Заседание проходит во Дворце Независимости, сообщает Liter.kz. На месте находятся корреспонденты Liter.kz.

Заседание открыл Президент РК Касым-Жомарт Токаев. 

11:00

- Основу моего Послания народу Казахстана составили общественные пожелания и запросы. Инициативы, высказанные в Послании, можно и необходимо проработать, и развить в рамках Национального совета. Тем более, что стартовые условия нашей совместной работы обеспечены следующими положительными факторами.

Во-первых, плюрализм мнений. В НСОД представлены разные социальные и профессиональные группы, а также широкий спектр экономических и политических взглядов и позиций. Во-вторых, институционализация общественного диалога. Созданы все необходимые условия для нашей совместной работы.

Вместе с тем, на старте деятельности национального совета обозначены очень важные и принципиальные моменты предстоящей работы. Наши усилия должны быт направлены на развитие. Я всегда был против крайностей, потому что они, возможно, приносят популярность, но не результаты. А нам нужна плодотворная работа", - отметил Президент.

11:20 

"В своем послании народу Казахстана я подчеркнул, что политические реформы мы будем осуществлять без забегания вперед. Продуманно и постепенно. Такова логика исторического развития. Но и не отставая от веления времени. То есть реформы будут проводиться не ради реформ, а по необходимости. Необходимость в реформах назрела, это всем понятно.

Но какие реформы мы должны проводить, это вопрос, который должен обсуждаться именно здесь сообща, естественно мы должны принимать согласованные решения. Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной", - сказал Касым-Жомарт Токаев.

"Реформы ради реформ. Это верный путь к кризису и потере управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быт последовательным поступательным, без забегания вперед, но и без отставания. Только так мы сможем выполнить свой гражданский и политический долг. Сохранить укрепить государственность.

Далеко не всем по вкусу казахская государственность с юридически оформленными границами, территориальной целостностью и унитарной системой. Тем более, что мир вступил в эпоху катаклизмов и смены парадигм. Меняются технологии, экономика, социальный порядок", - сказал Токаев.

"Самое главное – стремительно меняется само понимание жизненного уклада человечества. Стремительно трансформируется и мировоззрение молодежи. Молодежь находится в активном поиске собственного места в эпоху огромных технологических и политических перемен. Разумеется, молодежь неоднородна. Во всем мире она неоднородна. Казахстан здесь не исключение. Кто-то тяготеет к науке и искусству, к бизнесу, кому-то нравится госслужба или общественная активность. Есть и такие, кто ничего не хочет, кроме постоянных тусовок в ночных клубах или на улицах. Так всегда было есть и будет". 

"Мое желание как Президента этой страны состоит в том, чтобы дать шанс активной и целеустремленной молодежи состояться, найти свое место в этой сложной жизни. Поэтому мы создаем условия для занятия бизнесом, выделяем гранты на учебу в вузах для способных детей из малообеспеченных семей, ведем поиск талантливых детей, готовим список кадрового резерва молодых управленцев, которым передадим бразды управления государством.

Прежняя модель общественных отношений болезненно уходит в прошлое. Кардинально меняются принципы и алгоритмы взаимодействия между государствами, между властью и обществом. В этих условиях очень важно, что у нас есть единое понимание ключевых и принципиальных для нашего государства вопросов. Наш национальный консенсус базируется на ценностях, которые являются незыблемыми как для общества, так и для власти", - сказал он.

11: 25

"Мы должны как единый народ продолжить идею модернизации, основанную Первым Президентом РК – Елбасы Нурсултаном Назарбаевым. Данная встреча в новом формате будет влиять на положительные изменения. Народ ждет от нас конкретных предложений. Надеемся, что Национальный совет общественного доверия станет уникальной структурой, который будет реализовать все инициативы.

Мы должны оправдать доверие народа. Для нас важен интерес каждого гражданина. Наши соотечественники не остаются в стороне, они сейчас открыто высказывают свои мнения", - подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.

"В последнее время возникают слухи, что земля будет продана иностранцам или 55 старых заводов иностранного государства будут перевезены, будут привлечены тысячи иностранных рабочих. Наш народ не должен вестись на подобные вещи. Подобного рода слухи исходят от недоброжелателей, которые умело манипулируют патриотическими настроениями людей, в том числе используют эмоциональных, эпатажных людей. Чтобы достичь своих определенных целей.

Надо понимать, что такая манипуляция являются часть геополитики, цель которой подорвать единство народа, дистабилизировать ситуацию в Казахстане. Наш народ мудр и способен жить своим умом. Задача власти через диалог с обществом разъяснить цели и задачи государственной политики, что мы зачастую делаем плохо. Внимать и учитывать здравые мнения и предложения.  Я еще раз хочу сказать, что землю мы никому не отдадим и всегда будем слышать людей", - сказал Президент.

