеков и Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев.

В процесс формирования региональных транспортных магистралей важно вовлекать Афганистан, что, несомненно, послужит еще одним фактором для стабилизации ситуации в этой стране. Железная дорога Хайратон – Мазари-Шариф и проектируемые трассы Мазари-Шариф – Герат и Мазари-Шариф –Пешавар позволят сформировать новый транзитный коридор с выходом на порты Индии, Ирана, Пакистана, а также на их железные дороги и к портам Чахбахар и Гвадар.

– Как продвигается согласование проектов Рамочного соглашения между правительствами государств-членов ШОС о формировании и функционировании системы интегрированного управления транспортными перевозками, а также Концепции взаимодействия железнодорожных администраций (железных дорог) государств-членов ШОС?

– В Бишкекской декларации Совета глав государств-членов ШОС от 2019 года подчеркнута необходимость продолжения работы по согласованию проектов Соглашения между правительствами государств-членов ШОС о формировании и функционировании системы интегрированного управления транспортными перевозками, а также Концепции взаимодействия железнодорожных администраций (железных дорог) государств-членов ШОС.

Эти концептуальные документы, находящиеся в настоящее время на экспертной проработке сторон, направлены на объединение усилий стран ШОС для развития их транзитных возможностей и повышения конкурентоспособности транспортных магистралей государствчленов Организации на мировом рынке транспортных услуг. Они преследуют цель создания техно- логически сопряженных транспортных коммуникаций, обустроенных для передвижения транспортных средств, перемещения грузов и пассажиров, последовательной гармонизации информационных и тарифных систем, структур и механизмов управления различными видами транспорта.

– В Нур-Султане проходит вторая Встреча руководителей железнодорожных администраций государств-членов ШОС. Какие ожидаются итоги?

– Данный механизм существенно расширяет перспективы сотрудничества в сфере транспорта между странами ШОС. Проведение регулярных Встреч руководителей железнодорожных администраций государств-членов ШОС будет способствовать расширению рынка транспортных услуг, повышению эффективности и раскрытию огромного потенциала в железнодорожной отрасли, обмену мнениями по вопросам таможенного оформления и тарифной политики, а также изучению возможностей создания на пространстве Организации новых экономически эффективных международных железнодорожных коридоров.

 По итогам второй Встречи руководителей железнодорожных администраций планируется принятие ряда значимых для дальнейшего продвижения взаимовыгодного сотрудничества решений и важных отраслевых документов, в том числе одобрение Концепции взаимодействия железнодорожных администраций (железных дорог) государств-членов ШОС и внесение его на рассмотрение Совета глав правительств стран Организации, а также утверждение Положения об экспертной рабочей группе и трехлетнего Плана работы Встречи руководителей железнодорожных администраций.