В связи с этим в Сенате Парламента РК вопросу дальнейшего совершенствования законотворческого процесса уделили целое заседание – парламентские слушания.

В карман за словом депутаты особо не лезли. Было видно, что проблема набила им приличную оскомину. На основе законопроектов, находящихся сейчас в стенах Парламента, они указывали на основные ошибки разработчиков, буквально тыкая в них носом. Сенатор Канатбек Сафинов заявил, что на примере только одного проекта закона по вопросам ЖКХ может назвать сразу несколько проблем, касающихся законотворчества.

Это отсутствие как аналитической, так и прогностической работы. Вдобавок невооруженным глазом видно, что к этой работе не привлекали ученых-юристов и стремление госорганов зарегулировать всех и вся.

Его коллега Мурат Бактиярулы поднял другой вопрос, связанный с качеством законопроектов на казахском языке. Он сообщил, что зачастую два варианта на государственном и русском языках по содержанию существенно отличаются друг от друга. По его словам, складывается впечатление, что порой разработчики отправляют «сырые» материалы.

– Складывается впечатление, что они нарочно и безразлично относятся к своей работе и не выполняют должным образом своих должностных обязанностей, – пожаловался он.

Негодование вызывает частое внесение поправок в законы. По словам депутата Владимира Волкова, изменения в кодексы в среднем вносят один раз в 2-3 месяца. В Кодекс об административных правонарушениях с момента его принятия внесены целых 107 поправок.

На его взгляд, это может привести к нестабильности специальных и отраслевых законов и законодательства в целом. Особо поразило сенатора то, что даже в План законопроектных работ Правительства на 2019 год уже умудрились внести поправки 7 раз.

Зашла речь также о законопроекте по совершенствованию законотворческого процесса. В него, как сообщил министр юстиции Марат Бекетаев, включены несколько блоков. Во-первых, предусматривается предварительный отчет и его обсуждение с общественностью.

Во-вторых, предлагается пересмотреть порядок проведения научной и правовой экспертизы – привлекать всех научных экспертов страны с соответствующими знаниями вместо одной научной организации. Проект закона находится на рассмотрении в Администрации Президента. Глава ведомства уточнил, что, как только он будет согласован, его внесут в Парламент.

Спикер Сената Дарига Назарбаева в свою очередь предложила, чтобы не терять время и не обсуждать эти вопросы повторно, сразу в этом законопроекте уже учесть, какие из прозвучавших рекомендаций должны быть в нем отражены. В целом к нареканиям она со своей стороны добавила еще пару моментов, на которые, по ее мнению, следует обратить пристальное внимание. Это то, что ни у Правительства, ни у Парламента нет мониторинга за тем, как работают законы, которые они выпускают. А мониторинг по идее должен быть. И определенные претензии есть к правовой экспертизе, к слабому финансово-экономическому обоснованию, отсутствию аналитики как таковой.

– Это проблемы многолетние, они назревали давно. Ни для кого они не являются новостью, все эти вопросы себе задавали и предыдущие поколения депутатов Парламента. Поэтому сегодня действительно назрела необходимость коренного концептуального пересмотра подходов к законотворческому процессу, – констатировала она.