"Государство обязано слушать своих граждан и главной слышать их, нам нужно перезагрузить социальную политику государства. Национальная экономика должна быть ориентирована на реальное благосостояние всх наших граждан. Другими словами – государство для граждан. Оно должно быть эффективным в том смысле, что распределение доходов государство должно стать более справедливым.

Однако мы не допустим иждивенчества, к сожалению такая болезнь отрицательно влияет на менталитет. Мы всем всем обществом должны воспитывать трудолюбие в обществе. необходимо финансово стимулировать граждан за плодотворную работу. это задача государства. мы должны обеспечить это!", - сказал он.

11:30

"В нынешней государственной идеологии нет таких понятий как враги народа, пятая колонна , агенты влияния. Надеюсь, их не будет. Это для нас неприемлемо. Мы твердо верим в лояльность и патриотизм своих граждан. Еще одна опора национального единство – приверженность демократической модели развития. В своей национальной истории мы успешно обошли различные ловушки и перепутья, оставались приверженцами ключевых принципов демократии. Национальный консенсус - наше историческое преимущество в сложнейших условиях глобальной и региональной конкуренции. Поэтому мы должны оставаться на рациональной позиции, держа в руке прежде всего миссию укрепления нашей государственности", - заключил Президент РК. 

Далее о ситуации экономики РК высказался общественный деятель Мухтар Тайжан.

11:40 

"Наша экономическая группа провела большую работу, обсудили ряд вопросов. Хорошие предложения озвучены в вашем послании, господин Президент. Теперь надо думать как ваши задачи будут воплощены в реальность. Наша группа готова поработать над их воплощением. Один из главных вопросов – почему экономика не развивается? На наш взгляд, госдоля в экономике слишком велика. Поэтому надо уменьшить долю государства в экономике. Тогда бизнес будет развиваться. Думаю об этом мы должны здесь говорить, - сказал Мухтар Тайжан.

"Регулирование бизнеса очень жесткое, в таких условиях частный сектор не будет развиваться. У нас в каждом секторе много надуманных монополий, которые держат рынок и нет места другим фирмам. Отсюда и безработица.

Еще одно предложение – сколько мы взяли кредитов у соседних государств? Нужен реестр. Потому что это тоже важно.

Еще одна тема – земельный вопрос. Вы, господин президент хорошо сказали о том что земля не будет продаваться иностранцам. Но народ обеспокоен тем что земля не должна быть отдана и в аренду.

Латифундизм это зло. Земля – это основа экономики. Главный инструмент – космомониторинг.

Эту тему мы обсуждали на заседаниях Атамекена. Они нас поддерживают. Теперь минюст против. Космомониторинг должен быть законным. Это очень важно. Это решит многие вопросы. Это даст объективную картину: используется ли земля? Или стоит свободна? Это позволит избежать коррупции.

Эти и другие вопросы мы готовы обсуждать и решать".

11:55

Директор Центра прикладных исследований «Талап», член Политсовета партии «Nur Otan» Рахим Ошакбаев:

"Мы глубоко приветствуем ваше решение отложить до 2023 года введение дополнительных пенсионных взносов. Я думаю, совершенно очевидно это повлекло бы дополнительную нагрузку на ФОТ (фонд оплаты труда) и, наоборот, увеличило итак без того очень высокий теневой сектор зарплат, который мы оцениваем в 10 трлн тенге. Но вместе с тем, есть такой большой слон в комнате, которого нам, как экспертам, очень сложно игнорировать, - это неполная эффективность текущей трехуровневой пенсионной системы. 

К сожалению, на мой взгляд, доверие к этой пенсионной системе очень небольшое. Мы декларируем три уровня - на самом деле 92% идет из бюджета. Обязательная накопительная часть - реальная доходность за первое полугодие текущего года только 0,09%. Эта цифра меня лично потрясает. Далее, поскольку низкая доходность, низкая сохранность, это влечет естественно низкое доверие вкладчиков к этой пенсионной системе. Регулярные пенсионные взносы 12 раз в год делают всего 2,5 млн человек при более чем 8 млн занятых. При этом 63% из них показывают зарплату меньше, чем минималка - 42 тысячи тенге. Уровень накоплений тоже очень низкий - 6,6 млн казахстанцев имеют накопления до 1 млн тенге, а свыше 5 млн тенге только всего у 282 тысяч человек. То есть мы видим, что за 21 год существования обязательного накопительного элемента как бы не заработал. Поэтому на эти цифры мы хотели бы обратить внимание. 

Мы считаем, ваше поручение создать рабочую группу, у нас есть полное конструктивное понимание с министерством труда, с Миннацэкономики, открывает хорошее окно возможности, чтобы посмотреть реально что мы хотим, какая система может быть лучше, может быть альтернативные варианты. 

