Об этом сообщает Liter.kz

- Вкратце хочу остановиться на двух основных направлениях: это образование и здравоохранение. Образование и рынок труда – эти две отрасли всегда надо рассматривать вместе, это наша застарелая, хроническая институциональная проблема.

Первое. Нет критической массы спроса на знания. В целом у нас-таки сформировалась социальная занятость, несмотря на падение темпов роста ВВП. Сохраняются неэффективные рабочие места. Вот неэффективная занятость -  первый вопрос, которым хотим комплексно заняться.

Второе. Система образования до сих пор не готовит кадры для экономики знаний. Здесь высшее образование у нас стало массовым. Касым-Жомарт Кемелевич и в Послании, и на августовской педконференции очень четко эти проблемы поднял. Наконец-то мы начали смотреть системно на высшее образование и его массовость. При этом  бизнес до сих пор не слышит систему образования, 90%  работодателей говорят, что выпускники не обладают практическими знаниями и навыками. А почти половина обладателей дипломов идут работать не по специальности.

Обучение на протяжении всей жизни до сих пор не стало мейнстримом, базовым принципом образования. После 25 лет ключевая масса людей у нас перестает обучаться, а повышение квалификации зачастую носит формальный характер.

Третье. Среда, необходимая для развития и самореализации человека, до сих пор у нас качественно не сформирована. И такой ключевой момент, который мы хотели бы отметить – трудовая бедность. 

Получается, если взять зарплаты водителя и врача, разлет между ними не более 20%. В США это 261%, в Германии – 174%, в Бразилии – 172%.

Мотивации и стимулирования на более высококвалифицированные, более высокооплачиваемые профессии у нас не наблюдается. Это очень серьезная проблема. В результате критическая масса населения отдает приоритет в работе безопасности, но не выбирает более высокоэффективную и более высокодоходную занятость.

Здесь мы будем плотно работать с Министерством труда и Министерством образования. Уже завтра в рамках рабочей группы по госпрограмме развития образования у нас будет (встреча - Liter.kz) с Асхатом Аймагамбетовым и в рамках нацсовета по квалификации с Бердибеком Машбековичем (Сапарбаевым). Мы готовы подключаться. Сейчас идет объединение разных советов в сфере занятости и труда в один большой национальный совет по развитию социально-трудовой сферы.

По здравоохранению. Первое. Демонополизация системы управления здравоохранением. Здесь, как и в любой социальной сфере, заложен глубинный конфликт интересов, который выражается в следующем. Министерство здравоохранения и Министерство образования определяют содержание образования и медицинских услуг. Сами же львиную долю этих услуг через государственные учреждения образования и здравоохранения предоставляем, и сами же контролируем качество этих медицинских и образовательных услуг. Этот конфликт интересов необходимо менять.

Второе – это равные условия для частных и государственных организаций. Здесь получается, что госучреждения получают львиную долю заказа, при этом не обладая необходимой институциональной, инструментальной базой и и кадровым потенциалом. В итоге частный сектор, имея хорошие предпосылки, активно и конкурентно не участвует в этих процессах.

Третье – это лекарственное обеспечение. Это взрывоопасный вопрос. Нерыночные механизмы регулирования приводят к очень интересной ситуации. Благие намерения держать минимальный уровень на базовом пакете лекарств приводят к тому, что в итоге, наоборот, они вырастают в цене.

Четвертое - страховая медицина. Несмотря на работу, которая проводилась Минздравом, мы можем констатировать, что достаточной информационной работы не было проведено, цифровизация тоже не дала каких-то своих больших результатов. Мы очень переживаем, что это вызовет массовые конфликты и недовольство граждан.

И последний вопрос – это недостаточная прозрачность решений. В системе здравоохранения НПА большинство и решений, которые принимаются, в основном обсуждаются медицинскими же сообществами, аффилированными неправительственными организациями. И главный получатель услуг – пациент остается вне обсуждения тех инструментов и законов НПА, которые должны быть направлены на повышение, в первую очередь, качества его здоровья и благосостояния.

Наша группа будет фокусироваться больше не на технических детальных предложениях. Есть огромный госаппарат, он может найти тысячу и одну причину, почему это правильное или неправильное предложение. Мы сосредоточимся на ключевых вопросах – критических развилках, в которых нет комплексных решений.