Как тысячи евро Европейского Союза помогут Казахстану побороть смог?

Сразу два казахстанских вуза приступили к подготовке специалистов, ориентированных на «зеленые технологии» в сфере автомобилестроения.

Как тысячи евро Европейского Союза помогут Казахстану побороть смог?
© Фото Liter.kz

Финансирует проект Европейский Союз, в странах которого уже давно взят курс на использование более экологически чистых транспортных средств.

Общая цена вопроса – миллион евро. Именно такую сумму выделил Европейский Союз на модернизацию университетского преподавания в странах-партнерах. В роли последних выступают три государства: Россия, Китай и Казахстан.

В каждой стране определены по два университета, которые и будут готовить технарей нового формата, опираясь на европейский опыт, более передовой, когда дело касается использования альтернативных видов топлива.

Всего же список университетов-партнеров включает в себя девять вузов. Из них своими наработками с остальными будут делиться три.

Это: Политехнический университет Марке в итальянской Анконе, Нортумбрийский университет в Ньюкасле, что в Великобритании и университет Кастилья Ла-Манча в испанском Альбасете.

Точнее, уже делятся. Так, например, обучающиеся специальности «Транспорт, транспортная техника и технологии» факультета металлургии, машиностроения и транспорта Павлодарского государственного университета имени Торайгырова уже несколько месяцев осваивают новейшие технологии, применяемые в двигателях внутреннего сгорания для уменьшения вредных выбросов автомобильного транспорта.

А в Казахском агротехническом университете имени Сейфуллина в Нур-Султане готовятся изготавливать биотопливо из аэробных или анаэробных микроорганизмов. Причем на европейском оборудовании, поставка которого входит в стоимость проекта.

IMG-20190313-WA0013.jpg  
- Модернизация программ бакалавриата и магистратуры – это лишь часть большого проекта по «Усовершенствованию университетского преподавания в теплоэнергетических системах для более чистой среды», - говорит его координатор в Павлодаре, декан факультета металлургии, машиностроения и транспорта ПГУ Кайратолла Абишев, - И часть теоретическая. А есть еще практическая, поскольку любая теория подразумевает закрепление пройденного материала на практике. Это особенно важно, если учесть, что до сих пор учебные программы по двигателям внутреннего сгорания были основаны на устаревших материалах и подходах. Именно поэтому Европейский Союз обеспечивает университеты-партнёры еще и оборудованием, необходимым для практики.

В Павлодаре из 119 тысяч евро, выделенных на все три года реализации проекта, 40 тысяч евро – это стоимость приобретаемого оборудования. Местная учебная лаборатория за счет средств ЕС уже в этом году пополнится автомобильным испытательным комплектом двигателя, учебным тренажером гибридных систем автомобиля, аналоговым анализатором выбросов и ещё парой не менее ценных для преподавания приборов. А для столичного университета запланировано приобретение биореактора для создания биотоплива.

Конечно, до мировых лидеров, уже производящих автомобили на биотопливе, Казахстану, делающему первые шаги в создании собственной автомобильной промышленности, еще далеко. Но вряд ли к ним удастся приблизиться, если топтаться на месте.

- Мы провели опрос среди таких крупных предприятий, занимающихся ремонтом и эксплуатацией двигателей внутреннего сгорания, как ТОО «СарыаркаАвтоПром», ТОО «Агромашхолдинг», ТОО «СемАЗ», - продолжает тему актуальности проекта павлодарский координатор, - и везде речь шла о совершенствовании производственно-технической базы ремонтных предприятий до уровня современных стандартов. А это невозможно без нового типа инженеров с более глубоким уровнем профессионального образования в современных двигателях внутреннего сгорания.

И именно таких специалистов нового технического формата благодаря финансовой и методологической поддержке Европейского Союза и начали готовить в Казахстане, во многих городах которого можно без декораций снимать продолжение приключений мультяшного ежика в тумане – до того интенсивен там автомобильный смог! Если страна перейдет на современные разработки двигателей внутреннего сгорания, аналогичные тем, которые применяются в более развитых странах, специалисты уверены: смоговая ситуация в стране будет если не значительно, то заметно улучшена.

К слову, вышеназванный проект – далеко не единственный в копилке Европейского Союза в рамках сотрудничества с Казахстаном. Другая, не менее масштабная программа «Erasmus+” позволила сотням казахстанских студентов, магистрантов, докторантов и преподавателей стать участниками так называемой международной кредитной мобильности, пройдя семестровое обучение в лучших европейских вузах.