На этом фоне хотел привлечь ваше внимание - сильно впечатляют аппетиты АО «ЕНПФ». Они в год, не управляя пенсионными активами, тем не менее, взимают комиссию за управление пенсионными активами 45 млрд тенге. Совокупно их комиссии составляют 60 млрд тенге, адмрасходы - 20 млрд тенге. Мне очень тяжело представить на что можно потратить 20 млрд тенге адмрасходов. Для сравнения, содержание Минфина, который администрирует всю бюджетно-налоговую систему с 81 ГУ,  обходится нам всего в 6 млрд тенге. А здесь 20 млрд тенге! Получается у нас есть определенные синекуры в лице ОСМС, ГФСС и ЕНПФ, которые находятся вне контроля Счетного комитета. Поэтому мы очень радостно восприняли ваше предложение проработать объединение всех этих фондов в один фонд социального страхования. Поэтому мы просим совместно с Минтруда и МНЭ начать работу в отдельной подгруппе по разработке реформы пенсионной системы, которая должна основываться на общих выверенных актуарных расчетах"  - сказал он.

Эксперт также высказался насчет девальвационных ожиданий казахстанцев:

"Девальвационные ожидания очень высокие. Если за июль, если даже по опросам Нацбанка смотреть, то 70% казахстанцев ожидают девальвации. Многие ожидают не за горизонтом отметку в 400 тенге за доллар. Мы полагаем, что критически надо смотреть результаты этого четырехлетнего монитарного эксперимента со страной, который мы якобы называем инфляционным таргетированием и свободно плавающим обменным курсом.

В итоге вся эта система работает в пользу банков. Банки получают безкризисную доходность за счет нот Нацбанка по высокой ставке и сейчас львиная доля доходов банков составляет не кредитование физических лиц, не кредитование бизнеса, а в основном эта неосновная деятельность. И в итоге кредиты бизнесу упали до исторического минимума в истории Казахстана, 22%. В сравнении даже по санкционной России это 48%.

Наши предварительные результаты показывают, что из-за волатильности курса общественные потери благосостояния составляют не менее 3,2% в год", - заявил эксперт.

12:30

Известный казахстанский адвокат, член Нацсовета общественного доверия при Президенте РК Айман Умарова обратилась к Главе государства с просьбой декриминализировать статью по клевете и уделить внимание также другим не менее важным вещам.

"Я хотела бы остановиться на двух статьях, которые сегодня очень важны. Это 130 статья - «Клевета». Я думаю, что сейчас говорят, что есть изменения, будет возможно, что часть 1 статьи 130 декриминализируют, но это не правда. Это большая проблема. Нужно декриминализировать полностью эту статью. Не должно быть этой статьи. 130 статья - «Клевета», по которой в основном привлекаются журналисты. Поэтому я думаю, ее нужно декриминализовать полностью, достаточно гражданской ответственности.

И знаменитая статья 174. Что такое статья 174? Если это было расжигание социальной расовой религиозной розни, а сейчас даже стыдно говорить - возбуждение религиозной, расовой и так далее. Никто не понимает кто, когда возбудился, за что, но сроки дают больше 5 лет и выше. Я очень прошу, чтобы вы обратили на эти статьи внимание" - заявила она.

12:40

Писатель кинорежиссер и сценарист Ермек Турсунов призвал менять отношение к культуре.

"Нужно менять отношение к культуре, Министерство разделить, отделить культуру от спорта. В министерстве должны работать подготовленные управленцы. Минкульт не может быть на положении пасынка и финансироваться по остаточному принципу.

Вдобавок наши культурные достижения сегодня носят разовый характер. Если Димаш где то победит, чиновники пристраиваются и представляют как свои достижения. На самом деле эти люди не смогли пробиться на родине. Так не должно быть!

Также следует уделить внимание не только городам, потому что у нас, что-то когда делается, то речь идет о Нур-Султане и Алматы. Но талантливых ребят хватает по всему Казахстану"

12:50

На Заседании НСОД заместитель председателя ДПК "Ак жол" Казыбек Иса поднял вопрос о статусе казахского языка

"Мы должны оправдать кредит доверия, выданный нам народом. И обсуждение здесь актуальных для населения вопросов очень важно.

В послании Президента многие казахстанцы услышали ожидаемые вещи. Что теперь следует сделать для их осуществления?

Главный на мой взгляд вопрос касается статуса казахского языка. Президент уделил этому вопросу особое внимание, и это радует.

Мы должны все работать над решением этого вопроса. В конституцию надо внести соответствующие изменения, которые закрепят за казахским языком статус языка межнационального общения

Второе. Латиница по прежнему требует корректировки. Один знак обозначает «и» и казахскую «і». Это создает непонимание, как произносить и читать данное слово.

Возвращаясь к статусу казахского языка, считаю, что кино, анимация, виртуальные игры должны быть на госязыке.

Сейчас 90 процентов литературы в книжных магаз инах на русском языке и переводы западных авторов. Литературы на гос языке очень мало.

Все начинается с детского сады и школы. Верю и готов приложить усилия, что поручения Президента относительно Казахского языка будут реализованы"

13:00 

Политолог Саясат Нурбек высказал свое мнение о образовании и здравоохранения РК:

"Вкратце хочу остановиться на двух основных направлениях, это образование и здравоохранение.

Образование и рынок труда – эти две отрасли всегда надо смотреть вместе, это наша застарелая, хроническая институциональная проблема. Минобразования и Минтруда вкупе комплексно к развитию человеческого капитала до сих пор не могут институционально институционально работать. 

Первая проблема - нет критической массы спроса на знания. В целом у нас таки сформировалась социальная занятость, несмотря на падение темпов роста ВВП. Сохраняются неэффективные рабочие места. Вот неэффеутивная занятость -  первый вопрос, которым хотим комплексно заняться. 

Второй - система образования не готовит кадры до сих пор для экономики знаний. Здесь высшее образование у нас стало массовым. Касым-Жомарт Кемелевич и в послании, и на августовской педконференции очень четко эти проблемы поднял. Наконец-то системно мы начали смотреть на высшее образование и его массовость. При этом не слышит бизнес до сих пор систему образования, 90%  работодателей говорят, что выпускники не обладают, к сожалению, практическими знаниями и навыками. А почти половина обладателей дипломов идут работать не по специальности.

Обучение на протяжении всей жизни до сих пор не стало мейнстримом, базовым принципом образования. После 25 лет ключевая масса людей у нас перестает обучаться, а повышение квалификации зачастую носит формальный характер.

Третье. Среда необходимая для развития и самореализации человека до сих пор у нас качественно не сформирована. И такой ключевой момент, который мы хотели бы отметить – трудовая бедность. Получается, если взять зарплаты водителя и врача, разлет между ними не более 20%. В США это 261%, в Германии – 174%, в Бразилии – 172%.

Мотивации и стимулирования на более высококвалифицированный, более высокооплачиваемые профессии у нас не наблюдается. Это очень серьезная проблема. В результате критическая масса населения отдает приоритет в работе безопасности, стабильности, но не выбирать более высокоэффективную и более высокодоходную занятость. 

Здесь мы будем очень плотно работать с министерством труда и министерством образования. Уже завтра в рамках рабочей группы по госпрограмме развития образования у нас будет с Асхатом Аймагамбетова и в рамках нацсовета по квалификации с Бердибеком Машбековичем (Сапарбаевым). Мы готовы подключаться. Сейчас идет объединение разных советов в сфере занятости и труда в один большой национальный совет по развитию социально-трудовой сферы. 

По здравоохранению. Демонополизация системы управления здравоохранением. Здесь. Как и в любой социальной сфере, заложен глубинный конфликт интересов, который выражается в следующем. Миистерство здравоохранения и Министерство образования определяют содержание образования и медицинских услуг. Сами же львиную долю этих услуг через государственные учреждения образоавния и здравоохранения предоставляет, и само же контролирует качество этих медицинских и образовательных услуг. Этот конфликт интересов необходимо менять

Второе – это равные условия для частных и государственных организаций. Здесь получается, что госучреждения получают львиную долю заказа, при этом не обладая необходимой институциональной, инструментальной базой и и кадровым потенциалом. В итоге частный сектор, имея хорошие предпосылки, активно и конкурентно не участвуе тв этих процессах. 

Третья проблема – это лекарственной обеспечение. Это взрывоопасный вопрос. Нерыночные механизмы регулирования приводят к очень интересной ситуации. Благие намерения держать минимальный уровень на базовый пакет лекарств приводят к тому, что в итоге наоборот они вырастают в цене.

Четвертое - страховая медицина. Сегодня с 1 января 2020 года. Несмотря на работу, которая проводилась Минздравом, мы можем констатировать, что достаточной информационной работы не было проведено, цифровизация тоже не дала каких-то своих больших результатов системных. Мы очень сильно переживаем, что это вызоветмассовые конфликты и недовольство граждан.

И последний вопрос – это недостаточная прозрачность решений. Удивительным образом, особенно в системе здравоохранения НПА большинство и решений, которые принимаются, в основном обсуждаются медицинским же сообществами, аффилированными неправительственными организациями. И главный получатель услуг – пациент остается вне обсуждения тех инструментов и законов, НПА, которые должны быть направлены на повышение в первую очередь качества его здоровья и благосостояния. 

Наша группа будет фокусироваться больше не на технических детальных предложениях. Есть огромный госаппарат, он может найти тысячу и одно причину, почему это правильное или неправильное предложение. Мы сосредоточимся на ключевых вопросах – критических развилках, в которых нет комплексных решений" - заявил он.